Урок по теме «Глобальная сеть Интернет»

Разделы: Информатика


Цели урока:

образовательные:

  • Развития у учащихся знания об Интернет-адресах.
  • Формирование умения применять свои знания при решении задач.
  • Развитие представлений о работе глобальной сети.

развивающие:

  • Развитие умения анализировать вопрос задания и делать выводы.
  • Развитие умения выступать с сообщениями перед аудиторией.

воспитательные:

  • Воспитание интереса к предмету (информатике).
  • Создание атмосферы сотрудничества учителя и учащихся.
  • Воспитание доверия на этапе «ученик-ученик».
  • Воспитание самостоятельности при выполнении заданий.

Задачи урока:

  • Развивать знания о глобальной сети Интернет.
  • Формировать умение решать задачи на определение IP-адреса в формате ЕГЭ.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Изучение новой темы.
  4. Закрепление.
  5. Физминутка для глаз.
  6. Подведение итогов урока.
  7. Домашнее задание.
  8. Рефлексия.

Оборудование: компьютерный класс, доска, маркер, мультимедийный проектор.

Урок проводится с использованием мультимедийной презентации (Приложение 1).

Раздаточный материал: цветные жетоны для проведения рефлексии.

Тип занятия: Урок изучения нового материала.

Ход урока

1. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы с вами изучали тему «Локальные компьютерные сети».

2. Актуализация знаний.

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Какие виды сетей вы знаете? (Ответ: локальные, региональные, корпоративные, глобальные).
  2. Какая сеть организована в нашей школе? (Ответ: локальная).
  3. С помощью чего организуется подключение к сети? (Ответ: с помощью кабельного (витая пара, коаксиальный кабель, оптоволоконный кабель) и беспроводного подключения (например, Wi-Fi).
  4. Что такое «топология сети»? (Ответ: способ организации сети).
  5. Какие виды топологии вы запомнили (Ответ: «звезда», «шина», «кольцо»).

3. Изучение нового материала.

Сегодня мы более подробно поговорим об одном из видов сетей, с которыми познакомились на прошлом уроке. Посмотрите на слайд и отгадайте ее название (ответ: глобальная).

Итак, тема урока: глобальная компьютерная сеть. А как вы думаете, название какой сети в переводе с английского так и звучит – «международная сеть»? (Ответ: Интернет). Что же такое Интернет? Запишем в тетрадь:

Интернет – это глобальная компьютерная сеть, объединяющая многие локальные, региональные и корпоративные сети и включающая сотни миллионов серверов, постоянно подключенных к сети

Об истории зарождения и развития Интернета нам расскажут ваши товарищи (с краткими сообщениями о сети ARPAnet и зарождением Интернета в России выступают заранее подготовившиеся учащиеся, их сообщение сопровождается показом слайдов 5 и 6).

Теперь, когда мы знаем о том, как развивался Интернет, возникает вопрос: а кто нам предоставляет услуги сети? (Ответ: провайдер). Провайдер – компания, обеспечивающая подключение пользователей к сети. Провайдер обеспечивает доступ в Интернет, выделяет дисковое пространство для хранения сайтов и поддерживает работу почтовых ящиков.

Для того, чтобы в процессе обмена информацией компьютеры могли найти друг друга, в Интернете существуют специальные адреса. Их три: IP-адрес, доменный адрес и URL-адрес (слайд 8).

Каждый компьютер, подключенный к Интернету, имеет свой уникальный 32-битный (в двоичной системе) IP-адрес. С помощью основной формулы информатики N=2i мы можем подсчитать общее количество IP-адресов: N=232=4 294 967 296. Для удобства восприятия двоичный 32-битовый Интернет-адрес можно разбить на четыре части по 8 битов и каждую часть представить в десятичной форме. Десятичный адрес состоит из четырех чисел в диапазоне от 0 до 255, разделенных точками (см. Таблицу 1).

Двоичный 01010001 00010011 01000110 00000011
Десятичный 81 19 70 3

4. Закрепление.

