Почва и её свойства

Разделы: Начальная школа


Класс: 3

УМК: Гармония.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формирование представления о почве, её образовании и составе.

Задачи:

  • сформировать представление о почве, её образовании и составе;
  • продолжить формирование умений работы с научным текстом и схемами
  • выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой;
  • воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе.

Формируемые УУД:

Оборудование: презентация, почва, вода, стекло, спички, пробирки, карточки.

Литература:

  • учебник “Окружающий мир” О.Т. Поглазова
  • тетрадь рабочая по окружающему миру О.Т. Поглазова

Технологическая карта урока:

1. Организационный момент:

2. Мотивация

Итак, начинаем наш урок.

Внимание: чёрный ящик. Хотите узнать, что в нём лежит? Для этого отгадайте загадку.

Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
Я всё терплю и всем добром плачу.

Молодцы, это земля.

Посмотрите внимательно на слайд . Почему одно и тоже слово написано по-разному: с маленькой буквы и с большой? (Земля-планета и земля, по которой мы ходим, на которой растут растения)

А ещё у земли, по которой мы ходим есть научное название. Послушайте внимательно рассказ.

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редиски, помидоров, и так далее, сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.

- Как называется эта чудесная кладовая?( почва)

- Какова тема урока, о чём будем говорить на уроке?

- Чтобы вы хотели узнать о почве? Подумайте и задайте вопросы.

  • Что такое почва?
  • Как образуется почва?
  • Где образуется почва?
  • Где на Земле нет почвы?
  • Из чего состоит почва?
  • Что растения получают из почвы?
  • Почему почвы разрушаются?
  • Везде ли почвы одинаковые?
  • Чего боится почва?
  • Почва - это живое?
  • Зачем человеку нужны знания о почве?

- Некоторые вопросы записаны другим цветом, это главные вопросы, на которые мы ответим.

- А что нам поможет найти ответы на эти вопросы?(учебники, словари, интернет, можно спросить у взрослых)

3. Открытие новых знаний.

Мы говорим почва. А что же такое почва? Обсудите в группе и выскажите свои предположения.( после обсуждения высказывают предположения)

- Давайте проверим верны ли наши суждения. Для этого откройте учебники на с.111 и прочитайте что же такое почва. А подойдёт ко мне и прочитает в словаре.( чтение)

- На первый вопрос мы ответили? Молодцы. Давайте ещё раз скажем

что же такое почва? (слайд, чтение хором)

Б) А теперь нам предстоит ответить на 2 вопрос: как почва образуется?

Послушайте внимательно стихотворение в исполнении ребят. А теперь посмотрите на схему.

- Какие предметы окружающего мира участвуют в образовании почвы? (солнце, ветер, дождь, лишайники)

- Что делает солнце? (печёт)

- Что делает ветер? (бьёт)

- Что делает вода? (прибавляет трещин)

- А что делает лишайник? (селится)

Вывод.

Физминутка.

В) На второй вопрос ответили? Продолжим. Из чего же состоит почва? Чтобы ответить на этот вопрос мы будем учёными-исследователями.

- Кто такие исследователи? (это люди, которые что-то изучают, исследуют, наблюдают, делают выводы)

- А чтобы у нас всё получилось вы мы должны соблюдать следующие правила.

1. Внимательно читать инструкции.

2. Быть наблюдательными.

3. Аккуратно работать с веществами и оборудованием.

4. Уметь договариваться, соблюдать правила общения.

5. По наблюдениям сделать выводы.

На столах инструкции и необходимое оборудование.

1 группа. Мы положили в стакан с водой почву и увидели пузырьки, мы думаем, что это воздух.

2 группа. Мы положили в стакан с водой почву, размешали, дали раствору отстояться и увидели на дне стакана песок.

- Почему вода стала мутной? (глина)

3 группа. Мы положили почву на салфетку и сильно её сжали, салфетка стала мокрой, в почве есть вода.

Вывод. Что входит в состав почвы?

А теперь я буду исследователем и я тоже проведу опыты.

Опыт.

Как вы думаете, что это?

Вывод: Соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются под действием микробов. Которые живут в почве.

Опыт.

- Что почувствовали?

- Как вы думаете почему появился запах? (это остатки растений и животных)

Прочитайте 2 абзац на с.111 и скажите как учёные называют остатки растений и животных? (гумус или перегной)

- Что ещё узнали, прочитав этот абзац? (1 см почвы образуется за триста лет)

- Да ребята, чтобы образовался 1 см почвы должно пройти 300 лет, представляете как много.

Вывод: что же входит в состав почвы?

4. Итог.

На все вопросы мы с вами ответили, а теперь подведём итог урока.

- Возьмите листочек и ручку. Если вы согласны с моим утверждением, ставите плюс. Если не согласны – минус.

1) Почва - это верхний плодородный слой земли?

2) Участвует ли в образовании почвы человек?

3) Входит ли в состав почвы вода?

4) Чтобы обнаружить в почве воздух. Надо промыть её под струёй воды?

5) Гумус - это перегнившие остатки растений и животных?

- У кого получился такой же рисунок как у меня?

- Молодцы. Вам пятёрки. Оценки.

5. Рефлексия.

Своей работой на уроке доволен или недоволен? (зелёный кружок - доволен, красный - недоволен)

  • Урок показался длинным, коротким?
  • Материал урока понятен, непонятен?
  • Моё настроение улучшилось, стало хуже?

Д.з. с.110-111, п.т. с.40 №43 заполнить схему, что входит в состав почвы.

Урок окончен. Спасибо за работу.