I. Аннотация проекта
1. Обоснование проекта.
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к гражданско-правовому образованию школьников. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация и активная адаптация в обществе являются важнейшими задачами школы. Гражданско-правовое образование (формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе) рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования, так как в современном мире наблюдаются изменения духовно-нравственных ценностей. Именно по этой причине начальной школе необходимо принять участие в создании и реализации проектов, способствующих переоценке духовных ценностей, уважению к стране, где родились, живем и трудимся. Реализация таких проектов должна начинаться в дошкольных образовательных учреждениях и иметь продолжение в начальной ступени образования. Наша творческая группа учителей начальных классов “Поиск” разработала сетевой проект по гражданско-правовому образованию учащихся “С чего начинается Родина?”, активно внедряет в образовательный процесс школы и имеет позитивные результаты от реализации проекта. Название сетевого школьного проекта ““С чего начинается Родина?” неслучайно:
- во-первых, он основан на изучении младшими школьниками своего родного края, и начиная еще с младшего школьного возраста, дети могли иметь представление о связи времен и поколений, знали и гордились своими лучшими национальными ценностями, любили свою большую и малую Родину;
- во-вторых, одной из важнейших педагогических задач является воспитание ребят сопричастными к жизни своей страны, жизни своего народа;
- в третьих (и это самое главное), сейчас особенно необходимо и важно воспитывать в молодёжи такие качества, как гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине и окружающей природе, семье – всё то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации.
Концептуальные основы проекта
Новый Закон об образовании в РФ (2013) определяет приоритетные направления образования, среди которых одним из главных стали усиление воспитательного потенциала образовательного процесса. Организация эффективного гражданского образования, реализация на практике системного подхода, использование образовательного арсенала для достижения основных учебно-воспитательных целей. “Именно образование, в первую очередь, должно собрать воедино социально-значимые ценности и общественные установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества – систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма”. Основные положения гражданско-правового образования мы видим в следующем:
- гражданское образование должно стать системой учебной и социально-общественной деятельности, направленная на осуществление прав и обязанностей гражданина;
- главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе;
- гражданское образование должно направлено на формирование гражданской компетентности личности – готовности и способности, позволяющих активно, ответственно и эффективно реализовать свои гражданские права и обязанности в обществе;
- в становлении гражданской компетентности школьников важным является воспитание ребенка на основе социокультурных и исторических достижений многонационального российского народа, культурных и исторических традиций родного края;
- гражданское образование включает в себя интеграцию учебных программ и системы сетевой внеурочной воспитательной работы.
На ступени начального образования закладываются основные моральные и нравственные ценности и нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя гражданином своей страны. Развиваются коммуникативные навыки, которые способствуют умению разрешать конфликтные ситуации через диалог, а также интегрироваться в сообщества. Одна из главных задач начальной школы мы видим в развитии творческого потенциала младшего школьника. Решение этой задачи помогает формировать личность, способную внести изменения в окружающую жизнь. Основными компонентами содержания гражданского образования являются политические и правовые знания, знания в области истории и культуры своего народа, России и мира. Через сетевое взаимодействие авторских программ, разработанных учителями нашей школы, можно получить позитивные результаты по гражданско-правовому образованию.
2. Цель проекта: создание системы гражданско-правового образования в начальной школе, направленное на формирование гражданской компетентности личности.
3. Задачи проекта:
- определение приоритетных направлений развития школьного и внешкольного гражданско-правового образования с учетом специфики родного края: социально-экономических, демографических, национальных и др. факторов;
- создание системы гражданско-правового образования в школе путем реализации комплексно-целевой программы “С чего начинается Родина?”;
- сотрудничество педагогов, родителей, учащихся и общественности по освоению идей гражданского образования.
4. Целевая группа: проект разработан для педагогов, родителей и учащихся начальной школы
5. География проекта:
Данным проектом охвачены педагоги, родители и учащиеся МБОУ “Сунтарская начальная общеобразовательная школа им. В.Г.Павлова”, школы сетевого взаимодействия МОУ “Тойбохойская СОШ”, “Кемпендяйская СОШ” Сунтарского улуса, МОУ “Верхневилюйская начальная школа”, учреждения и общественные организации.
