Систематизация и обобщение по теме «Синтаксис и пунктуация». 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цель деятельности учителя: Систематизировать знания о простом и сложном предложениях, повторить пунктуацию сложного предложения и простого осложненного предложения, пунктуацию в предложениях с прямой речью.

Тип урока: Урок систематизации знаний, умений и навыков.

Планируемые образовательные результаты:

  • Предметные: знать признаки простого предложения, главные и второстепенные члены предложения, однородные члены, вводные слова и обращения; уметь различать простое и сложное предложения, правильно расставлять знаки препинания, производить синтаксический разбор предложения.
  • Метапредметные: способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить и исправлять речевые ошибки.
  • Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.

Методы и формы обучения: Наблюдение за языком, создание проблемной ситуации; индивидуальная, групповая, фронтальная работы.

Оборудование: Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Основные понятия и термины: Простое предложение, главные члены предложения – подлежащее и сказуемое, второстепенные члены предложения – дополнение, определение, обстоятельство; однородные члены предложения, вводные слова, обращения, сложное предложение, сложносочиненное и сложноподчиненное предложения, предложения с прямой речью, диалог.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия УниверсальныеУчебныеДействия Контрольрезультатов

1. Мотивация.

Обучающие задания и упражнения: Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся.

Игра «Отгадай слово»

На доске: С…….с и п……..я.

Этот раздел науки о языке изучает словосочетания и предложения.

Этот раздел науки о языке изучает правила расстановки знаков препинания в предложениях.

Размещают на рабочем месте учебные материалы.

Слушают учителя, участвуют в диалоге.

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, желают приобрести новые знания.

Познавательные: Осознают познавательную задачу.

Коммуникативные: Работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера).

Листы обратной связи

 

Устные ответы.

2. Актуализация знаний.

Обучающие задания и упражнения: Эвристическая беседа.

1. Необходимо отгадать слова, составляющие нашу тему.

2. Запишите тему «Синтаксис и пунктуация».

Вы знаете, что синтаксис и пунктуация – это разделы науки о языке.

Что изучает синтаксис?

Что изучает пунктуация?

Назовите главные члены предложения.

Назовите второстепенные члены предложения.

Презентация

Отвечают на вопросы.

Индивидуальная

групповая

Познавательные: осознают познавательную задачу, выполняют учебно-познавательные действия.

Устные ответы.

3. Выявление места затруднений.

Обучающие задания и упражнения: Самостоятельная работа.

Выполнение теста по теме «Главные и второстепенные члены предложения». Задания №1–4.

(Смотрите Приложение 1).

Выполняют тест.

Индивидуальная.

Выполняя тест, осознают познавательную задачу.

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия.

Выполнение письменной работы.

4. Целеполагание.

Обучающие задания и упражнения: Творческая «пятиминутка».

– Хорошо поработали, немного отдохнем.

Два ученика рассказывают стихотворение А. Шибаева «Забыл»

– Федя, сбегай к тете Оле,
Принеси немного соли.
– Соли?
– Соли.
– Я сейчас.
– Ох, и долог Федин час.
Ну, явился, наконец.
Где ты бродишь, сорванец?
– Встретил Мишку и Сережку.
– А потом?
– Искали кошку.
– А потом?
– Потом нашли.
– А потом?
– На пруд пошли.
– А потом?
– Поймали щуку.
Еле вытащили злюку.
– Щуку?
– Щуку.
– Но позволь,
А где же соль?
– Какая соль?

Вопрос учителя: как вы думаете, ребята, что собой представляет данное стихотворение? (Конечно, диалог.)

– Какой знак препинания вы должны использовать при записи диалога? (Только тире перед репликой каждого героя.).

Воспринимают стихотворение на слух, отвечают на вопросы.

Групповая,

индивидуальная.

Познавательные: Осознают познавательную задачу – слушать, извлекая нужную информацию.

 

5. Письменная работа.

Обучающие задания и упражнения: Работа с текстом.

На экране представлен текст, в котором тоже есть диалог. Выполните задания.

Прочитайте текст.

Ёж.

1. Теленок увидал ежа и говорит:

– Я тебя съем!

2. Ёж не знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:

– Попробуй…

3. Запрыгал глупый теленок, боднуть норовил, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа…

4. – Ой-ой-ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери жаловаться.

5. Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.

6. А ёж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе:

7. – Я огромного зверя победил, должно быть, льва!

8. И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес.

9. – У нас ёж – богатырь,– шепотом со страху говорили звери.

(А.Н. Толстой)

  1. Найдите предложения с прямой речью, составьте и запишите схемы 1 и 9 предложений.
  2. Запишите 3 предложение, графически докажите, что это сложное предложение.
  3. Запишите 5 предложение, подчеркните грамматическую основу, укажите, чем осложнено данное предложение (однородными членами предложения).
  4. Произведите синтаксический разбор 5 предложения, напишите полную его характеристику.
  5. Запишите 9 предложение, графически объясните постановку тире в данном предложении.

Читают текст.

Выполняют разноуровневые задания, в случае затруднения обращаются к учебным пособиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают внимательно задания и выполняют их.

В случае затруднения допустима работа в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В случае затруднения обращаются за помощью к одноклассникам или учителю.

Регулятивные: планируют необходимые действия, выполняют задания.

Коммуникативные: Умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе.

Чтение и осознание текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение письменных заданий на основе предложенного текста.

6. Подведение итогов.

Обучающие задания и упражнения: Составление кластера.

– Сегодня вы хорошо поработали, необходимо и подвести итоги.

  1. На отдельных листах, где у вас были напечатаны тесты, запишите все знакомые вам термины из раздела «Синтаксис». Составляем кластер. (Смотрите Приложение 2)
  2. Укажите все знаки препинания, с которыми вы сегодня работали.
  3. Послушайте стихотворные загадки и отгадайте, о каких знаках препинания идёт речь?

 

  1. Бурным чувствам нет конца:
    Пылкий нрав у молодца!

  2. Ляжет палочкой на строчку:
    – Проходите по мосточку…

  3. Вечно думая над смыслом,
    Изогнулся коромыслом.
    (А. Шибаев)

Воспринимают на слух, составляют кластер, отгадывают загадки.

Индивидуальная

Групповая работа

Коммуникативные: Формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.

Самостоятельно выполняют задание по составлению кластера.

 

 

 

 

Отгадывают загадки.

7. Рефлексия учебной деятельности.

Обучающие задания и упражнения: Заключительная беседа по вопросам; монологические высказывания.

– Какие трудности были у вас в процессе работы?

– Понравилось ли вам на уроке?

– Какое настроение у вас сейчас?

– Дайте оценку нашей работе. Напишите на листе обратной связи, чему вы научились сегодня, о чем узнали больше.

Приложение 2

Определяют своё эмоциональное состояние, заполняют карточку достижений.

Индивидуальная

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: устанавливается связь между объемом приобретенных знаний и аналитических умений.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Оценивают свою работу и работу товарищей.

 

Листы обратной связи.

Список использованной литературы:

  1. Дзякович Е.В. «Тесты по русскому языку. 5 класс , «Лицей», Саратов, 2002.
  2. Толстой А.Н. «Сказки»
  3. Цветкова Г.В. «Поурочное планирование. Русский язык. 5 класс. Технологические карты урока» Волгоград, «Учитель», 2012.
  4. Шибаев А. Загадки о знаках препинания, стихотворение «Забыл».