Цели урока:
обучающие:
- формировать умения составлять систему двух линейных уравнений с двумя переменными по данным задачи и решать используя известные методы.
- отрабатывать умения применять полученные знания при решении поставленных математических задач.
развивающие:
- развивать логическое мышление учащихся.
воспитательные:
- формирование у учащихся интереса к истории родного края, ознакомление с биографией и особенностями личности писателя, воспитание эстетического восприятия математики посредством решения задач.
- воспитывать интерес к математике как к прикладной науке.
Оборудование: ТСО, наглядность, раздаточный материал:
Мультимедийная презентация (краткая биография Чехова А.П + материал по алгебре).
Раздаточный материал (приложение 1).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. (Слайд 1)
2. Устная работа.
1. Найди ошибку: (слайд 2)
а) прямые у = 7х -4 и у = 7х +5 – параллельны;
б) прямые у = 10х -3 и у = -10х -6 – параллельны;
в) прямые у = 0,3х -2 и у = 8,1х -2 – пересекаются;
г) прямые у = - 7х +3 и у = -7х -2 – пересекаются;
д) прямые у = 3х +2 и у = 3х – параллельны;
е) прямые у = -2,3х и у = 2,3х – пересекаются
2. Объясните с помощью графиков, почему не имеет решений система уравнений: (слайд 3)
Объясните, почему имеет бесконечное множество решений система уравнений: (слайд 4)
3. Придумайте ситуацию, которая описывается следующей системой уравнений: (слайд 5)
4. Вычислите: (слайд 6)
- - 0,75:(- 0,03)
- -13,7+7,7
- - 0,46 :2
- 2(с-16)=0
- 651: (- 217)
(слайд 7)
Сопоставьте модули ответов с порядком букв алфавита и получите слово
Например: 5) Ответ 3 - соответствует букве“в” алфавита; 1), 2) – 1 вариант, 3), 4) – 2 вариант
В результате получилась фамилия известного русского писателя А.П.Чехова. (слайд 8)
3. Решение задач.
29 января 2016 г. будет 156 лет со дня рождения этого русского писателя.
- Сколько лет прожил писатель?(44)
- Родители Чехова.(слайд 9)
- В каком городе родился Антон Павлович? (Таганрог)
Решите задачу: “Антон положил в копилку 59 рублей пятирублёвыми и двухрублёвыми монетами. В течение некоторого времени он докладывал туда деньги теми же монетами. Когда Антон вскрыл копилку , он обнаружил, что пятирублёвых монет стало в 2 раза больше, чем было , а двухрублёвых – в 3 раза больше, чем было, при этом денег пятирублёвыми монетами стало на 2 рубля меньше, чем двухрублёвыми. Сколько монет каждого достоинства было в копилке первоначально?”
Найдя сумму полученных в ответе чисел , вы узнаете сколько лет Антон Чехов прожил в Таганроге.(слайд 10)
Ответ :7,12. 19лет.(слайд11)
Биографические сведения о писателе (слайды 12-18)
Устное задание. Работа в парах. (на каждой парте карточка с заданием). Расшифруйте, куда отправился Чехов в 1889 г. Для этого в квадратиках впишите букву, соответствующую графику заданной функции. . В оставшийся квадратик впишите букву Н и дополните чертеж графиком соответствующим функции рядом с этой буквой.
Ответ: Сахалин. (слайд 19)
Биографические сведения о писателе.(слайды 20-29)
Задача от Чехова.(слайд 30)
В рассказе А.П Чехова “Репетитор” гимназист Егор Зиберов не сумел решить арифметическую задачу, а отец ученика, отставной губернский секретарь Удодов , пощёлкав по счётам, получил правильный ответ. Решите и вы эту задачу.
“Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 руб. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 руб. за аршин , а чёрное – 3 руб.?”
4. Домашнее задание (творческое). Например: составить математическое задание, используя биографические данные писателя)
5. Рефлексия.
Учитель кратко подводит итог урока.
Продолжите фразу.
- Мне понравилось...
- Мне стало понятно, что...
- У меня появился вопрос...