Цель урока: Закрепление практических навыков решения уравнений и совместных действий с натуральными числами.
Задачи урока:
- Обобщить знания, умения и навыки учащихся по теме “Действие с натуральными числами”.
- Развивать и активизировать познавательный интерес к предмету, расширить знания об истории Мариинского района через самостоятельную и творческую работу школьников.
- Воспитывать самостоятельность, активность, аккуратность, эстетические чувства, чувство ответственности, коллективизма, дружеское отношение в классе и умение работать в группах, командный дух соревнования, уважение друг к другу, патриотические чувства и любовь к родному краю.
Раздаточный материал: карточки-конверты.
Техническое обеспечение: компьютер, проектор.
Программное обеспечение: слайды: “Мариинский район ”
Оформление доски: иллюстративный материал по г. Мариинску; картосхема: “Окрестности г. Мариинска
Аннотация.
Конкурсная работа представляет собой урок, проводимый в компьютерном классе.
Данный урок проводится в 5 классе в качестве обобщающего урока по теме «Действия с натуральными числами» по программе «Математика 5» Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др.
Урок соответствует требованиям с использованием ИКТ.
На данном уроке компьютерная презентация используется, как наглядная иллюстрация на протяжении всего урока, что делает урок более привлекательным для учащихся, позволяет экономить время урока, обеспечивает его плотность и насыщенность заданиями как обучающего, так и развивающего характера.
На данном уроке много краеведческого материала, который близок детям, он наглядный и конкретный. Опыт показывает, что многие ученики с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае. Элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, носят воспитательный характер. Решение таких задач способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью.
Мы часто стесняемся выразить свою любовь к родным местам. А застенчивость здесь неуместна. Найти разумный компромисс между математическим содержанием урока и его гуманитарным аспектом трудно. Чаще всего приходится мириться с тем, что математическое задание оказывается искусственным добавлением к беседе по поводу каких-то гуманитарных аспектов нашей жизни. Однако то, что кажется искусственным при описании урока, в реальности хорошо воспринимается детьми и оказывает на них серьезное воспитательное воздействие. И это воздействие тем сильнее, чем больше выдумки, поиска, искренней любви вкладывает учитель в подготовку урока. Один из таких уроков, посвященный 90-летию Мариинского района, представлен в работе.
Этот урок мы готовили вместе с ребятами. Учащимися 5-го класса была собрана информация об их родном селе (Благовещенке, Тенгулах, Обояновка, Колеуле), одни готовили сообщения, другие – иллюстративный материал, третьи помогали учителю в оформлении, а учитель делал краткие комментарии, связывавшие географический, исторический, краеведческий материалы с математическим.
Для проведения урока была выбрана тема: “Все действия с натуральными числами”, которая является обобщением материала, связанного с натуральными числами (по плану), он включает в себя решение уравнений и порядок выполнения действий.
Урок проходил в форме математического путешествия с целью связать раннее изученный арифметический материал с историей родного края.
Чтобы заинтересовать каждого ученика, урок проводился в соревновательной форме. Игра заставила учащихся внимательно слушать, думать и быстрее искать ответы на вопросы. Учащиеся получили возможность проверить свои знания, узнать много нового, получить оценки по итогам урока.
Ход урока
№ п./п. |
Содержание | Примечание | ||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Организационный момент – Здравствуйте, дорогие ребята, я очень рада видеть вас. Надеюсь, что и вы получите чувство радости от нашего с вами общения. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Актуализация опорных знаний. Сегодня мы с вами отправимся в заочное путешествие, а где мы будем путешествовать вы узнаете в процессе устного счета. Для того, чтобы путешествие прошло увлекательно и интересно, необходимо вспомнить порядок выполнения действий и решение уравнений. Цель нашего путешествия – обобщить знания по теме “Действия с натуральными числами”. А в процессе путешествия мы познакомимся с историей некоторых сел. Думаю, вам будет интересно, и мы успешно проведем урок. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Устный счет. Реши пример и подставь букву в таблицу. (слайд 2)
Наше путешествие начинается. Мы сегодня познакомимся с историей некоторых сел Мариинского района. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Сообщение о Мариинском районе. (слайд 3, 4) Вступительное слово учителя. – Мариинский район расположен на северо-востоке Кемеровской области (показать на карте). Район граничит на севере с Томской областью, на западе – с Ижморским районом, на юге – с Чебулинским, на юго-востоке – с Тяжинским районом, на северо-востоке – с Красноярским краем. Площадь района – 5560 кв. км, что составляет 5,8% территории области. Мариинск – районный центр Кемеровской области России, значительный промышленный центр, крупная железнодорожная станция на Транссибирской Магистрали, узел трех автомобильных дорог: на Кемерово, Томск, Красноярск. Его площадь – 26 кв. км. Протяженность города с северо-востока на юго-запад – 14 км, а с запада на восток – 7 км. Его координаты: 56 01 с.ш. и 87 08 в.д. Мариинск находится на левом берегу реки Кии, на холмистой равнине, слабопересеченной речными долинами. Мариинск. (слайд 5)
Ребята, а в каком же году был основан Мариинский район? Год основания узнаете, решив пример. (Вспомнить порядок выполнения действий)
4 сентября 1924 года – был основан Мариинский район. В этом году Мариинский район празднует свое 90-летие. (слайд 6) Мариинский район состоит из 12-ти сельских территорий, в которых 55 сел и деревень. О некоторых селах вы может мало что знаете или они вообще вам не знакомы. У каждого села свой год основания. Сейчас мы узнаем, в каком же году были основаны некоторые села. |
Помощник показывает слайды о Мариинске, его гербе |
||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
“Памятные даты” в уравнениях. (слайд 7) – Для того, чтобы узнать некоторые памятные даты, решите уравнения, корни уравнений нам их подскажут.
