«Решение задач с помощью квадратных уравнений». 8-й класс

Разделы: Математика

Класс: 8


Цели:

  • Познавательная – сформировать алгоритм решения текстовых задач с помощью квадратных уравнений;
  • Развивающая – развивать логическое мышление, творческо-поисковую деятельность и умение самостоятельно применять полученные знания в стандартных ситуациях;
  • Воспитательная – содействовать воспитанию познавательного интереса, элементов культуры общения, коммуникативных качеств, умения работать в группах.

Общедидактическая цель: обеспечить изучение данной темы, используя принципы систематичности, прочности знаний, учитывая индивидуальные способности учащихся, связь полученных знаний с жизнью.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: проблемный, частично-поисковый, поисковый.

Формы работы: групповая, индивидуально-дифференцированная.

Оборудование:

– компьютер;
– листы с текстами задач, раздаточный материал.
– листы для самоконтроля
– учебник «Алгебра 8», Автор Макарычев.
– Справочная литература. Автор. Мордкович.

Ключевые понятия: Квадратное уравнение, корень уравнения, дискриминант, формула корней квадратного уравнения, алгоритм решения.

ХОД УРОКА

1) «Найди ключ к разгадке»

1) 4) 7)
2) 5) 8) D =?
3) 6) 9) Сумма двух чисел равна 7, а произведение равно 10.Найдите эти числа.

 

–5; 0 2; 5 1, 2 1; 5 – 2 50 Нет корней – 8 1, 4
решать Пойя если задачи решай хочешь то или научиться их

«Если хочешь научиться решать задачи, то решай их » / Пойя /
Это и будет нашим девизом.

2) Что имел в виду Пойя в своём высказывании? Ответы детей…
– Чему бы вы хотели сегодня научиться на уроке?..
– Что бы вы хотели в себе развить?
– Что воспитать?

Тем самым подводим детей к цели урока …
(сформировать алгоритм решения текстовых задач с помощью квадратных уравнений)

3)Дети разбиты на группы для решения дифференцированных задач (с консультантом). У каждого ученика на парте лист самоконтроля

Деятельность на уроке «Успехи» Критерии
1. Найди ключ»   1б.за найденный «ключ»
2.Работа в группах.   2б – «Продолжи решение»
3б – «Реши по образцу»
5б – решил самостоятельно
3.«Свободный выбор»   3б – верно выполнено задание части «В»
4б– верно выполнено задание части «С»
Итог   Критерии:
на «5» – 9-10б
На «4» – 7-8б
На «3» – 6б

Ребятам предлагаются задачи на карточках трёх видов:

  • Продолжи решение (с подробными шагами действий) (2б)
  • Реши по образцу (одна задача решена полностью, а другую реши сам) (3б)
  • Решите задачу самостоятельно (используя дополнительную и справочную литературу) (5б)

Выбор свободный.

Приложение.

Карточка №1.

Найдите два числа, сумма которых 20, а произведение 96.

1 этап. План решения задачи

1) Одно число обозначьте через х.
2) Второе число выразите как неизвестное слагаемое, зная сумму этих чисел.
3) Зная произведение этих чисел, составьте уравнение и решите его.
Пусть х – ____________________________________, тогда
___________ – второе число. Так как произведение чисел равно ___, составим и решим уравнение.

2 этап. Решите уравнение

Уравнение: х(20 – х) = 96. (Работа в парах). (Учитель комментирует и задаёт наводящие вопросы.)

Решение уравнения Комментарии и наводящие вопросы
х(20 – х) = 96; – раскроем скобки
20х – х2 = 96; – в какую часть удобнее перенести слагаемые и почему?
х2 – 20х + 96 = 0; – какое это уравнение? Почему приведённое? Выпишите коэффициенты.
а = 1; b = – 20; с = 96; – 20 – чётное число, найдите k.
k = – 10; – по какой формуле будем находить дискриминант.
D1 = k2 – ас;
D1 = (– 10)2 – 96 =
= 100 – 96 = 4;
4 > 0 – два корня;
– найдите дискриминант; сравните его с нулём. Сколько корней имеет уравнение? По какой формуле будем находить корни уравнения?
х1, 2 = ; – найдите корни уравнения.
х1, 2 = 10 ± 2;
х1 = 10 + 2 = 12;
х2 = 10 – 2 = 8;
– какое число мы нашли? Найдите второе число.
20 – 12 = 8;
20 – 8 = 12.
– Запишите ответ.

Ответ: 12 и 8.

Учитель: Ребята, вы только что решили задачу древнегреческого учёного Диофанта из его трактата «Арифметика»

Сообщение учащихся:

«ДИОФАНТ – древнегреческий математики, живший предположительно в III веке н.э.
Основное произведение «Арифметика» в 13 книгах.
В честь Диофанта назван кратер на Луне».

Карточка№ 2

Найдите катеты прямоугольного треугольника, если известно, что один из них на 7 см больше другого, а гипотенуза равна 13 см.

1 этап. План решения задачи.
1) Один катет обозначьте через х.
2) Второй катет выразите, зная, что он на 7 см больше первого.
3) Вспомните теорему Пифагора и составьте уравнение.
Пусть х см – ____________________________________, тогда
___________ см второй катет. По теореме Пифагора ____________, составим и решим уравнение.
2 этап. Решите уравнение.
Уравнение: х2 + (х + 7)2 = 132.
(Работа в парах). (Учитель комментирует и задаёт наводящие вопросы.)


