Урок мужества, посвященный Сталинградской битве

Разделы: История и обществознание


Цели и задачи: Данное мероприятие призвано наглядно и образно воссоздать панораму событий, происходивших в битве за Сталинград, показать на конкретных фактах героизм и мужество защитников города; способствовать формированию уважения к историческому прошлому страны и ее народа.

Объем учебного времени: 60 минут.

Организация и подготовка урока

Мероприятие готовится учащимися среднего и старшего звена.

Мероприятию предшествуют встречи с ветеранами, экскурсии в музеи военной истории, а также просмотр и обсуждение художественных и документальных фильмов и видеосюжетов по данной тематике.

На мероприятие приглашены ветераны войны и тружеников тыла, среди которых непременно будут родные учащихся -участники и очевидцы событий.

Ход мероприятия

Композиция начинается со звука сирены, возвещавшей в годы войны о воздушной тревоге.

Звучит песня военных лет «Священная война». Одновременно демонстрируются кадры военной кинохроники (проецируются на большой экран).

1-й ученик читает текст: Сталинградская битва – решающее сражение всей Второй мировой войны, в котором советские войска одержали крупнейшую победу. Эта битва ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. Закончилось победное наступление немецко-фашистских войск и началось их изгнание с территории Советского Союза.
Накануне войны Сталинград являлся крупнейшим промышленным и культурным центром страны с полумиллионным населением. В условиях войны Сталинград приобрел исключительно большое стратегическое значение. Овладев Сталинградом, немцы получали выход к Кавказу, Ближнему и Среднему Востоку, а значит, к неограниченным запасам нефти. Для СССР потеря Сталинграда означала неминуемый крах, т. к. это лишило бы армию и промышленность основных источников нефти.
Всем было предельно ясно, что Сталинград – это последний рубеж. И этот рубеж сдавать нельзя.

2-й ученик читает текст: Сталинградская битва по продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники превзошла на тот момент все сражения мировой истории. Она развернулась на огромной территории в 100 тысяч квадратных километров. На отдельных этапах с обеих сторон в ней участвовало свыше 2 миллионов человек, до 2 тысяч танков, более 2 тысяч самолетов, до 26 тысяч орудий. По результатам эта битва также превзошла все предшествовавшие. Под Сталинградом советские войска разгромили пять армий: две немецкие, дверумынские и одну итальянскую. Немецко-фашистские войска потеряли убитыми, ранеными, плененными более 800 тысяч солдат и офицеров, а также большое количество боевой техники, оружия и снаряжения

3-й, обращаясь к экрану, читает текст: Сражение за Сталинград принято подразделять на два неразрывно связанных периода: оборонительный (с 17 июля по 18 ноября 1942 года) и наступательный (с 19 ноября 1942 года по 2 февраля 1943 года).

Выступающие исполняют хором песню «Нам нужна одна победа».

4-й ученик читает текст: Красная Армия, захватив после Сталинградской битвы стратегическую инициативу, продолжала удерживать её до конца войны. Разгромив противника в междуречье Дона и Волги, советские войска перешли в общее наступление на огромном фронте от Ленинграда до предгорий Кавказа. Создались благоприятные условия для массового изгнания немецко-фашистских оккупантов за пределы СССР.

5-й ученик рассказывает стихотворение наизусть:

Мы засыпали с думой о тебе.
Мы на заре включали репродуктор,
Чтобы услышать о твоей судьбе.
Тобою начиналось наше утро.

В заботах дня десятки раз подряд,
Сжимая зубы, затаив дыханье,
Твердили мы:
— Мужайся, Сталинград! —
Сквозь наше сердце шло твое страданье.
Сквозь нашу кровь струился горячо
Поток твоих немыслимых пожаров.
Нам так хотелось стать к плечу плечом
И на себя принять хоть часть ударов!

...А мне все время вспоминалась ночь
В одном колхозе дальнем, небогатом,
Ночь перед первой вспашкою, в тридцатом,
Второю большевистскою весной.
Степенно, важно, радостно и строго
Готовились колхозники к утру,
С мечтой о новой жизни,
Новом строе,
С глубокой верой
В новый, общий труд.
Их новизна безмерная, тревожа,
Еще страшила...
Но твердил народ:
— Нам Сталинградский тракторный поможет...
— Нам Сталинград коней своих пришлет.

Нет, не на стены зданий и заводов,
Проклятый враг, заносишь руку ты:
Ты покусился на любовь народа,
Ты замахнулся на оплот мечты!
И встала, встала пахарей громада,
Как воины они сюда пришли,
Чтобы с рабочим классом Сталинграда
Спасти любимца трудовой земли.

