Цель: Ознакомление детей с образовательной программой “Я и музыка”, направленной на эмоциональное развитие детей через певческое искусство.
Задачи:
1. Познакомить детей с нотной грамотой, с жанрами музыки;
2. Развитие познавательного интереса к занятиям;
3. Воспитание навыков коллективно-творческой работы;
4. Создание творческой и доброжелательной атмосферы в коллективе;
Материалы к уроку: Мультимедийная презентация в PowerPoint.
- Музыкальный ряд:
- С.С. Прокофьев Марш ;
- П.И. Чайковский “Вальс цветов” ;
- С. Булдаков “Солнечная песня”.
- В. Шаинский “Вместе весело шагать”
Ход урока
П: Здравствуйте, дети!
Я волшебница и зовут меня Галина Владимировна.
П: Ребята, скажите, вы верите в чудеса?
П: Сегодня я приглашаю вас отправиться в сказочную страну Песни и узнать как живет песенка. И тема нашего сегодняшнего занятия “Жила-была песенка”.
П: Поможет нам попасть в эту страну моя волшебная палочка.
(звучит сказочная музыка)
Напевает:
Чтоб отправиться нам в путь
Карту взять ты не забудь,
Чтоб быстрее нам дойти
Ты дорогу начерти.
(педагог раздает карты , лист А 4 на нем изображен скрипичный ключ простым карандашем. )
П: Ребята, на карте обозначена дорога по которой мы должны пройти, но чтобы нам было веселей идти давайте раскрасим дорогу разными цветами.
(дети рисуют, звучит мелодия “Вместе весело шагать”)
П: Дорога у нас получилась яркая, радужная. И по этой дороге мы пришли в сказочную страну.
П: Но двери в эту страну пока закрыты и чтобы открыть ее, нужно найти на карте ключ. Ключ этот не простой, а музыкальный.
(Дети работают с картой)
П: Ребята помогите волшебнице открыть двери этим ключом.
(вызывает ребенка)
П: Ключ этот называется скрипичный и он в музыкальной стране самый главный.
(открывает двери в страну, появляется нотный стан, педагог прикрепляет ключ)
(звучит музыки природы)
П: Посмотрите какая чудесная страна! Давайте вдохнем аромат цветов, послушаем жужжание пчел и шмелей.
(педагог выполняет упражнение на дыхание)
П: Давайте встанем и поучимся правильно дышать в этой стране.
Вдох через нос, вдыхаем животом, выдох через рот.
А теперь попробуем жужжать как пчелки – Джж-жжжжж.
Сделаем все вместе. Сначала вдох, затем выдох на дж-ж-ж-ж-ж.
(повторить несколько раз)
П: А еще в этой стране живут чудесные птицы со своими птенцами.
(выполняют артикуляционную гимнастику)
Когда птенчики просыпаются, то широко, широко открывают рот.
(педагог с детьми широко открывает рот, имитируя зевание)
Затем они чистят зубки (с закрытым ртом языком проводят по зубам),
потом завтракают (жуем язычок, сначала на правой стороне, на левой стороне). Вытягивают клюв и улыбаются маме. ( вытягивают губы, с закрытым ртом улыбаются).
(Педагог исполняет глиссандо)
П: Сморите, нас встречают веселые жители этой страны. А кто они?
(педагог достает человечков-нотки из кармашка)
Д: Это ноты.
П: Правильно. Молодцы.
П: Давайте, с ними познакомимся . Нотки живут на нотном стане, который состоит из пяти линеек. Каждая нотка живет на своей линеечке.
Ребята, помогите мне расположить нотки на нотном стане.
(ребенок, прикрепляет ноты к нотному стану, а дети у себя на карте).
П: А теперь все вместе пропоем эти нотки.
(дети выполняют распевку)
П: Если нотки поменять местами, получится мелодия. Ребята что такое мелодия?
П: Мелодия – это основная последовательность звуков, или просто напев в один голос.
П: Ребята, какие бывают мелодии?
Д: Грустные, веселые......
П: Значит как у человека у мелодии может разное настроение.
И каждая мелодия имеет свой характер.
П: Давайте попробуем исполнить мелодию с помощью движений.
(звучат три музыкальных произведения – три основных жанра Песня, Танец, Марш. Ребята выполняют движения соответствующие характеру музыки.)
П: Ребята, а если к мелодии подобрать нужные слова, то у нас получится ?....
Д: Песенка.
П: Правильно, у нас получится песня. Из чего состоит песенка?
Д: Из мелодии и слов.
П: Песня – это словесно-музыкальное произведения для пения.
П: А какие вы песни знаете?
Песни бывают шуточные, лирические, маршевые, патриотические, народные, праздничные.
П: Давайте разучим одну песенку, мелодию которой, мы уже слышали.
(педагог разучивает с детьми песню “Вместе весело шагать” 1 куплет)
П: Эта песня имеет тоже свое настроение, и сейчас мы весело ее споем.
(исполнение песни)
П: Сегодня мы познакомились и подружились с жителями волшебной страны.
П: Ребята, из чего состоит песенка?
Д: Из мелодии и слов.
П: Что такое мелодия? Какие мелодии бывают?
Д: Грустные, веселые, радостные, печальные.
П: Где живут ноты?
П: Без какого ключа не выстроить нотки на нотном стане?
Д: Без скрипичного.
П: Правильно без скрипичного. Ведь он самый главный в музыкальной стране.
П: Для того, чтобы вернуться вновь в волшебную страну, нам необходимо выполнить задание.
(педагог делит класс на три команды, каждой команде задание, пропеть песню “Вместе весело шагать”):
- Грустно и жалобно как уточки.
- Весело и радостно как пчелки.
- Торжественно и ярко протрубить как слоник.
П: Теперь все вместе, но каждый поет по-своему.
П: Вот и подошло к концу наше путешествие.
Вы сегодня замечательно потрудились. Мы узнали, где и как живет песня.
Я дарю вам эту карту, чтобы у вас об этом путешествии осталась память и вы всегда могли найти дорогу в страну, где живет песенка.
И пусть она всегда будет с вами. Спасибо.