Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма проведения: урок-соревнование
Технология: личностно-ориентированная, игровая.
Оборудование: компьютер с проектором и экраном, карточки с заданиями, презентация.
Цель урока: создать условия для совершенствования, обобщения и систематизации знаний, умений и навыков учащихся при выполнении действий над натуральными числами и способов действий в измененных условиях и нестандартных ситуациях.
Задачи урока:
- Образовательные: проверить степень усвоения учащимися тем “Действия с натуральными числами”; продолжить работу по развитию у учащихся вычислительных навыков;
- Развивающие: развивать логическое мышление, познавательный интерес, любознательность, самостоятельность, умение анализировать, наблюдать и делать выводы, творческую активность учащихся;
- Воспитательные: прививать интерес к математике, используя разнообразные формы работы на уроке. Создать условия для воспитания упорства, трудолюбия, честности; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свой край, используя географические данные и исторические факты; воспитывать культуру работы в команде. Воспитывать любовь к родному краю и бережному отношению к нему.
УУД
Предметные
Моделируют ситуацию, иллюстрирующие арифметическое действия и ход его выполнения, выбирают алгоритм решения нестандартной задачи, решают уравнения на основе зависимости между компонентами и результатом арифметического действия.
Метапредметные
- Регулятивные: определяют цель учебной деятельности, осуществляют средства ее достижения.
- Познавательные: передают содержание в сжатом или развернутом виде.
- Коммуникативные: умеют высказать свою точку зрения, пытаясь ее обосновать, приводя аргументы.
- Личностные: объясняют самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, дают позитивную самооценку результата учебной деятельности, понимают причины успеха учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к изучению предмета.
Мотивация учения школьников.
Мотивация познавательной деятельности учащихся. На данном занятии учащиеся должны повторить и систематизировать основные знания по теме: “Действия с натуральными числами”, опираясь на полученные знания и умения, учащиеся должны выполнять самостоятельную работу. Географический и исторический материал имеет большое значение.
Ход урока
Класс разбивается на шесть групп по четыре человека. К началу игры готовится презентация, задание на каждый этап урока, карточки с заданиями и для решения на каждого учащегося или группу. Урок проводится в несколько этапов. Учащиеся в ходе урока заполняют оценочные карточки, в конце урока самооценка и подсчет итоговых баллов.
I. Организационный момент.
Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.
Работать на уроке будем в группах и индивидуально. Вспомним наши правила работы в группах. Правила на слайде (приложение 1).
Мы с вами уже слушали стихи, которые сочинили ученики, закончившие школу. И вы знаете то, что среди авторов были и ваши родители. А сегодня вы услышите другие строки. Пожалуйста, будьте внимательны.
В труде применяем сложение,
Сложению честь и почет!
К умениям прибавим терпение,
И сумма успех принесет.
Нельзя забывать вычитание.
Чтоб зря не потратился день,
Из суммы стараний и знаний
Мы вычтем безделье и лень!
В труде умножение поможет,
Чтобы полезной работа была,
Стократ трудолюбие умножим-
Умножатся наши дела.
Деление служит на деле,
Оно нам поможет всегда.
Кто трудности поровну делит-
Разделит успехи труда!
Поможет любое из действий-
Они нам удачу несут.
И в жизни, поэтому вместе
Шагают наука и труд.
II. Формулирование темы и задач урока.
Прочитанные строки очень хорошо подходят к нашему сегодняшнему уроку. Вспомните услышанное вами стихотворение и попробуйте определить тему урока.
Действия над натуральными числами. Запишите число и тему урока в тетради.
– Сегодня, ребята, мы совершим “путешествие по стране чисел в мире математики”. Итак, сегодня мы вспомним и повторим знания о натуральных числах. Будем совершенствовать вычислительные навыки, будем учиться обосновывать свои решения, находить ошибки и исправлять их, оценивать свою работу.
– Ну, а наше путешествие будет необычным. Нам сегодня предстоит вспомнить и узнать то, что знают многие наши родители, соседи или просто жители нашего города.