6. Срок реализации: 2013-2018 гг.
7. Содержание проекта: Проект представляет собой комплекс программ и проектов по различным направлениям воспитательной работы, нацеленных на решение поставленных задач, на формирование и развитие личности ребёнка. Он может являться основой для создания программ по гражданско-правовому воспитанию для всех типов школ.
Проект “С чего начинается Родина?” включает в себя 2 подпроекта: “Мы – юные граждане”, “Моя малая Родина”.
Подпроект “Мы – юные граждане”:
- Уроки гражданственности (1-4 кл);
- Ситуативные классные часы “Я познаю себя”;
- “Призвание быть родителем” - работа с родителями;
- Программа по КТД “Развиваемся, обучаемся, сотрудничаем, творим вместе”.
Подпроект “Моя малая Родина”:
- Программа “Сайылык о5ото”;
- Программа “Памятники”;
- Программа “Таёжные тропы”;
- Программа “Красота вокруг нас”:
- подпрограмма детско-взрослого сообщества “Эйгэ-Мир”;
- работа теле-радиостудии “Тик-Так”.
Подпроекты | Программы | Воспитательные задачи | Основное содержание | Основные формы |
“Мы – юные граждане” | 1.Уроки гражданственности (1-4 кл, см.в приложении) | приобщение детей к заботам семьи,
села, родного края, к участию в различных
общественных инициативах; воспитание любви к своему родному краю, уважение к его истории и традициям, гордости за свою родину; присвоение и усвоение общечеловеческих ценностей, знание и соблюдение своих прав и обязанностей, норм общественного поведения; сотрудничество с правоохранительными органами по вопросам профилактики правонарушений. |
1 класс. Моя семья. Мой класс. -изучение национальных традиций, культурного и исторического наследия семьи, своего рода, села; - знакомство с правами и обязанностями школьника 2 класс. Мое близкое окружение (Мои родные, друзья. Мой Сунтар.) - усвоение норм и правил поведения в коллективе, обществе; - изучение культуры родного края 3 класс. Моя Республика. -изучение особенностей природы, природных богатств родной Республики; - изучение культуры и традиций многонационального населения Республики 4 класс. Моя Республика. Я живу в России. Нормы поведения в обществе. -усвоение норм и правил поведения в обществе; -привлечение учащихся к проектной деятельности; -изучение культуры и традиций многонационального населения Республики, России. |
- экскурсии на природу, предприятия
и др.; - встречи с интересными людьми; - беседы инспекторов ОВД; -посещение музеев; - виртуальные экскурсии и путешествия; - семейные мероприятия - проектно- исследовательская работа; - работа с разными источниками информации; - участие в Интернет-викторинах. |
2.Ситуативные классные часы “Я познаю себя” | содействие младшим школьникам в
понимании себя, взаимодействии со сверстниками,
учителями и родителями, в поиске своих ресурсов; формирование и утверждение веры в себя и свои возможности. |
-система психологических тренингов
межличностного понимания (1-4 кл); - анализ возникающих конфликтных ситуаций; - соблюдение норм и правил поведения |
Психологические тренинги; - проектные работы; - диспуты, брифинги на тему дня. |
|
3.“Призвание быть родителем” - работа с родителями | обеспечение единства
воспитательных воздействий школы и семьи; определение стратегических линий сотрудничества родителей и школы; повышение культуры и ответственности родителей в воспитании своих детей |
- просвещение родителей в вопросах
педагогики, психологии, законодательства; - обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания; -поиск эффективных приемов и методов взаимодействия; |
- психологич-е тренинги; - конференции; - собеседования; - круглые столы; - дебаты; -ток-шоу по проблемам воспитания; - радио и ТВ передачи; -родит. собрания |
|
4.“Развиваемся, обучаемся, сотрудничаем, творим вместе” - коллективные творческие дела | сотрудничество школы и семьи в
едином воспитательном пространстве; привлечение родителей к активному участию в воспитательном процессе |
