Урок русского языка по теме «Правописание окончаний имен существительных 1-го склонения»

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • совершенствовать навык правильного написания безударного окончания имени существительного в косвенных падежах;
  • закреплять умение определять падежи по вопросам и роли существительного в предложении;
  • развивать навык грамотного письма;
  • продолжать работу по развитию устной и письменной речи.

Оборудование:

  • презентация к уроку;
  • карточки с текстами по развитию речи;
  • тетрадь на печатной основе Л.Г.Моршнева «Проверочные работы 3 класс» часть 1;
  • учебник А.В.Полякова «Русский язык» 3 класс, 2 часть.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение изученного:

На слайде слова:

м...рков...                              к...ртофел...                         п...м...дор
м...ряк                                   л...сник                                п...сател...
сн...гир...                              ...рёл                                     грач...
бабушка                                ...тец                                     доч...

– Прочитайте написанные на доске слова, обращая внимание на их смысловую связь в каждой строке. Постарайтесь их запомнить (через 1-2 минуты вторые и третьи слова закрываются).
– Ориентируясь на первое слово, напишите строчки полностью.
– Вставьте пропущенные буквы. Объедините орфограммы по группам.
– Найдите общее в данных словах.
(Учащиеся работают самостоятельно, записывая по памяти слова, затем выделяют орфограммы, подбирая проверочные слова. Работая в парах находят общее в данных словах.)
– Какое существительное среди написанных лишнее?
– Что такое склонение имён существительных?
– Какого склонения бывают имена существительные?
– Какие существительные относятся к 1-ому склонению?
– Приведите примеры существительных 1-го склонения.

III. Минутка чистописания.

– На минутке чистописания мы напишем три буквы. Все они находятся в существительном 1-го склонения. Первая буква является согласной в корне этого слова. Какая это буква? (Б)
– Вторая буква гласная, находящаяся в суффиксе этого слова. Какая это буква? (У)
– Третья буква является окончанием в этом же слове. Какая это буква?(А)
– Определите порядок следования букв в данном ряду:

аабу    аббу     абуу ( на слайде)

– Напишите этот ряд, поочерёдно удваивая количество букв, затем утраивая до конца строки.
– Вспомните, как мы определяли тему минутки чистописания, скажите, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

IV. Словарная работа:

– Выпишите из словарика три существительных 1-го склонения, три существительных 2-го склонения, три существительных 3-го склонения. (Проверка в парах)

V. Физкультминутка

– Я буду называть существительные 1-го склонения. Если услышите существительные с твёрдым окончанием, поворачиваетесь друг к другу и обмениваетесь хлопками. Если назову существительное с мягким окончанием, приседайте. (Гора, змея, нога, вишня, прогулка, мама, земляника, тётя, старушка, стройка, дядя, Валя).

VI. Работа по теме урока:

1. Работа в парах по карточкам. Задание: прочитайте, разделите слвосочетания на три равные группы. Напишите. Вставляя пропущенные буквы.

Посп...шил на выручку, спрятался за печ...ку, вышел на з...рядку, зац...пил за ветку, н...сыпал на тр...ву, вспомнил пр з...рубку, узнал про книгу, переж...вал за с...стру, расск...зал про игрушку.

(Проверка по слайду)

2. Работа по учебнику стр. 43 упр.88

– Найдите существительные в предложном падеже.
– Как определить падеж существительного?
– На какие вопросы отвечает предложный падеж?

3. Работа по учебнику стр.43 упр.90

– Поставьте данные существительные в нужном падеже.
– Как можно определить падеж имени существительного?
– Укажите падежи имён существительных 1-го склонения (взаимопроверка в парах)

VII. Работа по развитию речи

– Объясни смысл фразеологических оборотов:

  • Морочить голову.
  • Язык проглотить.
  • С глазу на глаз.
  • Повесить нос.
  • Ни в зуб ногой.
  • Пропустить мимо ушей.
  • Взять себя в руки.

Определитепадеж имён существительных. (Проверка по слайду)

VIII. Итог урока

– Чему научились на уроке?
– Что нового узнали?
– С каким настроением закончили урок? (Показ на слайде смайликов-сиволов настроения)

IX. Домашнее задание

Стр. 43, упр. 89.