О том, что было страшным этим летом, —
Еще расскажут: песня ждет певца.
У нас в осаде, за чертой кольца,
Все озарялось сталинградским светом.
И, глядя на развалины твои
(о, эти снимки в «Правде» и в «Известьях»!),
Мы забывали тяготы свои,
Мы об одном молили: — Мести, мести!
И пробил час. Удар обрушен первый,
От Сталинграда пятится злодей.
И ахнул мир, узнав, что значит верность,
То значит ярость верящих людей.
А мы не удивились, нет! Мы знали,
Что будет так: полмесяца назад
Не зря солдатской клятвой обменялись
Два брата: Сталинград и Ленинград.
Прекрасна и сурова наша радость.
О Сталинград,
В час гнева твоего
Прими земной поклон от Ленинграда,
От воинства и гражданства его!
(О. Берггольц)

6-й ученик читает текст: Победа советских войск под Сталинградом оказала огромное стимулирующее воздействие на национально-освободительные движения народов тех стран, которые были оккупированы войсками Германии и её союзников.

7-й ученик читает текст: Крупные поражения и огромные потери немецко-фашистских войск под Сталинградом резко ухудшили военно-политическое и экономическое положение Германии и её союзников, поставили их перед глубочайшим кризисом.

8-й ученик рассказывает стихотворение наизусть:

В городе на Волге
Как трудно было умирать
Солдатам, помнящим о долге,
В том самом городе на Волге —
Глаза навеки закрывать.

Как страшно было умирать:
Давно оставлена граница,
А огневая колесница
Войны
Еще ни шагу вспять...
Как горько было умирать:
"Чем ты подкошена, Россия?
Чужою силой иль бессильем
своим?" — им так хотелось знать.

А пуще им хотелось знать,
Солдатам, помнящим о долге,
Чем битва кончится на Волге,
Чтоб легче было умирать...
(С. Викулов)

9-й ученик рассказывает:

Волгоград – Сталинград
Волгоград – Сталинград,
Души павших солдат
Всё горит – просто некуда деться.
Просто нету наград,
Нет на свете наград,
Что достойнее памяти сердца.

Что творилось тогда –
Кровь текла, как вода,
Но не Волгой, а буйной стремниной.
Засучив рукава,
Нагло перла орда,
Прикрываясь бронею "тигриной"

Черно-белый оскал,
В полный рост кто-то встал,
Перекрестным огнем покрестившись.
Кто за нас погибал,
Нас за это прощал,
Но в бессмертье ушел, не простившись.

Он упал на бегу,
В красно-грязном снегу
На кургане его захоронят.
А на том берегу,
Заглушая пургу
Материнское сердце застонет.

Пуля – глупый металл,
Но опять кто-то встал,
Высшей правдою сверху отмечен.
Все, кто здесь воевал,
Свет в веках зажигал,
И огонь Ваш поэтому – вечен!

Волгоград – Сталинград,
Рядовой и комбат
Здесь лежат, невзирая на званья.
Молча люди стоят,
Журавли пролетят,
И курлыканье – как отпеванье.
(Д. Дарин) 

Показ и чтение реальных писем немецких солдат в период Сталинградской битвы.

10-й ученик читает письмо немецкого солдата:

Из письма гаупт-вахмистра Пауля Мюллера, п/п 22468, жене. 31.XII.1942 г.
"...Мы переживаем здесь большой кризис, и неизвестно, чем он закончится. Положение в общем и целом настолько критическое, что, по моему скромному разумению, дело похоже на то, что было год тому назад под Москвой".

11-й ученик читает письмо немецкого солдата:

Из письма солдата Рефферта жене. 29.XII.1942 г.
"...Над многими, которые в прошлом году и не думали о смерти, стоит сегодня деревянный крест. За этот год множество народу у нас рассталось с жизнью. В 1943 г. будет еще хуже. Если положение не изменится и окружение не будет прорвано, то мы все погибнем от голода. Никакого просвета...

1-й ученик читает письмо немецкого солдата:

Из письма унтер-офицера Георга Кригера, 631-й тяжелый артиллерийский дивизион 86-го артиллерийского полка 112-й пехотной дивизии, п/п 00704, невесте. 30.XI.1942 г.
"...Мы находимся в довольно сложном положении. Русский, оказывается, тоже умеет вести войну, это доказал великий шахматный ход, который он совершил в последние дни, причем сделал он это силами не полка и не дивизии, но значительно более крупными..."

12-й ученик рассказывает стихотворение наизусть: Сталинград

Открытые степному ветру,
Дома разбитые стоят.
На шестьдесят два километра
В длину раскинут Сталинград.

Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой.
Встал фронтом поперек России –
И всю ее прикрыл собой.
(С. Орлов)

2-й ученик рассказывает стихотворение наизусть:

Сталинград
Сталинград! Сталинград!
Бой и ночью, и днём,
Всюду дым, всюду гарь,
Полыхает огнём
Сорок третьего года январь!
Но ни шагу назад,
Повернём время вспять,
Дорогой Сталинград,
Будем насмерть стоять
За тебя, за тебя,
За тебя, Сталинград!

