Классный час «Наш круг чтения». 8-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 8


Цели:

  • Способствовать формированию и развитию интереса к чтению у учащихся;
  • Формирование культуры чтения учащихся;
  • Продолжение сплочения классного коллектива на основе обмена читательским опытом, совместного обсуждения проблемных вопросов.

Задачи:

  • Составление и анализ анкеты, позволяющей выявить круг внепрограммного чтения учащихся, их любимые произведения, круг семейного чтения, отношение к книге учащихся в век интернет-технологий.
  • Постановка и обсуждение проблемных вопросов по наиболее популярным среди учащихся книгам.
  • Просмотр и обсуждение презентаций “Моя любимая книга”, цель – заинтересовать одноклассников, побудить их к прочтению данной книги.
  • Составление “читательского портрета” класса.

Форма проведения: общение в течение одного урока.

Оформление класса: на стенде – оформленные отзывы о прочитанных внепрограммных книгах.

План классного часа:

  1. Вступительное слово учителя “Скажи мне, что ты читаешь...”
  2. Проблемный вопрос о наиболее популярной серии “Метро 2033”
  3. Презентации по теме “Моя любимая книга”.
  4. Проблемный вопрос о роли поэзии в нашей жизни.
  5. Итог: составление “читательского портрета класса”.

Примерно за две недели до данного классного часа я предложила детям следующую анкету:

  1. Какие книги не по школьной программе я прочел в этом учебном году?
  2. Моя любимая книга?
  3. Какие книги читают в моей семье?
  4. Может ли, по моему мнению, просмотр фильма заменить прочтение книги?
  5. Мой любимый поэт?
  6. Анализ полученных анкет позволил мне подготовить следующее вступительное слово для классного часа.

Вступительное слово учителя.

Продолжите фразу: “Скажи мне, кто твой друг...” Дети: “и я скажу, кто ты”. Правильно. А почему так говорят? Согласны ли вы с этим утверждением? Можно ли эти слова перефразировать: “ Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты”?

Ребята согласились с справедливостью этого суждения, привели свои аргументы. В связи с этим я предложила составить словесный портрет нашего класса на основе того, что мы читаем. Каждому был роздан листок бумаги, на котором в конце обсуждения нужно было написать 3 черты характера, качества, присущие одноклассникам по их читательским предпочтениям. Суммируя наиболее характерные, мы получим портрет класса, составленный на основе нашего читательского опыта.

Итак, что же читает мой новый восьмой класс? В основном, книги современных зарубежных авторов, пишущих преимущественно в жанре фэнтези и детектива: серия об Э. Пуаро А. Кристи, детективы о Шерлоке Холмсе А. Конан Дойля,

“Хроники Амбера” Р. Желязны, , Р. Хайнлайн “Дверь в лето”, К. Толкин “Властелин Колец”, С. Коллинз “Голодные игры”, “Хроники Нарнии” К. Льюиса, Дэн Браун “Инферно”, серия книг S.T.A.L.K.E.R. и, конечно, книги о Гарри Поттере Дж. Роулинг.

Читают дети и классику зарубежной литературы: пьесы Шекспира, романы А. Дюма, приключения Ж. Верна, книги Уэллса, произведения Р. Брэдбери

В зарубежной литературе дети находят и свои идеалы: Э. Портер “Полианна”, М. Морпурго “Боевой конь”. А еще “Стив Джобс” У. Айзексона. Личность и деятельность данного героя вызывают интерес у современных старшеклассников.

Русскую литературу дети читают тоже. Здесь, надо сказать, преобладает классика, многие произведения из школьной программы 10-11 классов. Мотивом при этом, думается, выступает желание доказать свою взрослость. Так, “Войну и мир” Л. Н. Толстого назвали три человека, но никто не прочел эту эпопею полностью. “Прочел 1-й том на спор”, - написал ученик. Что ж, “на спор” тоже мотив. Прозвучал роман Н. Л. Толстого “Анна Каренина”, Н. В. Гоголь “Мертвые души”, Ф. М. Достоевский “Преступление и наказание”, “Братья Карамазовы”, И. С. Тургенев “Отцы и дети”, Н. С. Лесков “Очарованный странник”.

