Вид урока: профессионально-трудовое обучение, профиль – швейное дело.
Тип урока: комбинированный – два урока, продолжительностью 45 мин: теоретическая и практическая части.
Форма проведения: традиционный урок.
Материально-техническая база: швейные машины, ножницы, иглы, нитки, детали кроя, сантиметровая лента, мультимедиа-презентации (смотрите в приложении).
Методическое оснащение урока:
- образец обработанной детали гладкого накладного кармана;
- детали кроя изделия (карман и обтачка);
- образцы гладких накладных карманов и карманов с отворотом;
- операционно-технологическая карта.
Цель урока: научить обрабатывать гладкий накладной карман, ориентируясь на образец и операционно-технологическую карту.
Методы и приёмы:
- беседа по пройденному материалу;
- выполнение практической работы;
- индивидуальные задания.
Межпредметные связи: русский язык, математика.
Речевой материал: гладкий накладной карман, накладной карман с отворотом.
Задачи:
- Образовательные:
- повторить теоретические сведения о накладных карманах;
- познакомить с технологической последовательностью обработки гладкого накладного кармана.
- Коррекционно-развивающие:
- развивать умение анализировать представленный образец готового изделия по предложенному плану.
- повышать самостоятельность при ориентировке в задании по операционно-технологической карте, планировании и оценке качества работы;
- развивать умение использовать свою речь в ориентировочных действиях, обогащать словарный запас специальной терминологией,
- Воспитательные:
- формировать навыки коллективного труда;
- формировать навыки бережного отношения к оборудованию мастерской.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент:
- контроль посещаемости;
- проверка рабочей одежды и готовности к уроку.
II. Повторение пройденного материала. (Презентация, слайд 1):
1. Беседа.
Скажите, с какой темой вы познакомились на прошлом уроке? | Мы познакомились с темой «Накладные карманы» |
Для чего служат карманы в швейных изделиях? | Карманы служат для хранения мелких предметов и для отделки одежды. |
Какие бывают виды накладных карманов? | Гладкие накладные карманы, накладные карманы с отворотом. |
Какие срезы различают в крое кармана? | В крое кармана различают верхний, боковые, нижний срезы. |
Какую форму могут иметь накладные карманы? | Карманы бывают прямоугольные, закругленные, фигурные. |
На каких изделиях могут располагаться карманы? | Карманы могут быть расположены на брюках, головных уборах, халатах, рубашках и т.д. |
Как можно обработать верхний срез накладного кармана? | Верхний срез обрабатывают швом вподгибку с закрытым срезом или обтачкой. |
Индивидуальные задания: дать
описание образцов карманов по предложенному
плану (слайд 2)
|
|
Каждый обучающийся даёт описание образца накладного кармана, они оценивают ответы друг друга, исправляют ошибки. | Гладкий накладной карман овальной
формы, в виде отделки используется обтачка. Гладкий накладной карман с отворотом прямоугольной формы, отделкой служит обтачка из ткани контрастного цвета. |
Словарная работа. Ещё раз повторим, с какими новыми словами вы познакомились, изучая тему «Накладные карманы» (слайд 3). |
Гладкий накладной карман. Накладной карман с отворотом. |
Повторите правописание слов, открыв словарь в конце тетради, составьте предложение с одним из этих слов. | Гладкий накладной карман служит для хранения мелких предметов |
Оценка ответов обучающихся. | |
III. Основная часть | |
1. Сообщение цели урока, мотивация на
урок. – Сегодня вы познакомитесь с технологической последовательностью обработки гладкого накладного кармана и научитесь выполнять его обработку, ориентируясь на образец. В дальнейшем ваши работы я буду использовать как образцы, для показа на уроках. Вы сможете применять полученные навыки при пошиве изделий с карманами. Я прошу вас постараться выполнить работу аккуратно, соблюдая все правила техники безопасности. 2. Тема урока: «Обработка гладкого накладного кармана» (слайд 4) |
Запись темы в тетрадь. |
3. Анализ образца. – Скажите, для чего необходимо обрабатывать срезы карманов? |
Срезы обрабатывают для того, чтобы предохранить их от осыпаемости ниток |
– Перед вами образец гладкого
накладного кармана, дайте анализ образца по
плану (слайд 5):
|