- проведение тематических коллективных творческих дел по программе “Моя малая Родина” | - проекты по совместной
деятельности дети- родители - учителя; - тематические семейные праздники; - акции |
|
Подпроект “Моя малая Родина” | 1.Программа “Сайылык о5ото” | создание детско-взрослого
сообщества на базе крестьянского хозяйства
“Лоцкур”; приобщение детей к сельскохозяйственному труду |
- организация труда и отдыха семей с
трудновоспитуемыми детьми; - изучение природы, истории местности |
- фитотерапия; - закаливание; -сбор лекарственных растений; - встреча со старожилами; - уход за домашними животными и сельскохозяйственными культурами |
2. Программа “Памятники – хранители истории” | знакомство с памятниками села
Сунтар; изучение истории создания памятников села Сунтар и улуса |
- работа по созданию маршрута по
местам боевой и трудовой славы; - организация очных и заочных экскурсий по маршруту “Памятники”; - сетевое взаимодействие с Тойбохойскими, Эльгяйским и школьным музеем |
-сбор материалов для школьного
музея, посвящённому В.Г.Павлову; - проведение НПК “Первые шаги”; - работа клуба “Юный экскурсовод”; - экскурсии |
|
3. Программа “Таёжные тропы” | повышение эффективности
оздоровления детей младшего возраста в летний
период, воспитание нравственности, трудолюбия,
патриотизма; охват трудновоспитуемых детей общественно-полезным трудом |
-летняя палеонтологическая
экспедиция “Мамонтёнок”; - изучение флоры и фауны местности Тооппоор; -проектно-исследовательские работы |
-уроки на природе; -ознакомление со стоянками; -учебные экскурсии и походы; -экотропы: водный мир, Землеводные, старая вырубка, лесная аптека, мёртвый лес, пернатые друзья, кладовая леса, мир животных; -практическая работа: (учет растений, внесенных в Красную книгу, зимующих птиц, ловля мордушкой карасей, гольянов, сбор ягод и грибов) |
|
4. Программа “Красота вокруг нас” |
создание зелёной зоны школьного
ландшафта; воспитание чувства прекрасного, ответственности за благоустройство и экологическую чистоту окружающей среды |
- подпрограмма “Экология
начинается со двора” - 1.озеленение,
благоустройство школьного двора; 2. школьный кружок “Росток” - круглогодичный уход за комнатными растениями, посадка и уход за рассадой. |
- уроки на природе; - изготовление кормушек; - наблюдение за жизнью растений и животных; - наблюдение за погодой в Сунтаре. |
|
воспитание лидерских качеств; воспитание инициативных, активных членов общества с позитивными взглядами на мир; развитие коммуникативных качеств |
- подпрограмма детско-взрослого
сообщества “Эйгэ-Мир”; - сотрудничество с лидерами других школ; -сотрудничество с правоохранительными органами ГИБДД и ОВД |
- клуб “Лидер”. - самоуправле-ние школы; - акции; - ток-шоу; - телемост; - интерактивные викторины |
||
расширение знаний и умений в
области современных технических средств; повышение гражданской активности |
- работа теле-радиостудии
“Тик-Так”; -освещение по школьному и местному радио, телевидению гражданско-правовых вопросов |
-создание телепрограмм и фильмов; -создание и трансляция событийных и познавательных программ по правовым вопросам |
8. Ожидаемый результат:
1. Формирование гражданско-правовой культуры младших школьников.
2. Предполагаемые приращения у участников проекта:
- чувство уважения к прошлому, ответственности за настоящее и будущее своей семьи, села, народа;
- выполнение участниками проекта конкретного, практически значимого полезного дела;
- осознанность ценности каждой человеческой жизни;
- занятость детей и родителей общественно полезным делом;
- сформированность у участников проекта следующих ключевых компетенций:
- гражданской;
- коммуникативной;
- социальной.
9. Перспективы дальнейшего развития проекта:
- обеспечение преемственности со средним звеном школы;
- усовершенствование программ по гражданско-правовому образованию;
- расширение сетевого пространства данного проекта, поиск новых партнёров, единомышленников.