Цель: сформировать у школьников чувства патриотизма и ценностного отношения к своему Отечеству.
Задачи:
- познакомить учащихся с историческим прошлым Родины;
- рассказать детям о пионерах-героях, познакомить с судьбами некоторых из них;
- на примерах героических подвигов народа научить уважать память тех, кто беззаветно служил Родине в суровые годы ВОВ;
- увековечить память героев, отдавших свои жизни за Отечество.
Форма: урок Мужества.
Оборудование:
- Компьютер, проектор, сканер, принтер, экран.
- Электронная презентация, переход слайда к слайду по щелчку.
1. Слайд. Название темы.
Великая Отечественна война между Советским Союзом и фашистской Германией началась 22июня 1941г. Это была долгая и страшная война, длившаяся около 4-х лет.
2. Слайд. Документальные фотографии детей появляются друг за другом, музыкальное сопровождение воспроизводится автоматически.
Фашизм и злодеяние - неотделимые понятия. С тех пор как фашистская Германия занесла над миром кровавый топор войны, не переставала литься невинная кровь миллионов их жертв. С приходом в Германии к власти нацистов (1933 г.) были созданы первые концентрационные лагеря для изоляции лиц, подозреваемых в оппозиции фашистскому режиму. А с началом военных действий они превратились в гигантскую машину подавления и уничтожения миллионов людей разных национальностей.
3. Слайд. Кадры из художественного фильма “Помни имя свое” (воспроизводится по щелчку).
4. Слайд. Документальные фотографии детей и названия нескольких концлагерей автоматически появляются другом за другом, музыкальное сопровождение воспроизводится автоматически (на 4-6 слайды).
Нацисты создавали концлагеря на всех оккупированных ими территориях. К 1945 году только на территории Германии насчитывалось 1100 лагерей смерти. Самые страшные концлагеря, названия которых известны на весь мир - это Освенцим и Майданек в Польше, так же Саласпилс на территории Латвии. Самым первым бал концлагерь Дахау в Германии. Он представлял собой систему, состоящую из центрального лагеря и 49 филиалов, разбросанных по всей территории. Все концентрационные лагеря были, созданы специально для уничтожения людей.
Газовые камеры, крематории, душегубки (термин, используемый в научной и популярной литературе для обозначения мобильных газовых камер) - были главными элементами этих лагерей.
В фашистских концлагерях содержалось более 20 миллионов человек из 30 стран мира. Газета “Известия” от 18 апреля 2014 Г. писала: - “В период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов более чем 5 млн. детей стали узниками фашистских лагерей, как на территории Советского Союза, так и в Германии”.
Война - это не только человеческие жертвы, потери в бою. Это и нравственные потери, изуродованное, искалеченное детство, отчаянье и горе матерей. Во все времена, во всех войнах были убитые и пленные, но, ни в одной войне так не страдали дети. Фашизм не признавал возрастного различия.
Все узники концлагерей были обязаны носить порядковый номер, отличительные знаки на одежде (цветной треугольник ("винкель") на левой стороне груди и правом колене):
- политические противники режима (красный треугольник);
- представители низших рас - евреи и цыгане (жёлтый и коричневый треугольники соответственно);
- уголовные преступники (зелёный треугольник);
- асоциальные элементы, т. е. неблагонадёжные - чёрный треугольник.)
Евреи носили помимо обычного треугольника еще и желтый. Кроме этого - шестиконечную “звезду Давида”. В некоторых концентрационных лагерях практиковалась татуировка номера узника на его руке.
5. Слайд. Документальные фотографии узников концлагерей появляются друг за другом.
Над заключёнными проводились опасные опыты по исследованию способности людей переносить высокое давление, низкую температуру. Немецкие медики проверяли на них действие новых лекарственных препаратов, ядов, отравляющих газов; заражали свои жертвы раком и другими опасными заболеваниями: желтой лихорадкой, оспой, дифтеритом; ампутировали органы, конечности (часто без обезболивания); проводили различные трансплантации.
После подобных опытов человек чаще всего умирал в страшных муках, но иногда выживал и оставался инвалидом на всю жизнь. Расправы над заключёнными сопровождались пытками и носили особо мучительный, садистский характер (сожжение или закапывание живых людей, травля их собаками, казни под музыку и т.п.)
6. Слайд. Документальные фотографии, узников концлагерей появляются друг за другом.
Концлагерь Саласпилс (ЛАТВИЯ) являлся одной из образцовых фабрик смерти. Здесь не было газовых камер или специальных печей-крематориев. Здесь люди умирали мучительной, медленной смертью. По свидетельским показаниям, в лагере погибло более 100 000 человек. Оценку как количества погибших в этом лагере, так и состава заключённых затрудняет то, что при эвакуации был уничтожен его административный архив.