Ты наш друг, ты наш брат,
Город вечной победы святой Сталинград,
И сегодня мы навеки с тобой,
Город-памятник, город-герой!

Сталинград! Сталинград!
Смерть оделась в гранит,
Пули лижут сапог,
Но победу хранит
Под разрывами бомб с нами Бог!
Каждый камень живой,
Каждый камень горит,
Продолжается бой,
С домом дом говорит,
Защитим, защитим,
Защитим Сталинград!

Ты наш друг, ты наш брат,
Город вечной победы святой Сталинград,
И сегодня мы навеки с тобой,
Город-памятник, город-герой!
(В. Марахин) 

13-й ученик читает текст: 2 февраля завершился разгром немецко-фашистских войск в ходе Великой Отечественной войны на Волге, вошедший в историю как Сталинградская битва. Кодовое название контрнаступления наших войск в этом направлении было – «Уран».
Все попытки фашистского командования взять Сталинград не имели успеха. Наши войска в некоторых местах были оттеснены к самому берегу Волги, но продолжали обороняться. «Отступать некуда, за Волгой для нас земли нет». За время Сталинградской битвы фашисты потеряли 25% боевых сил.
200 дней и ночей оборонялся и вел бои Сталинград.
Девяносто восемь процентов зданий в городе было сожжено и разрушено. Ступая на эту землю, невольно испытываешь священный трепет. Каждый шаг отдается болью, каждая минута обжигает горячим дыханием войны. Её зловещих следов почти не осталось на возрожденной земле, но она живет в судьбах людей, она смотрит на нас стволами орудий в музеях, длинными списками фамилий на братских могилах, скорбными глазами матерей.

14-й ученик рассказывает стихотворение наизусть:

Второе февраля
В свой срок –
Не поздно и не рано –
Придёт зима,
Замрёт земля.
И ты
К Мамаеву кургану
Придёшь
Второго февраля.

И там,
У той заиндевелой,
У той священной высоты,
Ты на крыло
Метели белой
Положишь красные цветы.

И словно в первый раз
Заметишь,
Каким он был,
Их ратный путь!
Февраль, февраль,
Солдатский месяц –
Пурга в лицо,
Снега по грудь.

Сто зим пройдёт.
И сто метелиц.
А мы пред ними
Всё в долгу.
Февраль, февраль.
Солдатский месяц.
Горят
Гвоздики
На снегу.
(Маргарита Агашина)

15-й ученик рассказывает стихотворение наизусть:

Ах вы, ребята, ребята...
Вспыхнула алая зорька.
Травы склонились у ног.
Ах, как тревожно и горько
пахнет степной полынок!

Тихое время заката
В Волгу спустило крыло...
Ах вы, ребята, ребята!
Сколько вас здесь полегло!

Как вы все молоды были,
Как вам пришлось воевать...
Вот, мы о вас не забыли –
Как нам о вас забывать!

Вот мы берём, как когда-то,
Горсть сталинградской земли.
Мы победили, ребята!
Мы до Берлина дошли!

...Снова вечерняя зорька
Красит огнём тополя.
Снова тревожно и горько
Пахнет родная земля.

Снова сурово и свято
Юные бьются сердца...
Ах вы, ребята, ребята!
Нету у жизни конца.
(Виктор Боков)

3-й ученик читает текст, выступающие держат в руках зажженные свечи: Битва за Мамаев курган длилась 135 суток из всех 200 дней Сталинградской битвы. Склоны кургана были изрыты бомбами и минами — даже в снежные дни он оставался чёрным. Снег тут моментально таял, перемешиваясь с землей от огня артиллерии. Плотность огня здесь была колоссальной: на один квадратный метр земли приходилось от 500 до 1250 пуль и осколков

16-й ученик читает текст: По завершении Сталинградской битвы на Мамаевом кургане хоронили погибших со всего города. Здесь похоронено около 34,5 тысяч человек. В тот период это место стало настоящим курганом, т.е. местом захоронения. Не удивительно, что в первую послевоенную весну Мамаев курган даже не зазеленел – на выгоревшей земле не выросла трава. Усыпанный осколками от мин, бомб, снарядов, весь в воронках, курган чернел, как обугленный. В искалеченном войной виде он находился до 1959 года. Но идея строительства памятника в честь великого сражения появилась сразу после окончания битвы. Открыли конкурс на лучший проект памятника Сталинградской битве, в ходе которого были выдвинуты различные варианты – от простенького танка на постаменте до сохранения опустошенного, мёртвого Сталинграда в виде гигантского памятника Битве. Но разве может мёртвый город быть памятником Великой Победе?

