Цель: научиться видеть взаимосвязь между разными предметами.
Задачи:
- образовательные: научить применять полученные знания на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации, научить отстаивать свою точку зрения;
- воспитательные: вовлечь в активную деятельность, совершенствовать навыки общения;
- развивающие: совершенствовать умения работы с источниками знаний, развивать творческие способности, развивать познавательный интерес к окружающей жизни.
1. Приветствие учителей.
Учитель биологии: Здравствуйте, ребята!
Учитель русского языка: Добрый день, уважаемые гости!
2. Организационный момент.
Учитель русского языка: Каждый человек рождён мечтателем и путешественником. Кто из нас не мечтал о дальних странствиях и путешествиях?
“Познания и странствия неотделимы друг от друга”. Эти слова К.Г. Паустовского стали девизом многих путешественников. Также неотделимы друг от друга наши предметные области: природоведение и русский язык.
Учитель биологии: В реальной жизни не каждому удаётся стать участником экспедиции, в том числе научной. Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие и научимся прокладывать маршруты, в том числе и лингвистические.
3. Актуализация знаний.
Учитель русского языка: Сегодня у нас интегрированный урок, поэтому многие явления естествознания и лингвистики мы будем рассматривать в их взаимосвязи. Изучение предмета “Природоведение” невозможно без знания языка, в свою очередь, по мнению датского учёного Расмуса Раска, “язык подобен живому организму и должен изучаться, как предмет естествознания”.
Учитель биологии: Для того чтобы определить тему нашего урока, мы предлагаем вам прослушать два стихотворения.
Выступление ученика: Стихотворение “Материки”.
Учитель русского языка: А теперь подумайте, о каком материке идёт речь в следующем стихотворении?
Выступление ученика:
Я изучаю связи слов,
Я знаю их предназначенье.
Я вам всегда помочь готов
Из слов построить предложение.
Его строение я постиг
И форму словосочетания,
И в строе речи каждый сдвиг
Я не оставлю без внимания.
Знакомьтесь, новый материк!
Учитель русского языка: О каком материке идёт речь? Что изучает синтаксис? Что является основной единицей синтаксиса?
(Ответы детей).
На материале урока природоведения мы попробуем применить на практике знания, полученные в разделе “Синтаксис”.
Учитель биологии: Какова тема урока? СЛАЙД 1 (Тема)
ТЕМА: “Я ОТКРЫВАЮ МАТЕРИК”
Учитель русского языка: Познакомимся с эпиграфами урока. Для чего нужен эпиграф?
Человек не создаёт язык,
но открывает его, как
открывает новый материк.
Э.Аветян
Учитель биологии:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.Тютчев
СЛАЙД 2
4. Постановка целей.
На какие вопросы по теме урока вы хотели бы получить ответы?
Учитель биологии: Слайды 2,3. (Проговариваются цели с использованием вопросов учеников).
Ребята, сегодня на протяжении всего урока вы будете работать с путевыми листами, куда будете заносить полученные сведения и выполнять задания.
- Вы готовы к испытаниям? А их на нашем пути будет немало. А как вы думаете, чем необходимо вооружиться настоящему моряку? (Конечно же, знаниями, внимательностью, настойчивостью).
Вперёд, только к цели,
Направит нас ветер,
Согласно и дружно
Мы курс свой наметим!
Предлагаю повязать гюйсы! Песня (“Весёлый ветер”).
СЛАЙД
Учитель биологии:
В пути запрещено:
- отклоняться от маршрута;
- отвлекаться;
- замедлять шаг;
Разрешено:
- быть наблюдательным;
- активным;
- добывать информацию по данной теме.
Учитель русского языка: На капитанском мостике с вами учитель биологии Троценко Мария Петровна.
Учитель биологии: И учитель русского языка и литературы Бурак Нина Владимировна.
5. Решение учебных задач.
Учитель русского языка: Задание №1. Проверим готовность команды. Подпишем путевые листы. Ребята, для того чтобы наша научная экспедиция была успешной, вам необходимо знать соответствующие термины. Решить эту задачу нам поможет терминологический диктант. (Слайд: терминологический диктант
М...ТЕРИК, ПУНКТУАЦ...Я, Р...ЛЬЕФ, Р...ВНИНА, К...НТИНЕНТ, КЛИМ...Т, С..НТАКСИС, АРХ..ПЕЛАГ).
Чтобы не сбиться с пути, проверьте друг друга и оцените правильность выполнения.
Готовность покажите сигналом “Поднять паруса”.
А теперь сверим наши маршруты: СЛАЙД 3 “Терминологический диктант”.
СЛАЙД 4 “Сверим маршруты”.
Учитель биологии: Задание №2. Заполнить кластер “Материки”. Ребята, определённые знания по данной теме вы уже получили в начальной школе. Они помогут вам заполнить кластер, который я предлагаю вашему вниманию.
СЛАЙД 5 (пустой кластер)
СЛАЙД 6 “Сверим маршруты” + проверка
Учитель биологии: Задание №3 “Заполнение таблицы” .
На протяжении всего урока вам предстоит выполнить серьёзную работу. Вы должны будете поэтапно заполнять таблицу, собирая сведения о каждом материке.
№ | Название материка | Рельеф и климат материка | Горы, равнины, пустыни и т.д. | Реки, озёра |
Учитель биологии: Наш корабль держит курс на материк Евразия. СЛАЙД 7
Выступление ученика: стихотворение “Евразия”, Леготина Евгения.
Выступление ученика: “Гималаи”, Четверикова Полина.