Решим несколько задач:

Задача 1. Петя записал IP-адрес школьного сервера на листке бумаги и положил его в карман куртки. Петина мама случайно постирала куртку вместе с запиской и Петя обнаружил в кармане обрывки записки, состоящие из 4 фрагментов. Восстановите адрес по данным фрагментам:

Ответ: 114.251.157.6, т.е. БВГА

Задача 2. В терминологии сетей TCP/IP маской сети называют двоичное число, которое показывает, какая часть IP-адреса узла сети относится к адресу сети, а какая – к адресу узла в этой сети. Адрес сети получается в результате применения поразрядной конъюнкции к заданному адресу узла и его маске. По заданным IP-адресу узла сети и маске определите адрес сети:

IP-адрес: 240.37.235.224 Маска: 255.255.240.0

При записи ответа выберите из приведенных в таблице чисел 4 фрагмента четыре элемента IP-адреса и запишите в нужном порядке соответствующие им буквы без точек.

A B C D E F G H
255 240 252 37 145 128 224 0

Ответ: при решении задачи надо помнить о том, что в маске всегда сначала идут единицы, а затем нули. В десятичной записи все 8 единиц – это 255, все 8 нулей – это 0. При умножении на 1 всегда получится то число, на которое мы умножаем, при умножении на 0 мы получаем 0. Итак, запишем наш адрес под маской:

11111111.11111111.11110000.00000000 – маска

11110000.00100101.11101011.11100000 – IP-адрес

При поразрядной конъюнкции получаем следующую битовую последовательность:

11110000.00100101.11100000.00000000 – адрес сети (240.37.224.0)

Остается перевести 11100000 из двоичной системы в десятичную– это 224. Обращаем внимание, что в данной задаче при умножении на маску получаем цифры IP-адреса в том случае, если в маске 255, и 0 – если в маске 0. Остается только найти соответствие третьего байта маски и IP-адреса. По таблице находим соответствующие буквы: BDGH.

Задача 3. В терминологии сетей TCP/IP маской сети называют двоичное число, которое показывает, какая часть IP-адреса узла сети относится к адресу сети, а какая – к адресу узла в этой сети. Адрес сети получается в результате применения поразрядной конъюнкции к заданному адресу узла и его маске. По заданным IP-адресу узла сети и маске определите адрес сети:

IP-адрес: 192.128.145.192   Маска: 255.255.192.0

При записи ответа выберите из приведенных в таблице чисел 4 фрагмента четыре элемента IP-адреса и запишите в нужном порядке соответствующие им буквы без точек.

A

B

C

D

E

F

G

H

255

240

252

192

224

128

8

0

Ответ: Запишем наш адрес под маской:

11111111.11111111.11000000.00000000 – маска

11000000.10000000.10010001.11000000 – IP-адрес

При поразрядной конъюнкции получаем следующую битовую последовательность:

11000000.10000000.10000000.00000000 – адрес сети (192.128.128.0)

Остается перевести 10000000 из двоичной системы в десятичную– это 128. По таблице находим соответствующие буквы: DFFH.

5. Физминутка для глаз.

(Приложение 2).

Продолжим изучение нашей темы. Компьютеры легко могут найти друг друга по числовому адресу, но человеку легче запомнить буквы, поэтому введена доменная система имен (слайд 14). Доменная система имен ставит в соответствие числовому IP-адресу компьютера уникальное доменное имя. Доменная система имен является иерархической базой данных, хранящейся на иерархии серверов DNS. На верхнем уровне иерархии находится сервер DNS (Domain Name System), на котором хранится база данных о доменах верхнего уровня. На следующем уровне расположены серверы доменов верхнего уровня, на каждом из которых хранится база данных о доменах второго уровня и т.д. Существуют географические и административные домены (слайд 15). Географические домены двухбуквенные – каждой стране соответствует свой код (России – домен .ru). Административные домены позволяют определить профиль организации (com – коммерческая, например, Microsoft.com, net – сетевая, например, klyaksa.net, edu – образовательная, в России, например, ege.edu.ru). Домен второго уровня можно зарегистрировать в одном из доменов второго уровня. Например, поисковая система Rambler зарегистрировала домен второго уровня rambler в географическом домене верхнего уровня .ru. Между Интернет-адресом компьютера и его доменным именем имеется соответствие. Например, Интернет-адрес 81.19.70.3 и доменное имя www.rambler.ru. Каждый компьютер, подключенный к Инетрнету, имеет IP-адрес, но он может не иметь доменное имя. Доменные имена имеют серверы Интернета.