17-й ученик рассказывает стихотворение наизусть:

На Мамаевом кургане тишина,
За Мамаевым курганом тишина,
В том кургане похоронена война,
В мирный берег тихо плещется волна.

Перед этою священной тишиной
Встала женщина с поникшей головой,
Что-то шепчет про себя седая мать,
Все надеется сыночка увидать.

Заросли степной травой глухие рвы,
Кто погиб, тот не поднимет головы,
Не придет, не скажет: «Мама! Я живой!
Не печалься, дорогая, я с тобой!»

18-й ученик рассказывает стихотворение наизусть:

Последнее письмо
Лишь губами одними,
Бессвязно, все снова и снова
Я хотел бы твердить,
Как ты мне дорога...
Но по правому флангу,
По славным бойцам Кузнецова,
Ураганный огонь
Открывают орудья врага.
Но враги просчитались:
Не наши -
Фашистские кости
Под косыми дождями
Сгниют на ветру без следа,
И леса зашумят
На обугленном черном погосте,
И на пепле развалин
Поднимутся в рост города.
Мы четвертые сутки в бою,
Нам грозит окруженье:
Танки в тыл просочились,
И фланг у реки оголен...
Но тебе я признаюсь,
Что принято мною решенье,
И назад не попятится
Вверенный мне батальон!
...Ты прости, что письмо
Торопясь, отрываясь, небрежно
Я пишу, как мальчишка – дневник
И как штурман — журнал...
Вот опять начинается...
Слышишь, во мраке кромешном
С третьей скоростью мчится
Огнем начиненный металл?
Но со связкой гранат,
С подожженной бутылкой бензина
Из окопов бойцы
Выползают навстречу ему.
Это смерть пробегает
По корпусу пламенем синим,
Как чудовища, рушатся
Танки в огне и дыму.
Пятый раз в этот день
Начинают они наступление,
Пятый раз в этот день
Поднимаю бойцов я в штыки,
Пятый раз в этот день

19-й ученик рассказывает стихотворение наизусть:

Лишь порывом одним вдохновения
Мы бросаем врага
На исходный рубеж у реки!
В беспрестанных сраженьях
Ребята мои повзрослели,
Стали строже и суше
Скуластые лица бойцов...
... Вот сейчас предо мной
На помятой кровавой шинели
Непривычно спокойный
Лежит лейтенант Кузнецов.
Он останется в памяти
Юным, веселым, бесстрашным,
Что любил по старинке
Врага принимать на картечь.
Нам сейчас не до слез —
Над товарищем нашим
Начинают орудья
Надгробную гневную речь.
Но вот смолкло одно,
И второе уже замолчало,
С тылом прервана связь,
А снаряды приходят к концу.
Но мы зря не погибнем!
Сполна мы сочтемся сначала.
Мы откроем дорогу
Гранате, штыку и свинцу!..
Что за огненный шквал!
Все сметает...
Я ранен вторично...
Сколько времени прожито:
Сутки, минута ли, час?
Но и левой рукой
Я умею стрелять на "отлично"...
Но по-прежнему зорок
Мой кровью залившийся глаз...
Снова лезут! Как черти,
Но им не пройти, не пробиться.
Это вместе с живыми
Стучатся убитых сердца,
Это значит, что детям
Вовек не придется стыдиться,
Не придется вовек им
Украдкой краснеть за отца!..
Я теряю сознанье...
Прощай! Все кончается просто...
Но ты слышишь, родная,
Как дрогнула разом гора!
Это голос орудий
Итанков железная поступь,
Это наша победа
Кричит громовое "ура".

Звучит песня «День Победы!» (Выступающие дарят цветы ветеранам войны).

Литература:

  1. С 761 Сталинградская битва : Хроника, факты, люди : В 2-х кн. / В. А. Жилин, В. А. Греджев, О. В. Саксонов и др., Кн.1. – М. : ОЛМА-пресс, 2002. – 911 с.
  2. Е 701 Еременко, А. И. Сталинград : участникам великой битвы под Сталинградом посвящается / А. И. Еременко. – М. : АСТ : Хранитель, 2006. – 556 с.
  3. Стихи о Сталинградской битве, о Сталинграде, о Волгограде. ... СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА. На Мамаевом кургане тишина.
  4. 70 лет Сталинградской битвы. 2 февраля мир будет отмечать это знаменательное событие. ...И ко мне уже обращались родители своих чад, чтобы я их снабдил стихами по теме
  5. Музыка:
    1) Слова песни «Священная война» В.И. Лебедева-Кумача, музыка А.  Александрова.
    2) Стихи и музыка песни «Нам нужна одна победа» Б. Окуджавы.
    3) Стихи песни «День победы» В. Харитонова, музыка Д. Тухманова.