Цели урока: проверка глубины и прочности знаний по теме «Лексика и фразиология»; развитие сотрудничества школьников.
В 6 классе после изучения темы «Лексика и фразеология» я провожу путешествие-исследование страны «Лексика» как итоговую работу. Учащимся выдается маршрутный лист с заданиями (работу можно было выполнять индивидуально и группой).
Путешествие-исследование страны «Лексика» учени____ 6 ___ класса школы
1. Какие вы знаете словари? __________________________________________
2. Прочитайте предложения и определите, сколько значений у слова «земля»
Предложения | Значение слова «земля» |
1) Выполнив задание, мы получали право
путешествовать по земле лингвистической страны. 2) Шёл, шёл долговяз, в сыру землю увяз (дождь). 3) Мать с младенцем спасена, землю чувствует она. 4) Земля вращается вокруг Солнца. 5) Береги землю родную, как мать любимую. |
1) |
2) | |
3) | |
4) | |
5) |
– Как называются такие слова и их способность выступать в разных значениях?
_____________________________________________________________________
3. Какое значение имеет слово «язык»? (прямое или переносное).
1) Языку мы учимся и должны учится непрерывно, до
последних дней своей жизни ( К. Паустовкий)
(______________________________________ )
2) Язык, доставленный разведчиками, сообщил
важные сведения о готовящемся наступлении врага.
( ______________________________________ )
3) Мама посоветовала прикусить язык. (
_______________________________ )
4) Маша больно прикусила язык. (
____________________________________ )
5) Предупреждаем: на нашей земле легко
заблудиться и попасть в неприятную историю,
помните: при желании язык до Киева
доведет.(________________________________ )
4. Запишите слова ___________________________________________________________ Как они называются?
Прочитайте диалог. Вместо точек вставьте глаголы-синонимы. Избегайте повторов. Какой становится речь в результате использования синонимов?
– Ты взял у сестры куклу?
– Да, – …………………… я тихо.
– Ты украл её?
– Нет, – …………………….. я .
– Как нет? – …………………………………… вдруг отец.
– Э-ге-ге! – …………………………………………. вдруг за
окном голос.
– Я вижу, – …………………………………………….
Тыбурций, – моего друга в затруднительном
положении.
5. Лингвистический анализ текста (упр. 65, учебник «Русский язык», 6 класс, авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова)
Задание: исследовать лексические средства языка ( дать объяснение указанным группам слов через подбор синонимов).
Общеупотребительные:
– знаменитый ___________________________________________________________
– закоченевший _________________________________________________________
Диалектные:
– замолаживать ________________________________________________________
Переносное значение:
– сани идут ____________________________________________________________
– шинель греет _________________________________________________________
– решение перевернуло жизнь
____________________________________________
– из страниц вырос словарь
______________________________________________
Устаревшие:
– губерния ____________________________________________________________
– ямщик ______________________________________________________________
Просторечные:
– сунул _______________________________________________________________
– тычет _______________________________________________________________
– щурит ________________________________________________________________
– понукает _______________________________________________________________
Фразеологизмы:
а) эмоционально-экспрессивные:
– новая, с иголочки ____________________________________________________
б) терминологические:
– мичманская форма _______________________________________
– записная книжка _________________________________________
– толковый словарь живого великого русского
языка ____________________________
– Новгородская губерния
____________________________________________________
В конце урока учащиеся сдают маршрутные листы для подведения итогов и результатов работы.