III. “Путешествие по стране чисел в мире математики”.
1 этап. Устная работа.
Решение анаграмм.
Переставить буквы так, чтобы получились слова. Эти слова подскажут вам, какой материал мы используем для достижения сегодняшних наших целей.
ИЯНЗАН – ЗНАНИЯ, ДОРИАН – РОДИНА, ЕОГОБОЛ – БОЛОГОЕ слайд.
Мы живем и учимся в Бологое. Это наша малая родина. Сегодня на уроке мы используем некоторые факты и цифры о Бологое. Чтобы наше путешествие было удачным, вспомним теоретические сведения по теме.
2 этап. Теоретический.
Каждый учащийся заполняет в карточке номер верного ответа к вопросу (приложение 2).
1-й вариант. Вопросы.
- Его прибавляют, вычитают, умножают и делят.
- Группы по три цифры в каждой.
- Компонент действия вычитания, который находят сложением.
- Распределительное свойство умножения относительно вычитания.
- Правило, записанное с помощью букв.
- Правило, по которому находится скорость.
- 10 000 м2
(1 вариант. Ответы.
- Формула.
- (а – в) * с = а*с – в*с
- 1 га
- v= S:t
- Число
- Уменьшаемое
- Классы.)
2-й вариант. Вопросы.
- Выражения, в которые входят числа и знаки.
- Место, занимаемое цифрой в записи числа.
- Равенство, содержащее неизвестное число, обозначенное буквой.
- Результат вычитания.
- Как находят числа при умножении?
- Сочетательное свойство умножения.
- Формула площади прямоугольника.
(2 вариант. Ответы.
- Разность.
- S = ab
- Произведение делят на известный множитель.
- Числовые.
- (а*в)*с = а*с *в
- Уравнение.
- Разряд.)
3-й вариант. Вопросы.
- Выражения, содержащие буквы.
- Сочетательное свойство сложения.
- Способ решения задач, использующий составление уравнений.
- Какой компонент действия вычитания находят вычитанием?
- Результат деления.
- Формула объема прямоугольного параллелепипеда.
- 1000 кг.
(3 вариант. Ответы.
- Частное.
- 1 т
- V = abc
- Буквенные
- Алгебраический.
- Вычитаемое.
- (а + в) + с = (а + с) + в)
4-й вариант. Вопросы.
- Результат сложения.
- Формула периметра прямоугольника.
- Переместительное свойство умножения.
- Какой компонент в делении находят делением?
- Действие, которым можно заменить умножение одинаковых множителей.
- Правило, по которому находится время.
- 1000000 м3.
(4 вариант. Ответы.
- Степень.
- t = S : v
- Делитель.
- Р = 2(а + в)
- 1 куб. км
- Сумма.
- а*в = в*а)
5-й вариант. Вопросы.
- Знаки для записи чисел.
- Сколько разрядов в каждом классе?
- Результат умножения.
- Формула вычитания числа из суммы.
- Компонент, который находят умножением.
- Распределительное свойство умножения относительно сложения.
- 100 см.
(5 вариант. Ответы.
- Делимое.
- (а + в) – с = а – с + в
- (a + b) * c = a *c + a * b
- 1 м
- Цифры.
- Произведение.
- Три.)
6-й вариант. Вопросы.
- Как найти неизвестное слагаемое?
- Значение буквы, при котором из уравнения получается верное равенство.
- Правило вычитания суммы из числа.
- Способ решения задач по действиям.
- Каким действием можно заменить степень?
- Правило, по которому находится расстояние.
- Переместительное свойство сложения.
(6 вариант. Ответы.
- а + в = в + а
- а – (в + с) = а – в - с
- Арифметический…
- Умножением
- Из суммы вычитают известное слагаемое.
- S = vt
- Корень)
Слайды. Проверка правильности ответов. Заполнение в оценочном листе строки проверка.
3-й этап. Географический.
