Тип урока: урок коммуникативного типа (обеспечивающий формирование социальной компетентности, способности учитывать позиции партнёров по общению или деятельности, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество).
Вид урока: урок учебного сотрудничества и моделирования (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия, оценка действий партнёров (групповая работа).
Класс: 3.
Цель: создание кукольных сказочных персонажей в компьютерной программе «Фантазёры. Волшебный конструктор».
Задачи:
- познакомить обучающихся с истоками развития кукольного театра;
- роль художника при создании куклы;
- познакомиться с конструкцией и костюмом куклы;
- создание изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера;
- конструирование нового изображения из готовых фрагментов (аппликация);
- закрепление умения распечатывать документ.
Виды деятельности учащихся:
- иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни;
- придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу;
- применять для работы компьютерную программу «Фантазёры. Волшебный конструктор»;
- использовать куклу для игры в кукольный спектакль;
- планировать учебное сотрудничество с одноклассниками (распределение ролей в группе).
Задание: создание кукольного сказочного персонажа при помощи компьютерной программы.
Прогнозируемые результаты:
- учащиеся научаться определять качественные характеристики кукольной игрушки;
- приобретут опыт работы на компьютере и принтере.
Оборудование:
- презентация PowerPoint;
- мультимедийный проектор;
- мобильный класс с персональными RAYbook;
- компьютерная программа «Фантазёры. Волшебный конструктор»;
- принтер.
Ход урока
I. Организационный момент.
(На экране открывается занавес).(Слайд 1)
– Ребята, куда мы с вами попали? (В театр.)
II. Повторение изученного.
(Слайд 2)
– На прошлом уроке мы говорили о театре.
– Что такое театр?
– Какие виды театров вы знаете?
– Кто работает в театре?
– Какую роль выполняет в театре художник? (Слайд 3) (Художник создатель сценического мира. Выполняет костюмы, грим, декорации, афиши).
III. Актуализация знаний.
– Хотелось бы вам прямо сейчас оказаться в театре и посмотреть спектакль?
– В сказочном мире нет ничего невозможного.
Внимание! (Слайд 4)
(На экране появляется заставка к сказке. Выходят артисты (ученики старших классов) с куклами и представляют сказку «Колобок».
– В каком театре мы побывали?
– Хотелось бы вам стать героями кукольного театра?
Физминутка (Слайд 5)
IV. Целеполагание.
– Цель нашего сегодняшнего урока создание кукольных сказочных персонажей в компьютерной программе «Фантазёры. Волшебный конструктор».
V. Работа по теме урока.
1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний.
– Что такое «Кукольный театр»? Чем он отличается от других театров? (Слайд 6) Истоки кукольного театра – в языческих обрядах, игрищах с овеществленными символами богов, олицетворяющих силы природы. К первым обрядовым куклам можно отнести изображения тотемов – покровителей первобытных племен. (Слайд 7)
– Когда появились первые куклы?
Народный сатирический кукольный театр. Злободневные сатирические сценки были построены на участии типизированных персонажей, один из которых – Макк – стал прообразом главного комического кукольного персонажа народного театра. В самых разных странах этот персонаж-шут обладал сходной внешностью: большеголовый, крючконосый, с одним или двумя горбами – спереди и сзади.
– Сначала по городам и сёлам бродили уличные артисты, выступали на ярмарках. В каждой стране был свой шуточный персонаж. Но очень они были похожи друг на друга. (Слайд 8)
– Кукольные театры бывают разные. (Слайд 9-12)
– Самый известный театр кукол в России – это театр Сергея Образцова. Необычные часы на фасаде театра привлекают многих людей не меньше, чем кукольные спектакли. VIII. (Слайд 13)
2. Первичная проверка понимания.
– Какова ваша задача на сегодняшнем уроке? На этом уроке мы будем создавать образы героев, участвующих в спектакле. Чтобы актер смог с большей уверенностью играть на сцене, он должен как бы вжиться в роль, войти в образ. И в этом ему помогает костюм.
Костюмы героев очень важны не только для актеров, но и для создания художественного образа всего спектакля, ведь он неразрывно связан с характерами персонажей. Костюм информирует зрителя о времени и месте действия спектакля, сообщает важные сведения о характере и внутреннем состоянии человека.
Прежде чем создавать костюм, художник внимательно изучает роль актера и только потом начинает работу над эскизами. (Слайд 14)
3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении по образцу.
– Включите RAYbook.
– Найдите на рабочем столе программу «Фантазёры. Волшебный конструктор». Откройте её.
(Далее учитель демонстрирует этапы работы)
– Выберите раздел «Куклы своими руками».
– В верхнем правом углу заменим значок с цифрой 1 на значок с цифрой 2 для получения больших возможностей конструирования.
– Для создания человеческого образа, нажимаем в нижнем левом углу на цифру 8 для выбора костюма героя.
– Выбираем подходящий костюм и щёлкаем на соответствующие цифры 1-5.
– Пользуясь инструментами «краски» и «кисточка», раскрашиваем костюм.
– Для создания грима героя, нажимаем в нижнем левом углу на цифру 6. Помните какой у вас герой: положительный или отрицательный, какое у него настроение в сказке, какая мимика.
– Щёлкая на цифру 4 выбираем парик.
– Щёлкая на цифру 1 выбираем глаза.
– Щёлкая на цифру 2 выбираем мимику (рот) и нос.
– Надеваем головной убор, если это необходимо. Для этого щёлкаем по цифре 4. При помощи инструментов «краски» и «кисточка» раскрашиваем его.
– Сохраняем под своим именем. Группу назовём КТ (кукольный театр). В названии запишите своего героя.
– Аналогичная работа по созданию персонажей-животных.
В начале работы используем кнопки с цифрами 7, 9.
– Сохранить.
– Распечатать.
Подключить принтер в разъём USB.
Найти значок печати. Выбрать вкладку печать.
– Вырезать. Склеить.
4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.
– Вспомните, какую сказку выбрала ваша группа на прошлом уроке.
(Слайд 15)
– Какие правила работы в группе нужно соблюдать, чтобы результат был положительным? (Слайд 16)
I | II | III | IV | V |
«Три поросёнка» | «Лисичка-сестричка и Серый волк» | «Снегурочка» | «Морозко» | «Девочка и лиса» |
4 человека | 4 человека | 5 человек | 6 человек | 6 человек |
|
|
|
|
|
– Обсудите, кто какого героя будет выполнять, какой будет костюм и грим.
Весёлая зарядка (Слайд 17)
VI. Самостоятельная работа.
– Вспомним правила безопасной работы на компьютерах. (Слайд 18)
(работа на персональных компьютерах)
VII. Подведение итогов урока.
(Слайд 19)
– В некотором царстве, в некотором государстве…
А впрочем смотрите сами.
(Представление отрывков из сказок).
VIII. Рефлексия.
(Слайд 20)
– Постарайтесь закончить предложения.
- Сегодня я узнал, что куклы бывают…
- Теперь я знаю, чтобы создать кукольный спектакль …
- Теперь я умею…
- Я хочу конструировать…