Профилактическое занятие «Риск – благородное дело?»

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель занятия: формирование отношения к жизни как к высшей ценности и убеждения в необходимости избегать неоправданного риска

Задачи: формирование у подростков критичного отношения к рискованным ситуациям; формирование представлений об осознанном риске; обсуждение приемлемых способов реализации потребности в стремления рисковать.

Методическое оснащение и оборудование: Опросник «Тенденция к риску», таблицы по числу участников, ручка.

Занятие можно проводить с классом. Время проведения 45 минут.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Введение

Упражнение «Ассоциация»: ребята должны сказать первое что приходит в голову, когда они слышат слово «риск».[1]
Возможные ответы: экстрим, высота, опасность, крыша, поездки на мотоциклах и др.

2. Основная часть

1) Беседа с учащимися о риске в обычной жизни: переходить дорогу через оживленный перекресток, ходить вечером одному по темным переулкам, садиться в машины к незнакомым людям, открывать двери незнакомым, знакомиться в Интернете, курить в школьном туалете, прогуливать и др.

2) Зачем люди рискуют:
Возможные ответы: не думают о последствиях, получить адреналин, на спор, ради кого тои др.

3) Ребятам предлагается заполнить таблицу (Приложение 1) [2]

Обсуждение: стоит ли рисковать , зная какие последствия могут наступить:

Пример заполненной таблицы:

Люди рискуют, когда Зачем? Возможные последствия
Поездка без билета в электричке Жалко денег Могут оштрафовать.
Поездки на скутере с высокой скоростью Получить адреналин Можно разбиться, остаться калекой, разбить чужую машину и «попасть на деньги».
Катание на крыше вагона На спор, доказать что крутой Можно разбиться, остаться калекой,
принести родителям горе .
Употребление наркотиков Из любопытства Потеря здоровья, друзей, будущего
Многочасовое сидение за компьютером Нет друзей, нет других интересов Компьютерная зависимость

4) Предложить ребятам составить список способов выхода из рискованных ситуаций : звонок в МЧС или полицию, не ходить по темным улицам, соблюдение ПДД, учиться самообороне, учиться говорить «нет»(например, если предложили попробовать наркотики) и др.

5) Введение понятия «благородный риск»
Тем не менее, люди рискуют довольно часто: спасая ребенка, совершая подвиги на войне, защищая свою страну и близких. Также существует просчитанный риск: профессии, связанные с риском: пожарники, полиция, военные; спортсмены.

3. Заключение

1) Мозговой штурм: каким образом можно реализовать подросткам потребность рисковать, проверять границы своих возможностей: занятия спортом, участие в военных и исторических играх, стать членом Туристического или Патриотического клуба, подумать о получении профессии, связанной с риском и др.

2) Предложить ребятам попытаться определить личные предпочтения в ситуациях, связанных с риском и еще раз подумать, насколько оправданными могут быть такие рискованные предприятия:

Опросник «Тенденция к риску» (Приложение 2) [3]

Вывод: Взрослые зрелые люди избегают неоправданного риска. Не рисковать зря – это признак силы, а не слабости.

Список литературы:

1. В.А.Радионова, М.А.Ступницкая, О.В. Кардашина «Я и другие», Академия развития, Ярославль, 2001 год, с.74.
2. А.В. Микляева «Я – подросток. Встречи с самим собой», изд-во Речь, Санкт-Петербург, 2003 год, с.65;
3. «Практическая психология для учителей и родителей», составитель Глазунов М.В., Москва, 1998г.