Сеть Интернет объединяет различные компьютеры, и для того, чтобы они взаимодействовали, существует понятие протокола. Протокол – соглашение о взаимодействии в сети между компьютерами (слайд 17).

  • Transmission Control Protocol (TCP) – транспортный протокол.
  • Internet Protocol (IP) – протокол маршрутизации.

Транспортный протокол обеспечивает разбиение файлов на IP-пакеты в процессе передачи и сборку файлов в процессе получения. Протокол маршрутизации обеспечивает передачу информации между компьютерами сети. В результате маршрутизации IP-пакеты направляются от одного сервера Интернета к другому, постепенно приближаясь к компьютеру-получателю.

Поговорим еще об одном виде адреса в Интернете. Это URL-адрес (Uniform Resource Locator), способ записи ресурса в сети Интернет.

Состоит из трех частей (слайд 19):

  • имени протокола,
  • имени сервера
  • пути к файлу.

Каждый объект, размещенный в Интернете: файл, страница, рисунок и т.д., имеет свой URL-адрес.

6. Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке мы с вами говорили о глобальной сети.

  1. Скажите, как называется соглашение о взаимодействии в сети? (протокол).
  2. Почему глобальная сеть продолжает функционировать даже после выхода из строя отдельных серверов и линий связи? (связь осуществляется через другие линии связи).
  3. Какой адрес есть у всех компьютеров, подключенных к сети? (IP-адрес).
  4. Какие домены верхнего уровня существуют?
  5. Давайте поговорим о достоинствах и недостатках Интернета. Первый ряд посовещается и подумает, какими достоинствами обладает Интернет, второй ряд – какими недостатками (по 3-4 примера). Далее по каждому вашему тезису оппоненты будут отвечать своими (например, позволяет быстро находить информацию. Но при этом большая вероятность занести вирусы на компьютер, хотя есть решение данной проблемы). и т.д.

7. Домашнее задание.

Домашнее задание по учебнику: §2.2, вопросы №2-4 (с.126)

8. Рефлексия.

Используются цветные листочки, приклеенные на листы с тестами:

а) зелёная – я доволен уроком, мне все понравилось.
б) жёлтая – обычный урок, ни каких впечатлений
в) красная – урок совсем не понравился

На доске магниты:

а) зелёный
б) жёлтый
в) красный

(Ребята подходят к доске и приклеивают свои листочки, выходя с урока)

Литература:

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса. / Н.Д.Угринович. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
  2. Автор шаблона презентации: Ермолаева Ирина Алексеевна, учитель информатики и математики, МОУ «Павловская сош», с.Павловск, Алтайский край
  3. Интернет-источники:
    • opds.sut.ru/old/electronic_manuals/it_emd/it4_2.htm
    • kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm
    • yandex.ru/images/search?text=глобус%20картинка&img_url=http%3A%2F%2Fstatic.my-shop.ru%2Fproduct%2F2%2F137%2F1362379.jpg&pos=7&rpt=simage&stype=image&lr=1095&noreask=1&source=wiz&uinfo=sw-1360-sh-768-ww-1343-wh-658-pd-1-wp-16x9_1360x768-lt-504
    • yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fstatic.finance.ua%2Fimg%2Flib%2Ffd%2Fe%2F0b057a5.jpg&uinfo=sw-1360-sh-768-ww-1343-wh-658-pd-1-wp-16x9_1366x768&_=1424606232553&p=1&viewport=wide&text=организация%20сети%20интернет%20картинка&pos=37&rpt=simage