Решение уравнения
Комментарии и наводящие вопросы
х2 + (х + 7)2 = 132; – раскроем скобки, вспомнив формулу сокращённого умножения
(а + b)2 = а2 + 2аb + b2/
х2 + х2 + 14х + 49 = 169; – перенесём всё слагаемые в левую часть уравнения?
2х2 + 14х + 49 – 169 = 0; – приведём подобные слагаемые.
2х2 + 14х – 120 = 0; – разделим все коэффициенты на 2;
х2 + 7х – 60 = 0; – какое это уравнение? Почему приведённое?
а = 1; b = 7; с = – 60; – выпишем коэффициенты;
D = b2 – 4ас;
D = 72 – 4 · 1 · (– 60) =
= 49 + 240 = 289 = = 172 > 0 – два корня;
– найдите дискриминант; сравните его с нулём. Сколько корней имеет уравнение? По какой формуле будем находить корни уравнения?
х1, 2 = ; – найдите корни уравнения.
х1, 2 = ;
х1 = 5;
х2 = – 12 – не удовл. усл. задачи;
– число мы нашли? Найдите второй катет.
5 – один катет;
5 + 7 = 12 – второй катет.
– Запишите ответ.

Ответ: 12 см и 5 см.

Учитель: Какие знания вы использовали при решении этой задачи?

Сообщение учащихся:

«ПИФАГОР – с ранних лет стремился узнать как можно больше.
А однажды Пифагор стал чемпионом одной из первых Олимпиад по кулачному бою».

Карточка №3

Одно из двух натуральных чисел на 7 меньше другого.Найдите эти числа, если их произведение равно 330.

а) Решение: Пусть х – первое нат.число, тогда (х – 7) – второе нат.число. Составим уравнение:

х(х – 7) = 330
х2 –7х – 330=0
D = (–7)2 – 4•1• (–330) = 1369 > 0
х – постор.корень, т.к не явл. нат.числом
х = 22 – первое нат.число,
х – 7 = 22 – 7 = 15 – второе нат.число. Ответ: 15 и 22

б) Решите самостоятельно: Произведение двух натуральных чисел равно 273.Найдите эти числа, если одно из них на 8 больше другого.

Карточка №4.

Решите самостоятельно:
Найдите стороны прямоугольника, если их разность равна 14 дм, а диагональ прямоугольника 26 дм.

Микровывод: Что вам показалось наиболее трудным? Что было более интересным на ваш взгляд? Как вы считаете какими умениями и навыками вы должны владеть. чтобы хорошо справляться с этими заданиями? Ответы детей…

А сейчас ребята, попробуйте сформулировать сами алгоритм решения задач с помощью квадратных уравнений.
Ответы детей….

Формулировка алгоритма с опорой на детей.

Алгоритм решения задач с помощью квадратных уравнений.

  1. Обозначить некоторое неизвестное число буквой х.
  2. Составить уравнение, используя условие задачи.
  3. Решить уравнение.
  4. Истолковать полученный результат в соответствии с условием задачи.
  5. Записать ответ.

Физкультминутка. Найти в таблице только глазами недостающие числа от 1 до 20.

20 6 2 17
11 19 8 5
15 12 1 9
10 3 14 7

3)Первичное закрепление. (задачи по выбору) Рефлексия.

Часть «В»

Найдите размеры клумбы прямоугольной формы, если одна из сторон на 14 м больше другой, а площадь равна 32м?
и постройте данный прямоугольник в масштабе 1:100.
Ответ: 2м и 16м.

Часть «С

1) Дачный участок, имеющий форму прямоугольника, одна сторона которого на 10 м больше другой, требуется обнести изгородью. Определите длину изгороди и рассчитайте каким материалом выгоднее обшить данную изгородь, если известно, что площадь участка равна 1200 м2, а высота изгороди 2 м.

Материал Стоимость (руб. за 1м?) Стоимость доставки Дополн.условия
Доски 500 3000 При заказе более 200м? доставка бесплатно
Сетка 150 5000
Железные листы 1000 7000 При заказе на сумму более200000 руб.доставка бесплатно

Учитель: Где могут быть использованы навыки решения этой задачи?
Ответы детей …

Площадь доски прямоугольной формы равна 4500см2. Доску распилили на две части, одна из которых представляет собой квадрат, а другая – прямоугольник. Найдите сторону получившегося квадрата, если длина отпиленного прямоугольника равна 120см. (Ответ: 30см)

Микровывод:

  • Что нужно знать при решении задач?
  • Что нужно уметь при решении задач?
  • Какие знания применяются при решении задач?
  • Где применяются полученные знания?
  • Дифференцированное д/з:
  • Придумайте задачу на состаление квадратного уравненияс практическим содержанием, используя разные источники (дополнительная литература, Интернет, средства массовой информации)
  • Итог урока. Ребята, подведём итоги.

Что же нового вы сегодня узнали на уроке? Чему научились? Что воспитали в себе? Что развили?

Ответы детей...

Выставление оценок с учётом набранных баллов, поставленных учениками в листах самоконтроля.

Самодиагностика. Делают уч-ся.

«Сегодня на уроке математики….

«Мне понравилось…»,
«Я хочу посоветовать …»

Вывод: Сегодня мы провели большую работу на уроке, которая подняла нас на новый уровень знаний. И хотелось бы закончить урок такими словами:  “Образование – это не количество прочитанных книг, а количество понятых”.

Спасибо за урок!