Учитель биологии: Используя информацию на слайде и выступления одноклассников, занесите данные в таблицу.
Задание №4
Учитель русского языка: Покорить самую высокую вершину мира нам поможет задание “АЛЬПИНИСТЫ”. Подобно альпинистам мы шаг за шагом продвигаемся к вершине знаний. Проверим, готовы ли вы к этому?
- Объясните постановку тире в предложении 1.
- Найдите грамматическую основу предложения 2, укажите способ выражения сказуемого.
- Назовите глагольное словосочетание из предложения 3.
- Назовите именное словосочетание из предложения 3.
Слайд 8 Эверест
1. Евразия – самый большой материк.
2. Рельеф Евразии разнообразен.
3. Эверест издавна вызывает у людей трепет и порождает мистические легенды.
Африка СЛАЙД 9 (рассказ учителя)
Выступление учеников: “Сахара”, “Нил”.
Учитель биологии: Внесите полученные знания в таблицу.
Учитель русского языка: Задание №5 “Зайди в свой порт”.
Расставить знаки препинания, найти предложения с однородными членами.
СЛАЙД 10 (Без знаков препинания)
СЛАЙД 11 “Сверим маршруты”.
Учитель русского языка: Объясните постановку знаков препинания.
Порт А (1 вариант)
Белый Нил - это самый длинный рукав реки. Он несёт свои воды в гигантское озеро Виктория и извергается могучим водопадом. В его водах рыщут крокодилы, резвятся гиппопотамы.
Порт Б (2 вариант)
Голубой Нил – самый многоводный приток Нила. Он отличается буйным нравом. Этот рукав реки стекает с крутых гор, устремляется к озеру Тана и выплёскивается в просторы Судана.
Физминутка.
СЛАЙД 12
Учитель биологии: Наш корабль держит курс на следующий материк Северная Америка.
А теперь откроем корабельный журнал наблюдений – наш учебник.
Заполните таблицу, пользуясь материалом учебника. (Работа с текстом учебника стр. 80).
Учитель русского языка: Найдите в тексте предложение с обобщающим словом.
СЛАЙД 12 Предложение с обобщающим словом.
СЛАЙД 13
Южная Америка (рассказ учителя о водопаде Анхель).
СЛАЙД 13 картинка водопад + стихотворение
Здесь кругом благоуханье
Экзотических цветов.
Горный водопад зеркальный
Освежает вод поток.
Сладких фруктов наслажденье
Можно черпать круглый год.
С листьев и стволов деревьев
Сахарный нектар течёт.
Учитель биологии: Внесите сведения в таблицу. Заполнение таблицы.
СЛАЙД 14 “Лингвистический водопад”
Учитель русского языка: Наша речь подобна водопаду. Как выбрать нужное слово в её потоке и быть понятным собеседнику? На примере диаграммы Венна вы покажете нам, как важно знать лексическое значение слова и правила правописания, для того чтобы избежать непонимания.
Задание №6
Диаграмма Венна (карета-каретта, телефон-телифон).
В чём сходство и различие данных слов? Какое лексическое явление иллюстрирует диаграмма Венна? (Слова-омонимы)
СЛАЙД 15 Антарктида. Выступление ученика.
Учитель биологии: Используя учебник и информацию на слайде, заполните таблицу.
СЛАЙД 16 Австралия
Учитель биологии: Используя учебник и информацию на слайде, заполните таблицу.
Учитель русского языка: Ребятами выполнены проекты “Материк Синтаксис”, часть из них представлена в рисунках и аппликациях. (Защита проекта одним из учащихся).
Учитель биологии: Задание №7 “Да или нет” Сигнальные карточки.
1. Антарктида - самый маленький материк. ( НЕТ)
2. Евразия - самый большой материк. (ДА)
3. Нил - самая длинная река Евразии. (НЕТ)
4. Миссисипи - самая длинная река планеты. (НЕТ)
5. Африка - самый жаркий материк. (ДА)
6. Гора Эверест находится в Евразии. (ДА)
Задание №8
Очерёдность написания географических материков. (По величине и по алфавиту).
1. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
2. Австралия, Америка Северная, Америка Южная, Антарктида, Африка, Евразия.
Учитель русского языка: В начале урока мы с вами говорили о том, что наши предметные области пересекаются. Это действительно так. Покажем это на примере перекрёстного письма. (СИНТАКСИС).
Задание №9 “Перекрёстное письмо”.
Д/ з: А теперь, пытливые матросы, пришло время получить домашнее задание.
Используя принцип написания акростиха, написать сочинение-миниатюру под названием “Материки”, где использовать знания, полученные на уроке.
М -
А -
Т -
Е -
Р -
И -
К -
И-
Учитель биологии:
6. Рефлексия. Антонов “Под крышей дома своего”.
Пункты 1, 2,5, 6 – нужное подчеркнуть; пункты 3, 4 - закончить предложение.
На уроке я работал | активно /пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен /не доволен |
Я могу похвалить одноклассников | за то, что .. |
Я могу поблагодарить учителей | за то, что.. |
Моё настроение | стало лучше /стало хуже |
Домашнее задание мне кажется | лёгким / трудным интересным / неинтересным |
Учитель русского языка:
7. Подведение итогов, выставление оценок.
Мы прибыли в порт назначения. Наш экипаж работал слаженно и дружно. Попрошу сдать путевые листы. Самые активные матросы ........ получают отличные оценки.
Ребята, встаньте, пожалуйста. На этом наш урок окончен. Спасибо. До свидания! До новых встреч в бушующем океане знаний.