Способы расправы над заключенными были такими изощренными, что ни одному здравомыслящему нормальному человеку такое в голову не придет.
С матерями-узницами в лагере дети находились недолго. Немцы выгоняли всех из бараков и отбирали детей. Детей грудных и в возрасте до 6 лет помещали в этом лагере в отдельный барак, где они умирали или заболевали корью. Больных корью сразу уносили в так называемую больницу лагеря, где сразу купали в воде, после этого дети умирали через 2-3 дня. Всем медикам известно, что при заболевании корью, купание противопоказано. Немецкие врачи не могли не знать об этом.
Несмотря на зимнюю стужу, привезённых детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком детей, старшие из которых не достигал ещё 12-летнего возраста, гнали в другой барак, в котором голыми держали их на холоде по 5-6 суток.
Детей (в том числе и взрослых) травили мышьяком, который добавляли в кашу или кофе. От этих экспериментов умирало до 150 человек в день.
Ежедневно у каждого ребенка забиралось до полулитра крови, для раненых фашистов, вследствие чего дети быстро погибали. Детей морили голодом, который в короткий срок вызывал истощение и приводил к смерти.
Список злодеяний фашистов можно продолжать и продолжать...
7. Слад. Мемориал в Саласпилс.
В 1967 году в 18 км от Риги на месте бывшего концентрационного лагеря был построен уникальный мемориальный ансамбль, занимающий по площади более 40 га, и названный Саласпилским мемориалом. По краю поля, где когда-то стояли бараки, расположились бетонные глыбы, где люди, посещающие Саласпилс, оставляют цветы. Там, где стоял детский барак, всегда лежат игрушки. Громко стучит метроном, будто отбивает ритм сердца.
11 апреля отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей.
8. Слайд. Плакат “Родина-мать зовет!” (автоматическое воспроизведение отрывка из песни “Священная война”).
Идет война народная... - это не просто слова. На борьбу с фашизмом поднялся весь народ, люди всех возрастов нашей страны.
9. Слайд. Пионеры-герои.
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Они учились, помогали старшим. Играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники, друзья. Пришел час, и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нем разгорается священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.
Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны. Они сражались наравне с взрослыми.
Сражались повсюду: на море, в небе, в партизанских отрядах, в Брестской крепости, в подполье...
10. Зина Портнова.
Летом 1941 г. Зина вместе с сестрой приехала на каникулы к бабушке в Обольский район, что в Белоруссии. Когда район захватили немцы, Зина вступила в ряды подпольной комсомольско-молодежной организации “Юные мстители”, чтобы бороться с врагом. По заданию организации работала на кухне. Когда представился случай, она отравила солдат и ушла с сестрой в партизаны.
Стоял декабрь 1943 года. Юная разведчица возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее.
Зину, чтобы добиться сведений о партизанах, больше месяца избивали, загоняли под ногти иголки, жгли раскаленным железом. Изощренные в пытках палачи, обещали девушке сохранить жизнь, если она все расскажет о партизанах, но тщетно. Ответом врагу было молчание, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Зину приговорили к расстрелу. Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.
11. Валя Котик.
Юному пионеру было 11 лет, когда началась война. В Шепетовку, где жил Валя, ворвались фашисты. Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.
Присмотревшись к мальчику, взрослые доверили Вале быть связным и разведчиком своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула...
Фашисты наметили карательную операцию против партизан. Валя, выследил гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей и уничтожил его. Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом ушел к партизанам. На его счету шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом Отечественной войны I степени, медалью “Партизану Отечественной войны” II степени.
В одном из боёв Валя прикрыл собой командира и был тяжело ранен, отправлен в госпиталь, а после выздоровления вернулся в строй.
Валя Котик погиб как герой. Родина посмертно удостоила его звания Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.
12. Слайд. Надя Богданова.
Ее дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.
В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде “дяди Вани” Дьячкова, ей не было еще и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов. Все подмечала, запоминала и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.
Первый раз Надю схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым 7 ноября 1941 года она вывесила красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Избивали, зверски пытали, а когда привели ко рву расстреливать, сил у нее уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой и выходили.
Второй раз ее схватили в конце 1943г. И снова пытки: Надю обливали на морозе ледяной водой, выжгли на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мертвой, гитлеровцы, отступая, бросили ее. Выходили Надю, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В. П. Филатов вернул Наде зрение.
Надя Богданова, награждена орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени, различными медалями.
13. Слайд. Леня Голиков.
Когда его родное село Лёни (15 лет) захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...