1) Разложить по разрядам (и перевести в другие единицы измерения – для сильных учащихся). (Приложение №2).
Каждая команда выбирает карточку, на которой номер запаса природного ресурса и выполняет задание. Одинаковое задание у двух групп учащихся. Для проверки правильности выполнения задания группы учащихся обмениваются работами и в карточке заполняют строку проверка. (Слайд)
Задание 1. Запасы:
- Торф 369165 тыс.тонн
- Глина, суглинки 607 тыс. м3
- Песчано-гравийная смесь 33475 тыс. м3
Слайды. Заполнение оценочного листа.
Каждое из заданий №2, 3, 4 решают две группы и обмениваются работами для проверки (приложение 3)
Задание 2. Городское население – 25911 чел., сельское население – 11618 чел. Найти общую численность населения (данные 2012 г.)
Задание 3. В городе и районе 172 озера общей площадью 11152 га, а площадь лесов 150 тыс. га. На сколько меньше водная гладь озер, чем площадь лесных массивов?
Задание 4. В Бологое два озера, большее Бологовское озеро имеет площадь 7820000 м2., а самое крупное – это озеро Кафтино, площадью 32400000 м2. Насколько площадь озера Кафтино больше Бологовского озера?
Слайды. Заполнение оценочного листа.
4-й этап. Исторический.
Устно.
В каком году впервые встречалось в новгородских песцовых книгах упоминание о “сельце Бологом над озером Бологим”, если в 2015 году этому упоминанию исполняется 520 лет?
Задачи 1, 2 – решение в тетради (кто быстрее). (Приложение 4).
Задача 1. Весной 1843 года началось строительство железной магистрали Москва-Петербург, которая была открыта в 1851 году. Земляные работы проводились вручную. Труд был очень тяжелым. Норма землекопа в день была 666 пудов. Сколько это в килограммах, центнерах, тоннах?
Задача 2. Ранее на лошадях этот путь занимал 80часов. Поезд в пути находился около 22часов. В настоящее время поезд Сапсан может преодолеть этот путь за 3ч 40 мин. Во сколько раз быстрее в этом году, чем почти 160 лет назад можно доехать на поезде из Москвы до Санкт-Петербурга или обратно?
Решения озвучиваются, комментируются и обсуждаются.
Слайды. Заполнение оценочного листа.
Каждую из задач № 3, 4,5 решают по две группы. (Приложение 5)
Задача 3. Бологое – это между Санкт-Петербургом и Москвой и это 648км. Расстояние до Москвы больше на 10км. Найти расстояние от г. Бологое до г. Москвы и г. Санкт-Петербурга.
Задача 4. В первом поезде было 5 пассажирских вагонов и 1 багажный вагон. В нем ехали пассажиры 1-го класса, 2-го и 3-го классов, причем пассажиров 2-го класса было на 46 человек больше пассажиров 1-го и на 49 человек меньше, чем пассажиров 3-го класса. Сколько пассажиров каждого класса ехало в первом поезде, если было 192 пассажира?
Задача 5. Есть данные, что в 1884/1885 учебном году в районе работали 4 земских школы, 6 школ ведомства Министерства народного просвещения, в которых обучалось 576 учеников. В Бологое была 1 церковно-приходская школа и одно училище художника Ф.И.Братского. В Бологовской церковно-приходской школе учеников было в 3 раза больше, чем в частном училище художника Ф.И.Братского. Всего было 736 учеников. Сколько учеников обучалось в частной школе?
Решения озвучиваются, комментируются и обсуждаются.
Слайды. Заполнение оценочного листа.
5-й этап. Подведение итогов.
Заполнение оценочного листа. (Приложение 6)
Выставление оценки самому себе (самооценка), подсчет баллов.
Сдача работы и оценочного листа.
Оценка учителя. Обоснование оценки (возможно на следующем уроке.)
Используемая литература:
- Иванов М.А. Бологое на Валдае. Изд. Ново-Синьково Московской области
- Сайт администрации города Бологое // Тверской области