Гладкий накладной карман. Выполнен карман из хлопчатобумажной ткани. Состоит из 2-х деталей: основной и обтачки. Детали прямоугольной формы. Верхний срез, боковые срезы, нижний срез. Верхний срез обработан обтачкой, нижний и боковые срезы обработаны швом вподгибку с открытым срезом. |
– Знакомство с технологической
последовательностью (слайды 6-8)
|
Обучающиеся записывают технологическую последовательность в тетрадь. |
4. Составить самостоятельно технологическую последовательность. Проверка правильности выполнения работы, исправление ошибок (работа в парах). Оценка ответов обучающихся. | Обучающиеся самостоятельно составляют
технологическую последовательность, оценивают
работу друг друга. Обработать верхний срез кармана. Подогнуть боковые и нижние срезы кармана на изнаночную сторону, заметать по сгибу. Наметать карман на основную деталь, настрочить. Удалить смётку, приутюжить. |
Динамическая пауза
IV. Выполнение практической работы
1. Перед началом практической работы я
напомню, как осуществляется проверка качества
выполнения работы: Работа будет выполнена на «отлично», если:
|
Обучающиеся знакомятся с критериями оценки качества работы. |
2.Выполняя практическую работу, не
забывайте выполнять правила техники
безопасности. Повторение правил техники безопасности. – Вы можете приступить к выполнению практической работы. Каждый из вас может выбрать способ обработки верхнего среза кармана, оценив свои возможности. |
Игла – острый предмет, поэтому хранить
её нужно в игольнице, нельзя вкалывать в одежду,
брать в рот. Сломанную иглу нужно сдать учителю. Ножницы нужно хранить в определённом месте. Нельзя оставлять их на рабочем столе открытыми. Передавать нужно кольцами вперёд. Перед началом работы на швейной машине нужно проверить состояние иглы, убрать посторонние предметы, не наклоняться близко к движущимся частям. |
– Приступая к выполнению практической
работы, не забывайте:
|
|
3. Скажите, с чего вы будете начинать работу? | Сначала нужно обработать верхний срез кармана. |
4. Самостоятельная практическая работа обучающихся. Ориентация на образец готового изделия и операционно-технологическую карту. | Обучающиеся выполняют работу, контролируя качество выполняемых операций. |
– Периодическое проговаривание обучающимися названия выполняемой операции. | Обработать верхний срез кармана. Подогнуть боковые срезы и нижний срез кармана на изнаночную сторону, заметать по сгибу. Наметать карман на основную деталь, настрочить. Удалить смётку, приутюжить. |
– Текущий инструктаж – целевые обходы:
– 1 обход – проверить организацию рабочего
места, соблюдение правил техники безопасности.
– 2 обход – проверить правильность выполнения
трудовых приёмов и технологическую
последовательность операций.
1-3 обход – оказание помощи обучающимся.
Оценка работы обучающихся.
V. Закрепление
– Какую тему повторили на уроке? | – Мы повторили тему «Накладные карманы». |
– Какой карман научились обрабатывать? | – Сегодня мы научились обрабатывать гладкий накладной карман. |
– Какие швы применяли при выполнении работы? | – Мы применяли шов вподгибку с открытым срезом и обтачной шов. |
– В какой последовательности выполняли работу? | – Обработали верхний срез
кармана. – Подогнули боковые срезы и нижний срез кармана на изнаночную сторону, заметали по сгибу. – Наметали карман на основную деталь, настрочили. Удалили смётку, приутюжили. |
– Какие трудности испытывали при выполнении практической работы? | – Произошла поломка иглы,
пришлось поменять иглу и сдать сломанную иглу
учителю. – При намётывании кармана на основную деталь, карман был намётан неровно, пришлось переделать. |
Подведение итогов выполнения практической работы. | Учащиеся оценивают работу, сравнивают с образцом. |
Анализ затруднений и ошибок, способы их устранения. | Рассказывают о способах устранения ошибок. |
VI. Мотивированные оценки за работу на уроке. Нацеливание на следующий урок. Уборка рабочих мест.
Список используемой литературы:
1. Зимина Н.И., Хайми И.И. Одежда новая и
обновлённая. – Петрозаводск Карелия, 1993 г.,
2. Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г. Швейное дело. 6
класс – М.: «Просвещение», 2005 г.;
3. Программы специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида под
редакцией В.В. Воронковой, – М.: «Просвещение»,
2005 г.