Был в его жизни бой, который Лёня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Лёня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, уничтожил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.
Немало еще было боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу с взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады.
2 апреля 1944 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру Лёне Голикову звания Героя Советского Союза.
14. Аркадий Каманин.
О чем может мечтать мальчишка, если его отец летчик - Герой Советского Союза? Конечно о небе. Но в воздух его не пускали, говорили: “Подрасти”.
Когда началась война, он пошел работать на авиационный завод, потом на аэродром и пользовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Случалось, что опытные пилоты, пусть на несколько минут всего, доверяли мальчику вести самолет.
Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Летчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолет на свой аэродром. После этого Аркадию разрешили всерьез учиться летному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно.
Первый орден Красной Звезды засиял на его груди, когда возвращаясь задания, юный пилот увидел наш самолет, подбитый фашистами. Под сильнейшим минометным огнем Аркадий приземлился, перенес летчика в свой самолет, поднялся в воздух и вернулся к своим.
За участие в боях с врагом Аркадий был награжден вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет.
До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой о небе мечтал и небо покорил!
15. Нина Куковерова.
Каждое лето Нину мама вывозила из Ленинграда в деревню Нечеперть, где чистый воздух, мягкая трава, где мед и парное молоко. Грохот, взрывы, пламя и дым обрушились на этот тихий край в четырнадцатое лето пионерки Нины. Война! С первых дней прихода фашистов Нина стала партизанской разведчицей. Все, что видела вокруг, запоминала, сообщала в отряд.
К деревне Горы, где расположился карательный отряд, все подступы перекрыты, даже самым опытным разведчикам не пробраться. Вызвалась пойти Нина. Полтора десятка километров шла она заснеженной равниной, полем. Не обращали внимания фашисты на продрогшую, усталую девочку с торбой. А от ее внимания ничто не укрылось: ни штаб, ни склад горючего, ни расположение часовых.
И когда ночью партизанский отряд выступил в поход, Нина шла рядом с командиром как разведчица, как проводник. Взлетели в ту ночь на воздух фашистские склады, вспыхнул штаб, пали каратели, сраженные яростным огнем. Не раз еще ходила на боевые задания Нина-пионерка, награжденная медалью “Партизану Отечественной войны” I степени, но однажды не вернулась. Предатель выдал её врагам.
Юная героиня погибла. Но память о дочери России жива. Посмертно она награждена орденом Отечественной войны I степени.
16. Слайд. Марат Казей.
Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат (12 лет) с мамой, Анной Александровной, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна. Вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой Адой Марат Казей ушел к партизанам.
Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске...
Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Он погиб в бою, сражаясь до последнего патрона. Когда у Марата осталась одна граната, он, не дрогнув, подпустил врагов поближе, взорвал их и себя.
За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.
17. Слайд. Отрывок из поэмы Р. Рождественского “Реквием”.
Помните!
Через века,
через года, -
помните!
О тех,
кто уже не придёт
никогда, -
помните!
Не плачьте!
В горле
сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти
павших
будьте
достойны!
Вечно
достойны!
Долгая и страшная война закончилась 9 мая 1945 года.
Война, в которой наравне с взрослыми воюют дети - по праву считается страшной. Никто не должен быть забыт, и ничто не должно быть забыто
В этом году наша страна отмечает 70-летие со дня ПОБЕДЫ над фашистской Германией.
День Победы - это день памяти и скорби о всех участниках Великой Отечественной войны, которые отдали свою жизнь за светлое будущее детей, за мирное небо над нашими головами. Кто кроме нас может сохранить эту память? По славной традиции последних лет, повсеместно волонтерами раздаются георгиевские ленточки, которые не только ветераны, но и молодежь повязывают и носят как символ связи поколений и памяти о Великой победе.
Список использованных источников и литературы:
1. Школьная энциклопедия “Руссика”. История России. 20 век.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003
2. Энциклопедия для детей. Т.5. История России и её ближайших соседей. Ч.3.- М.: Аванта+, 2003
3. Смирнов В. Зина Портнова.- М.: Военное издательство,1980
4. Пионеры-герои. - Красноярск,1986
5. От Кремля до Рейхстага Электронный ресурс. - М.:Респ. Мультимедиа центр, 2012
6. URL:http://www.great-country.ru/content/sssr/geroi_pioner.php
7. URL:http://www.otvoyna.ru/statya99.htm
8. URL:http://www.nnmama.ru/news/week/news_99975/
Используемые компьютерные программы:
1. Microsoft Office PowerPoint - программа для создания презентаций.
2. FormatFactory - небольшая и простая в использовании программа, позволяющая конвертировать видео, аудио и графические файлы в большое количество форматов