Цель занятия: привлечение внимания обучающихся к вопросам развития и сохранения культуры на примере музеев, как хранилищ культурно-исторического наследия России.
Задачи:
Личностные: | Прививать интерес и любовь к истории и культуре России, Кубани. Воспитывать уважение к культурному наследию наших предков, любовь к своей Родине, качества культурного человека. |
Познавательные: | Ввести понятие о культуре, музее. Познакомить обучающихся с разными высказываниями известных людей о культуре, видами и областями культуры. Учить детей видеть красоту культурного наследия России. Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры. Формировать устойчивую потребность и навыки общения с памятником, музеем |
Регулятивные: | Учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы. Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов. |
Коммуникативные: | Учить культурному общению, сотрудничать в различных видах деятельности. |
Оборудование: проекционная система (проектор, экран), компьютер, электронная презентация, Толковый словарь Ожегова, картинки с изображениями музейных экспонатов.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этап урока |
Содержание урока |
1. Самоопределение к деятельности. 1 мин | Организационный момент (проверка
готовности к занятию, наличие словарей, карточек) Фото «У меня все получится!». (Слайд 2) |
2. Актуализация знаний с фиксацией
затруднения в пробном учебном действии. (+первоначальная постановка задачи). 5 мин |
Стало традицией посвящать наступающий
год чему-то особенно важному в жизни нашей
страны. Какая тема была объявлена в 2014 году? (Ответы
детей) Президентом России был подписан соответствующий указ, объявляющий нынешний год Годом культуры в России для «…привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире». (Слайд 3) – Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на нашем занятии? (Ответы детей) Уточнение понятий. – А вы знаете, что такое культура? (Выслушиваются ответы детей) – У культуры есть много разных определений. Давайте познакомимся с наиболее распространенным. Откройте словарь Толковый словарь Ожегова. Найдите значение слово «Культура» С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка: 1. Совокупность производственных, общественных
и духовных достижений людей. Какое определение вы бы оставили для
сегодняшнего занятия? (Ответы детей). (Слайд 4) |
3. Постановка учебной задачи (уточнение). 2 мин. | Догадайтесь, о какой сфере культуры мы
сегодня будем говорить: – Какие сказочные средства передвижения рассказывают нам о мечте человека заглянуть в другую страну, в другое время? – Правильно, ковер-самолет, машина времени. Представьте эту машину. (Ответы детей) – Представили? Машины готовы отправить вас в дорогу? К каким последствиям может привести малейшая неисправность? (Ответы детей) – Можно заблудиться во времени, превратиться в вечного странника, оказаться в окружении непонятных вещей, людей, говорящих на непонятном языке, верящих в неведомых богов. Существует ли машина времени в действительности? Для осуществления своей мечты люди придумали все-таки «машину времени». Она есть почти в каждом городе. Мы часто становимся «пассажирами» этой удивительной «машины». Угадайте, что это за «машина» по следующим признакам:
– Кто догадался, что это за «машина»? (Ответы
детей) |
4. «Открытие» нового знания (построение выхода из затруднения). 27 мин | Вернемся к словарю Ожегова. Найдите
значение слова музей Учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. (Слайд 7) В музее много старинных вещей, они рассказывают о жизни в прошлом. Отправиться в увлекательное путешествие может тот человек, который понимает безмолвный язык вещей. Само слово «музей» уходит своими корнями в культуру Древней Греции. Выражение MUSEION на русский язык буквально переводится как храм муз. (Слайд 8) Он был местом познания окружающего мира, всевозможных раздумий. – Что может храниться в музеях? (Варианты ответов. Одежда, домашняя утварь, машины, музыкальные инструменты, останки древних животных и растений, технические изобретения, картины, произведения искусства и т.д.) Все ответы выписываются (вывешиваются) на доску в несколько столбиков). Почему я записала музейные экспонаты в несколько столбиков? (Ответы детей) На сегодняшний день принято выделять следующие типы музеев:
В музеях хранятся не просто вещи, а музейные
экспонаты –предметы, дошедшие до нас из другого
времени. Коллекция музейных экспонатов может
рассказать нам больше, чем одна вещь о своем
времени, владельцах. |
5. Включение нового знания в систему знаний и повторения. 3 мин. | Вот мы и подошли к концу нашего
путешествия. Мы приземляемся в наше время, в
наш классный кабинет. Голос за кадром: «Экипаж
прощается с вами…» У вас на партах лежат картинки с изображениями музейных экспонатов. (Работа в парах). К какому виду музея вы бы отнесли данные экспонаты. (Археологический, краеведческий, художественный, технический, по две картинки на каждый вид). (Слайд 28) |
6. Рефлексия деятельности (итог урока). 3 мин. | Что нового для себя вы узнали из
сегодняшнего путешествия? Продолжите:
Любой предмет в музейных экспозициях, начиная
от найденных в раскопках глиняных осколков,
наконечника копья, бусинок и кончая
великолепными хрустальными вазами, кубками,
оружием – когда-то кому-то принадлежал. Эти вещи
сопровождали своих хозяев на протяжении многих
лет, были свидетелями и участниками важных
событий. Каждый человек обязательно обнаружит в
музее что-то неизвестное, необычное,
увлекательное лично для себя. Музеи нужны для
того, чтобы помнили, чтобы знали, чтобы ценили,
чтобы берегли. Музей останавливает прошлое,
зовет в будущее. Мы совершили виртуальное
путешествие, но музеи нашего города вас ждут. Они
расскажут вам, что удивительное не надо искать в
далёких краях – оно может быть рядом. |
Источники:
1. Вачьянц А.М. «Вариации прекрасного». Введение в мировую художественную культуру./ Учебное пособие. – М., 2002
2. Протопопов Ю.Н. Идем в музей с учащимися. – М., 2005. – 32с. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Искусство»)
3. Фохт-Бабушкин Ю.У. Школьник и искусство // Содружество школы и учреждений культуры в художественном воспитании учащихся. М., 1998.– С. 17.
4. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Культура. – Москва, АСТ, 1997.
Интернет ресурсы
- Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Культура
- Год культуры в России http://tvkultura.ru/article/show/article_id/88282
- http://www.globmuseum.info
- http://chelny-city.ru/1150891672-samye-izvestnye-muzei-mira-s-unikalnoj.html
- www.apartment.su/news.php?id=6660
- http://malsagoff.livejournal.com/449816.html
- http://www.givc.ru/projects/passportculturalregions/60/item1025/?SECTION_ID=60&ELEMENT_ID=1025&print=Y
- Сайт “Музей будущего” www.future.museum.ru
- Сайт «Музеи России» www.museum.ru
- Проект музеи мира http://wiki.fizmat.vspu.ru/doku.php?id=workroom:ia21-2010:lebedeva:index
- Виртуальные экскурсии http://kizhi.karelia.ru/journey/
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9 – Музей – Википедия.