Современная русская литература тоже читается моими восьмиклассниками, хотя этот список невелик: Р. Фраерман “Дикая собака Динго”,В. Чуйков “От Сталинграда до Берлина”, Д. Гранин “Мой лейтенант”, Е. Неволина “Молодежка”, фантастика братьев Стругацких и, что особенно порадовало, Т. Шевкунов “Несвятые святые”. А еще детективы Акунина и серия книг “Метро 2033” и “Метро 2034”.

А что же читают в семьях? В помощь ли детям родительский круг чтения?

Говоря об этом, мне пришлось отшутиться: процесс вашего воспитания так непросто дается родителям, что после этого им хочется уйти в какой-то сказочный, вымышленный мир. Мамы при этом в основном “уходят” в романы, а папы - в детективы, хотя встречается и чтение психологической литературы, научной, военной и просто по работе, например,“про экономику ”, как написал ребенок. Лишь в одной анкете я увидела совпадение круга чтения ребенка и родителей. В него вошли Гоголь, Лесков, “Несвятые святые” Т. Шевкунова. Согласитесь, замечательный выбор. А еще за этим видится бесценная возможность обсудить прочитанное. Сейчас, когда родители заняты зарабатыванием денег, а дети “пропадают” в интернете, мы своими руками перерезаем эту живую ниточку семейного чтения, окрадывая себя безмерно. И это очень жаль.

А теперь перейдем, пожалуй, к самому главному. Какие книги названы детьми как любимые? Ведь в любимом душа. Привожу пример Актера из пьесы М.Горького “На дне”. Актер понимает, что погиб как человек, когда “любимое забыл”.

Выбор оказался интересен и разнообразен, и даже ответ “не могу определиться” говорит о душевных исканиях детей. Это А. Волков “Волшебник изумрудного города”, “Тарас Бульба” Гоголя, “Три мушкетера” Дюма, “Анна Каренина” Толстого, “Туманность Андромеды” И.Ефремова, “Белый Бим черное ухо” Г. Троепольского, Р. Фраерман “Дикая собака Динго”, “Маленький принц” А. Сент-Экзюпери, “Черная стрела” Стивенсона, “Мой лейтенант” Д.Гранина, “От Сталинграда до Берлина” Чуйкова, а также “ Хроники Амбера”, все серия о Гарри Поттере, “Стив Джобс” Айзенсона. Ну что тут скажешь? Замечательные книги, многие из которых и мне запали в душу с детства, выбор их разнообразен, и “физиономия” нашего класса на создающемся во время этой беседы словесном портрете вырисовывается, по-моему, очень симпатичная.

Еще меня порадовало то, что дети не считают возможным просмотр фильма вместо прочтения книги, понимают, что лучше сначала прочесть книгу, а потом и фильм можно посмотреть.

А вот поэзии мои восьмиклассники не знают. С этим я, учитель русского языка и литературы, столкнулась и на уроках. Восьмиклассники довольно равнодушны к восприятию стихов, тяжело, как повинность, учат их наизусть. И на вопрос о любимом поэте я получила хрестоматийные ответы: Пушкин, Лермонтов. Кто-то назвал Маяковского, Есенина, Высоцкого. Словом, скорее называли то, что знают. Эту нашу общую проблему я тоже затронула на классном часе.

Обсуждение проблемного вопроса.

Проблемный вопрос я задала по роману Д.Глуховского “Метро 2033” и всей серии этих книг. Я поделилась с ребятами тем, что меня насторожило в этой серии:

Задана тема: метро после всемирной катастрофы, спаслись немногие в подземном мире, они пытаются выжить, продолжая воевать друг с другом.

Романы этой серии пишутся разными авторами. При этом, по-моему, пропадает суть художественного творчества – самовыражение автора в своем произведении, вместо этого на первый план выступает коммерческое использование темы.

По романам этой серии созданы компьютерные игры (удобно: тоннели, погони, стрелялки)

А что же осталось в этой серии от самой книги? Она, по-моему, оказалась уничтоженной в погоне за коммерческой прибылью. Я сравнила эту ситуацию с фильмом “Аватар”: фантастическая реальность другой планеты, населенной живыми существами, похожими на людей. Лица актеров скрыты под масками. И пропало само кино, остались передвижения - приключения, но нет выражения человеческих чувств, мыслей. Откровенность за откровенность. Мне ответил Саша, который особенно восторженно говорил об этих книгах. Чем они его привлекли (или зацепили, как говорят современные дети)? Для него это возможность на привычные вещи посмотреть другими глазами. Например, то же метро. Захватывающие приключения героев также не оставили его равнодушным. Однако Саша согласился со мной в том, что компьютерные игры на основе книги – исключительно коммерческое явление, а многие военные конфликты, в которые вступают герои, работают в сознании “от противного”: вот что будет, если делать так, как эти герои. Значит, так делать нельзя.

