Цели урока
- Образовательные: способствовать формированию навыка составления уравнений по условию задачи.
- Воспитательные: развитие чувства взаимопомощи и товарищества, умение проверять и оценивать выполненную работу.
- Развивающие: развитие математического и общего кругозора, памяти, мышления, речи и внимания учащихся; развитие у каждого ученика интереса к творческой, активной деятельности при решении задач.
Задачи урока:
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма проведения урока: дидактическая игра.
Форма организации деятельности учащихся: групповая, фронтальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ПК, доска, индивидуальные листы самоконтроля с заданиями.
Примечание: перемещение по презентации производится при помощи стрелок клавиатуры или колесом прокрутки «мыши».
Ход урока
I. Организационный момент (сообщение цели урока).
Ребята, сегодня мы с вами решаем задачи на составление линейных уравнений. Это будет не простой урок, а «Парусная регата». Три корабля сейчас спустятся на воду, каждая из 3-х команд займет свое место на одном из кораблей. Давайте придумаем название нашим кораблям и выберем капитанов.
Все задания должны быть выполнены в судовых журналах (судовые журналы – это листы самоконтроля и ваши тетради). За правильно выполненное задание команда получает 1 балл. Наша с вами задача всем благополучно добраться до финиша, а команда, которая прибудет первой (набрав наибольшее количество баллов) будет победителем.
Итак… приготовились.
Откройте судовые журналы, запишите число.
II. Устранение неисправностей корабля.
Учитель: Прежде, чем выйти в открытый океан, необходимо проверить исправность наших кораблей и устранить все неполадки, если они возникли.
На доске представлены примеры. В них имеются скрытые ошибки. Необходимо эти ошибки выявить и исправить, тем самым будет устранена неисправность корабля. (Презентация 1)
Задание:
«Летучий голландец» | «Аврора» | «Виктория» |
|
|
|
Для полной готовности корабля нужно ответить на несколько вопросов. Каждая группа получает от своих соперников по 3 вопроса.
Первой отвечает команда корабля «Летучий голландец»:
- Какое уравнение называется линейным уравнением с одной переменной
- Сформулируйте второе свойство уравнений.
- Уравнение какого вида, имеет множество корней?
Вопросы для команды корабля «Аврора»:
- Какие уравнения называют равносильными уравнениями?
- Как находят корни линейного уравнения с одной переменной при а≠0 и в≠0?
- Какие слагаемые называются подобными?
Отвечают члены команды корабля «Виктория»:
- Сформулируйте первое свойство уравнений?
- Уравнения какого вида не имеют решений?
- Как привести подобные слагаемые?
Итак, неисправности устранены, корабли к выходу из гавани готовы!
III. Готовность экипажа к отплытию.
Учитель: А теперь пора проверить готовность капитанов к путешествию. Для этого каждому капитану составить уравнение по рисунку, доказав, что они в полной мере могут справиться с любым испытанием во время путешествия. (Презентация)
Задание:
Флотилия к отплытию готова. Полный вперед!
Подведем первые итоги.
IV. Расчет пути.
Учитель: Экипажу предстоит рассчитать, сколько километров флотилия должна проплыть. (Презентация 1)
Задание: Расстояние старта до финиша корабль прошел за 12 часов. Если бы скорость корабля была на 12 км/ч меньше, то для преодоления этого пути ему понадобилось бы на 3 часа больше. Найдите расстояние от старта до финиша.
Решение:
v | t | S | |
Фактически | x | 12 | 12x |
Предполагаемо | x-12 | 15 | 15(x-12) |
Пусть первоначальная скорость - х км/ч, тогда путь, пройденный за 12 часов, составит 12х км. Если скорость будет меньше на 12 км/ч, то она будет равна (х-12)км/ч, а путь пройденный за 15 часов составит 15(х-12)км. Зная, что путь один и тот же. Составим уравнение и решим его.
15(х-12)=12х
15х-180=12х
15х-12х=180
3х=180
Х=60 (км/ч) – первоначальная скорость корабля.
60*12=720
Следовательно, весь путь – 720 (км).
Ответ: 720 км.
V. Физкультминутка.
Учитель: Мы успешно продолжаем движение, но вот мы попали в тёплое течение ФИЗМИНУТКА.
Мы плывём по волнам.
Посмотри по сторонам.
Ты матросом ловким будь,
Физкультуру не забудь.
VI.
Учитель: Итак, мы плывем дальше. Вычислим, сколько продовольствия нам необходимо.
1) Расчет продовольствия, необходимого для путешествия.
Задание: На двух кораблях 770 человек. На втором корабле на 14 человек больше, чем 80% человек первого корабля. Сколько килограммов сахара необходимо взять с собой экипажу первого корабля из расчета 1,2 кг на человека?
Решение:
Корабль | Человек | Всего |
1-й | Х | 770 |
2-й | 0,8х+14 |
Пусть х человек было на первом корабле, тогда на втором корабле (0,8х+14) человек. Зная, что всего 770 человек, составим уравнение.
Х+(0,8х+14)=770
1,8х+14=770
1,8х=756
Х=756:1,8
Х=420
Следовательно, на первом корабле было 420 человек.
420*1,2= 504 (кг) риса необходимо взять с собой.
Ответ: 504 кг.
VII. Электронное письмо.
Учитель: Свистать всех наверх! Внимание! Нам пришло письмо по электронной почте.
Составить задачу по уравнению.
VIII. Исправление ошибок в журнале путешествий.
Учитель: Смотрите, ребята, что я нашла! Это журнал путешествий… Но он изрядно поврежден и перепутаны страницы. Здесь есть какие-то записи и расчеты. Давайте восстановим их.
Задание: Ученикам предлагаются условия 5 задач и 5-ть уравнений. Необходимо установить соответствие между задачами и уравнениями, прокомментировать ответ. (Презентация)
- Двое рыбаков поймали 86 рыб, причем первый на 8 рыб меньше второго. Сколько рыб поймал каждый?
- На трех кораблях находятся 1274 человека. На втором корабле на 70 человек больше, чем на первом, а на третьем, на 84 человека больше, чем на втором. Сколько человек на каждом корабле?
- Если от старта до ближайшей остановки корабль будет идти со скоростью 60 км/ч, то прибудет на 20 минут раньше. Если корабль будет идти со скоростью 50 км/ч, то прибудет на остановку на 12 минут позже. Каково расстояние от старта до ближайшей остановки?
- Ледокол три дня пробивался через ледяное поле. В первый день прошел всего пути, во второй день – 0,6 оставшегося пути, а в третий день – остальные 24 км. Найти длину пути, пройденного ледоколом за три дня.
- Чтобы выполнить задание в срок, рабочие должны были изготавливать ежедневно по 6 удочек. Изготавливая в день на 2 удочки больше, они выполнили задание на 3 дня раньше строка. Сколько всего удочек должны были изготовить рабочие?
Журнал восстановлен, подведем итоги.
Приготовьтесь к высадке на берег!
IX. Итог.
Учитель: Наше путешествие завершено. Оно прошло благополучно. Закрывайте судовые журналы (объявляются результаты команд).
Благодарю за хорошую службу флоту и математике!
X. Домашнее задание.
составить задачу о парусной регате и решить её.