– Молодцы, ребята, с уравнениями вы справились. Посмотрим, а знаете ли вы, почему так, а не иначе, названо данное село. |
Два уравнения решить у доски с комментариями, а три уравнения по рядам сам-но, от каждого ряда сам-но у доски по 1 уч-ся. Вопросы написаны на доске, а в квадрате оставить место для написания года. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Названия сёл. (слайд 8) – Каждое село имеет свое название. Многие имена сел произошли от рек, некоторые – от фамилии, или связаны с какими-то важными праздниками. Совершив путешествие, попытаемся узнать тайну имен в названии сел. Сейчас вы разделитесь на группы по 4 человека. Каждая группа получит карточку с примерами, решив примеры и заполнив таблицу на карточке, используя “ключ”, вы прочтете названия сел. – Итак, какая же из групп быстрее пройдет свой маршрут и узнает название села? Карточки: “Кайдулы”. Какое село в 1930 году по предложению Антика Яна Самойловича получила свое название в честь народной поэтессы Эстонии XIX века? (Кайдулы. В честь народной поэтессы Эстонии Лидии Кайдулы) “Обояновка”. Какое село получило свое название по фамилии крестьян-переселенцев из Европейской России в XIX веке? (Обояновка. Фамилия Обояновы) “Тюменево”. Через какое село в 1791 году проезжал в ссылку писатель-демократ Александр Николаевич Радищев за его “крамольную” книгу “Путешествие из Петербурга в Москву”. О том, что здесь останавливался Радищев, культурные крестьяне увековечили этот факт на мемориальной доске. (Тюменево. 1791 г.) “Туйла” (дополнительная карточка) Какое село получило свое имя по названию речки. Это село основано в 1919 году жителями из Башкирии. (Туйла). “Ключ” на доске:
“Кайдулы” (задания на карточках)
“Тюменево”
“Обояновка”
“Туйла”
– Мы рассмотрели только некоторые названия, если кому-то интересно, можно посмотреть имена сел в книге В. Шабалина “Тайны имен земли Кузнецкой”. (Показать книгу) |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
– А теперь рассмотрим демографический состав населения. (Данные на 7.12.2009 г.). Решим задачу: (слайд 11) В двух селах Благовещенке и Тенгулах детей дошкольного возраста (от 0 до 6 лет) всего 112 человек. В Благовещенке в 3 раза больше, чем в Тенгулах. Сколько детей дошкольного возраста в каждом из сел? (Задача на составление уравнения) Ответ: в Благовещенке – 84 ребенка. В Тенгулах – 28 детей. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Слайд-шоу “По селам Мариинского района”. Сообщение учащихся об их родном селе. – Наше путешествие заканчивается, давайте полюбуемся нашими селами. – Ребята, многим будет интересно узнать о своем селе подробнее. Наши уч-ся подготовили сообщения о родном крае. Предоставим им слово.
– молодцы, ребята, огромное вам спасибо за интересные сообщения. |
Демонстрация фотографий прошлых лет и сегодняшних дней некоторых сел |
||||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
Домашнее задание: №665 (4), №668 (2столбик) |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
Итог урока. – Наше путешествие подошло к концу. Подведем итоги. История нашего района неразрывно связана с историей наших “малых родин”. У каждого она своя, но вместе мы единое целое. Сегодня на уроке мы узнали о нашем крае, где родились, живем, учимся. Всем спасибо за работу. |
|
Список литературы:
- Приложение к газете 1 сентября “Математика” №8 за 2008 г.
- Учебник 5 класса Э.Р. Нурк и А.Э. Тельгмаа – Москва: “Просвещение”, 1990.
- Учебник 5 класса Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. – Москва: “Мнемозина”, 2005.
- В. Шабалин “Тайны имен земли Кузнецкой”.
- “город на Кии” С. Копылов, Ф. Лапкин – 2004.
- “Земля Мариинская” Ф. Зеленин – 1999.