Презентации “Моя любимая книга”.

Я предложила многим поделиться впечатлениями о любимой книге в презентации, но откликнулись два человека. Первую презентацию сделала Варя о повести Р.Фраермана “Дикая собака Динго”. Варя: это замечательная, добрая, очень пронзительная история первой любви, о ее жертвенности. Героиня повести, девочка Таня, с одной стороны, самая обыкновенная, а с другой – у нее необычная мечта. Она делает ошибки, попадает в какие-то нелепые, смешные, а порой страшные ситуации. Она сумела сердцем понять сложные отношения матери с отцом. Книга учит любить, прощать, жертвовать собой во имя любимого человека.

Вторая презентация была сделана Кирой по книге А. Сент-Экзюпери “Маленький принц”. Эта книга тоже о любви. В ней мир увиден глазами ребенка, чистой детской души. Удивительно то, что такую же детскую душу имеет и летчик, встретившийся с Маленьким принцем. Взрослые чувства, переданные через чистое детское восприятие познающего жизнь маленького принца, звучат очень пронзительно, глубоко западают в душу, находят в ней отклик. Любовь к Розе. Приручение Лиса. Ответственность за свои чувства и отношения с другими.

Обсуждения представленных презентаций, к сожалению, не получились, дети стеснялись высказываться, но “Маленький принц” оказался одной из любимых книг у многих.

Проблемный вопрос о роли поэзии в нашей жизни.

Линия разговора легко привела меня к лирике. Почему современный человек мало читает или совсем не читает поэзию? Чтение для удовольствия, развлечение или прагматичное чтение вытеснило чтение самоуглубленное, сосредоточенное, вдумчивое. А ведь есть вещи, которые можно выразить только стихами. Например строчка Н. Заболоцкого:

Уступи мне, скворец, уголок...

Этого не передать прозой, об этом не напишешь роман. Есть вещи, о которых можно сказать только стихами. Ребята задумались. О чем эта строка? О щемящем одиночестве души, которого не разделишь с другим человеком, но все-таки есть с кем разделить, и в самой этой возможности – благодать Божия к нам, людям. Так вижу я, а кто-то видит в этой строке что-то свое, иное.

В заключение этого разговора я поделилась одним из своих любимых стихотворений А. Тарковского “Я учился траве, раскрывая тетрадь...”. Оно о человеке, о жизни, о слове. Привожу его полностью:

Я учился траве, раскрывая тетрадь,
И трава начинала как флейта звучать.
Я ловил соответствия звука я цвета,
И когда запевала свой гимн стрекоза,
Меж зеленых ладов проходя, как комета,
Я-то знал, что любая росинка - слеза.
Знал, что в каждой фасетке огромного ока,
В каждой радуге ярко стрекочущих крыл
Обитает горящее слово пророка,
И Адамову тайну я чудом открыл.

Я любил свой мучительный труд, эту кладку
Слов, скрепленных их собственным светом, загадку
Смутных чувств и простую разгадку ума,
В слове правда мне виделась правда сама,
Был язык мой правдив, как спектральный анализ,
А слова у меня под ногами валялись.

И еще я скажу: собеседник мой прав,
В четверть шума я слышал, в полсвета я видел,
Но зато не унизил ни близких, ни трав,
Равнодушием отчей земли не обидел,
И пока на земле я работал, приняв
Дар студеной воды и пахучего хлеба,
Надо мною стояло бездонное небо,
Звезды падали мне на рукав.
1956

Я постаралась прочесть это стихотворение с интонацией ахматовской величественности, как, мне кажется, оно и должно звучать. Ребята услышали меня. Их молчание было значимо: удивление перед силой слова, желание подумать о чем-то своем.

Словесный портрет класса

А что же с портретом класса? Веселый, жизнерадостный, творческий (или креативный), разносторонний, дружный, добрый, интересный, любознательный, доброжелательный, мудрый, начитанный – вот он, мой 8-й класс!