Класс: 3
УМК: Гармония.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: формирование представления о почве, её образовании и составе.
Задачи:
- сформировать представление о почве, её образовании и составе;
- продолжить формирование умений работы с научным текстом и схемами
- выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой;
- воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе.
Формируемые УУД:
Оборудование: презентация, почва, вода, стекло, спички, пробирки, карточки.
Литература:
- учебник “Окружающий мир” О.Т. Поглазова
- тетрадь рабочая по окружающему миру О.Т. Поглазова
Технологическая карта урока:
1. Организационный момент:
2. Мотивация
Итак, начинаем наш урок.
Внимание: чёрный ящик. Хотите узнать, что в нём лежит? Для этого отгадайте загадку.
Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
Я всё терплю и всем добром плачу.
Молодцы, это земля.
Посмотрите внимательно на слайд . Почему одно и тоже слово написано по-разному: с маленькой буквы и с большой? (Земля-планета и земля, по которой мы ходим, на которой растут растения)
А ещё у земли, по которой мы ходим есть научное название. Послушайте внимательно рассказ.
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редиски, помидоров, и так далее, сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.
- Как называется эта чудесная кладовая?( почва)
- Какова тема урока, о чём будем говорить на уроке?
- Чтобы вы хотели узнать о почве? Подумайте и задайте вопросы.
- Что такое почва?
- Как образуется почва?
- Где образуется почва?
- Где на Земле нет почвы?
- Из чего состоит почва?
- Что растения получают из почвы?
- Почему почвы разрушаются?
- Везде ли почвы одинаковые?
- Чего боится почва?
- Почва - это живое?
- Зачем человеку нужны знания о почве?
- Некоторые вопросы записаны другим цветом, это главные вопросы, на которые мы ответим.
- А что нам поможет найти ответы на эти вопросы?(учебники, словари, интернет, можно спросить у взрослых)
3. Открытие новых знаний.
Мы говорим почва. А что же такое почва? Обсудите в группе и выскажите свои предположения.( после обсуждения высказывают предположения)
- Давайте проверим верны ли наши суждения. Для этого откройте учебники на с.111 и прочитайте что же такое почва. А подойдёт ко мне и прочитает в словаре.( чтение)
- На первый вопрос мы ответили? Молодцы. Давайте ещё раз скажем
что же такое почва? (слайд, чтение хором)
Б) А теперь нам предстоит ответить на 2 вопрос: как почва образуется?
Послушайте внимательно стихотворение в исполнении ребят. А теперь посмотрите на схему.
- Какие предметы окружающего мира участвуют в образовании почвы? (солнце, ветер, дождь, лишайники)
- Что делает солнце? (печёт)
- Что делает ветер? (бьёт)
- Что делает вода? (прибавляет трещин)
- А что делает лишайник? (селится)
Вывод.
Физминутка.
В) На второй вопрос ответили? Продолжим. Из чего же состоит почва? Чтобы ответить на этот вопрос мы будем учёными-исследователями.
- Кто такие исследователи? (это люди, которые что-то изучают, исследуют, наблюдают, делают выводы)
- А чтобы у нас всё получилось вы мы должны соблюдать следующие правила.
1. Внимательно читать инструкции.
2. Быть наблюдательными.
3. Аккуратно работать с веществами и оборудованием.
4. Уметь договариваться, соблюдать правила общения.
5. По наблюдениям сделать выводы.
На столах инструкции и необходимое оборудование.
1 группа. Мы положили в стакан с водой почву и увидели пузырьки, мы думаем, что это воздух.
2 группа. Мы положили в стакан с водой почву, размешали, дали раствору отстояться и увидели на дне стакана песок.
- Почему вода стала мутной? (глина)
3 группа. Мы положили почву на салфетку и сильно её сжали, салфетка стала мокрой, в почве есть вода.
Вывод. Что входит в состав почвы?
А теперь я буду исследователем и я тоже проведу опыты.
Опыт.
Как вы думаете, что это?
Вывод: Соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются под действием микробов. Которые живут в почве.
Опыт.
- Что почувствовали?
- Как вы думаете почему появился запах? (это остатки растений и животных)
Прочитайте 2 абзац на с.111 и скажите как учёные называют остатки растений и животных? (гумус или перегной)
- Что ещё узнали, прочитав этот абзац? (1 см почвы образуется за триста лет)
- Да ребята, чтобы образовался 1 см почвы должно пройти 300 лет, представляете как много.
Вывод: что же входит в состав почвы?
4. Итог.
На все вопросы мы с вами ответили, а теперь подведём итог урока.
- Возьмите листочек и ручку. Если вы согласны с моим утверждением, ставите плюс. Если не согласны – минус.
1) Почва - это верхний плодородный слой земли?
2) Участвует ли в образовании почвы человек?
3) Входит ли в состав почвы вода?
4) Чтобы обнаружить в почве воздух. Надо промыть её под струёй воды?
5) Гумус - это перегнившие остатки растений и животных?
- У кого получился такой же рисунок как у меня?
- Молодцы. Вам пятёрки. Оценки.
5. Рефлексия.
Своей работой на уроке доволен или недоволен? (зелёный кружок - доволен, красный - недоволен)
- Урок показался длинным, коротким?
- Материал урока понятен, непонятен?
- Моё настроение улучшилось, стало хуже?
Д.з. с.110-111, п.т. с.40 №43 заполнить схему, что входит в состав почвы.
Урок окончен. Спасибо за работу.