Интегрированный урок изобразительного искусства и ИКТ-технологий

Разделы: Информатика, Начальная школа, Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Тип урока: урок коммуникативного типа (обеспечивающий формирование социальной компетентности, способности учитывать позиции партнёров по общению или деятельности, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество).

Вид урока: урок учебного сотрудничества и моделирования (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия, оценка действий партнёров (групповая работа).

Класс: 3.

Цель: создание кукольных сказочных персонажей в компьютерной программе «Фантазёры. Волшебный конструктор».

Задачи:

  • познакомить обучающихся с истоками развития кукольного театра;
  • роль художника при создании куклы;
  • познакомиться с конструкцией и костюмом куклы;
  • создание изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера;
  • конструирование нового изображения из готовых фрагментов (аппликация);
  • закрепление умения распечатывать документ.

Виды деятельности учащихся:

  • иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни;
  • придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу;
  • применять для работы компьютерную программу «Фантазёры. Волшебный конструктор»;
  • использовать куклу для игры в кукольный спектакль;
  • планировать учебное сотрудничество с одноклассниками (распределение ролей в группе).

Задание: создание кукольного сказочного персонажа при помощи компьютерной программы.

Прогнозируемые результаты:

  • учащиеся научаться определять качественные характеристики кукольной игрушки;
  • приобретут опыт работы на компьютере и принтере.

Оборудование:

  • презентация PowerPoint;
  • мультимедийный проектор;
  • мобильный класс с персональными RAYbook;
  • компьютерная программа «Фантазёры. Волшебный конструктор»;
  • принтер.

Ход урока

I. Организационный момент.

(На экране открывается занавес).(Слайд 1)

– Ребята, куда мы с вами попали? (В театр.)

II. Повторение изученного.

(Слайд 2)

– На прошлом уроке мы говорили о театре.

– Что такое театр?

– Какие виды театров вы знаете?

– Кто работает в театре?

– Какую роль выполняет в театре художник? (Слайд 3) (Художник создатель сценического мира. Выполняет костюмы, грим, декорации, афиши).

III. Актуализация знаний.

– Хотелось бы вам прямо сейчас оказаться в театре и посмотреть спектакль?

– В сказочном мире нет ничего невозможного.

Внимание! (Слайд 4)

(На экране появляется заставка к сказке. Выходят артисты (ученики старших классов) с куклами и представляют сказку «Колобок».

– В каком театре мы побывали?

– Хотелось бы вам стать героями кукольного театра?

Физминутка (Слайд 5)

IV. Целеполагание.

– Цель нашего сегодняшнего урока создание кукольных сказочных персонажей в компьютерной программе «Фантазёры. Волшебный конструктор».

V. Работа по теме урока.

1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний.

– Что такое «Кукольный театр»? Чем он отличается от других театров? (Слайд 6) Истоки кукольного театра – в языческих обрядах, игрищах с овеществленными символами богов, олицетворяющих силы природы. К первым обрядовым куклам можно отнести изображения тотемов – покровителей первобытных племен. (Слайд 7)

– Когда появились первые куклы?

Народный сатирический кукольный театр. Злободневные сатирические сценки были построены на участии типизированных персонажей, один из которых – Макк – стал прообразом главного комического кукольного персонажа народного театра. В самых разных странах этот персонаж-шут обладал сходной внешностью: большеголовый, крючконосый, с одним или двумя горбами – спереди и сзади.

– Сначала по городам и сёлам бродили уличные артисты, выступали на ярмарках. В каждой стране был свой шуточный персонаж. Но очень они были похожи друг на друга. (Слайд 8)

– Кукольные театры бывают разные. (Слайд 9-12)

– Самый известный театр кукол в России – это театр Сергея Образцова. Необычные часы на фасаде театра привлекают многих людей не меньше, чем кукольные спектакли. VIII. (Слайд 13)

2. Первичная проверка понимания.

– Какова ваша задача на сегодняшнем уроке? На этом уроке мы будем создавать образы героев, участвующих в спектакле. Чтобы актер смог с большей уверенностью играть на сцене, он должен как бы вжиться в роль, войти в образ. И в этом ему помогает костюм.
Костюмы героев очень важны не только для актеров, но и для создания художественного образа всего спектакля, ведь он неразрывно связан с характерами персонажей. Костюм информирует зрителя о времени и месте действия спектакля, сообщает важные сведения о характере и внутреннем состоянии человека.
Прежде чем создавать костюм, художник внимательно изучает роль актера и только потом начинает работу над эскизами.
(Слайд 14)

 3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении по образцу.

– Включите RAYbook.

– Найдите на рабочем столе программу «Фантазёры. Волшебный конструктор». Откройте её.

(Далее учитель демонстрирует этапы работы)

– Выберите раздел «Куклы своими руками».

– В верхнем правом углу заменим значок с цифрой 1 на значок с цифрой 2 для получения больших возможностей конструирования.

– Для создания человеческого образа, нажимаем в нижнем левом углу на цифру 8 для выбора костюма героя.

– Выбираем подходящий костюм и щёлкаем на соответствующие цифры 1-5.

– Пользуясь инструментами «краски» и «кисточка», раскрашиваем костюм.

– Для создания грима героя, нажимаем в нижнем левом углу на цифру 6. Помните какой у вас герой: положительный или отрицательный, какое у него настроение в сказке, какая мимика.

– Щёлкая на цифру 4 выбираем парик.

– Щёлкая на цифру 1 выбираем глаза.


– Щёлкая на цифру 2 выбираем мимику (рот) и нос.

– Надеваем головной убор, если это необходимо. Для этого щёлкаем по цифре 4. При помощи инструментов «краски» и «кисточка» раскрашиваем его.

– Сохраняем под своим именем. Группу назовём КТ (кукольный театр). В названии запишите своего героя.

– Аналогичная работа по созданию персонажей-животных.

В начале работы используем кнопки с цифрами 7, 9.

– Сохранить.

– Распечатать.

Подключить принтер в разъём USB.

Найти значок печати. Выбрать вкладку печать.

– Вырезать. Склеить.

4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

– Вспомните, какую сказку выбрала ваша группа на прошлом уроке.

(Слайд 15)

– Какие правила работы в группе нужно соблюдать, чтобы результат был положительным? (Слайд 16)

I II III IV V
«Три поросёнка» «Лисичка-сестричка и Серый волк» «Снегурочка» «Морозко» «Девочка и лиса»
4 человека 4 человека 5 человек 6 человек 6 человек
  • волк
  • поросята (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)
  • дед
  • баба
  • лиса
  • волк
  • старик
  • старуха
  • Снегурочка
  • 2 девушки
  • старик
  • старуха
  • дочь старухи
  • дочь старика
  • Морозко
  • собака
  • старик
  • старуха
  • внучка
  • медведь
  • волк
  • лиса
  • 2 девушки (из 3 группы)

– Обсудите, кто какого героя будет выполнять, какой будет костюм и грим.

Весёлая зарядка (Слайд 17)

VI. Самостоятельная работа.

– Вспомним правила безопасной работы на компьютерах. (Слайд 18)

(работа на персональных компьютерах)

VII. Подведение итогов урока.

(Слайд 19)

– В некотором царстве, в некотором государстве…

А впрочем смотрите сами.

(Представление отрывков из сказок).

VIII. Рефлексия.

(Слайд 20)

– Постарайтесь закончить предложения.

  • Сегодня я узнал, что куклы бывают…
  • Теперь я знаю, чтобы создать кукольный спектакль …
  • Теперь я умею…
  • Я хочу конструировать…