Цель урока: рассмотреть и объяснить особенности размещения населения по территории материка Африка.
Задачи:
- Образовательная: выявить географические особенности размещения населения Африки, познакомиться с политической картой материка;
- Развивающая: развивать умения и навыки работы с тематическими картами атласа, с дополнительной литературой, ресурсами интернета, выявлять причинно-следственные связи.
- Воспитательные: воспитывать культуру речи; интерес к предмету, к периодической печати; толерантность.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, сравнительный, частично-поисковый.
Оборудование: атласы, политическая карта Африки, учебник, презентация, выставка журналов «Вокруг света».
Тип урока: комбинированный урок.
Форма урока: беседа-рассказ с элементами практической работы.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка пройденного материала по темам «Климат Африки» и «Природные зоны Африки», в том числе с использованием материалов к итоговой государственной аттестации учащихся по географии.
- В каких климатических поясах расположена Африка? (на доске контуры материка с границами климатических поясов);
- Определите для каких климатических поясов характерны эти климатограммы(графики климатограмм расставляются по климатическим поясам);
- Назовите природные зоны материка;
- Определите природные зоны по их описанию:
- Для данной природной зоны, занимающей большую часть бассейна р. Конго и побережья Гвинейского залива, характерны следующие особенности: экваториальный климат, красно – желтые ферраллитные почвы, лес многоярусный, среди животных встречаются жираф окапи, карликовый бегемот(длиной 80 см), приматы.
- Климат тропический сухой, скудный растительный (вельвичия, молочая, алоэ) и животный мир (верблюд, антилопа аракс, черепахи, змеи, скорпионы и т.д).
- Для этой природной зоны характерно два сезона года: сухой (с приходом тропической ВМ) и влажный (с приходом ЭВМ). Почвы плодородные: красно-бурые. Густая травянистая растительность, возвышающиеся над ней акации, баобабы, бутылочное дерево.
Задание ЕГЭ.
3. Изучение нового материала.
Объявляется тема урока.
Учащимся предлагается определить его цель.
Цель урока: рассмотреть и объяснить особенности размещения населения по территории материка Африка.
«Африка – неизлечимая страсть: вдохнешь пыль ее красной земли – латерита, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске ночных костров в какой-нибудь деревушке мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира.
Встретившись лицом к лицу с этим необычным континентом, веришь в правдоподобие неправдоподобных легенд и сказаний, в подлинность сказок, с детства захвативших воображение.
Пришельцу покажутся поистине удивительными многие обычаи и быт африканцев…»
(В. Корочанцев)
План урока:
- Численность и размещение населения;
- Расы и народы.
Численность и размещение населения.
В настоящее время численность населения материка превышает 1 млрд. человек. Население Африки размещено по континенту крайне неравномерно. Наша задача объяснить это.
Практическая работа по карте атласа «Плотность населения. Народы».
- Найдите районы с высокой плотностью населения. Объясните сосредоточение населения в этих районах.
- Назовите районы с низкой плотностью.
Далее учащиеся пытаются объяснить выявленную картину, сопоставляют карты «Плотность населения. Народы» и «Природные зоны Африки», определяют какие природные зоны материка наиболее (или наименее) заселены, почему? - Назовите африканские пустыни. Можно ли по ним определить, в какой из них самые неблагоприятные условия для жизни?
- Сахару пересекает нулевой меридиан. Он проходит через район с высокой плотностью населения (до 100 чел/ кв.км) и незаселенные территории. Чем объясняется их расположение в пустыне?
- Определите по карте крупные города (миллионеры). Попытайтесь объяснить расположение крупных городов на карте Африки.
Крупных городов в Африке немного (значит, большая часть населения проживает в сельской местности), они расположены в долинах крупных рек: Нил, Конго, Нигер или по побережью.
Побережье Гвинейского залива в прежние времена называлось Невольничий берег. (рассказ о колониальном прошлом Черного континента).
Расы и народы.
Используя схему «Население Африки» из книги для учителя «Опорные конспекты в обучении геграфии» авторы Т.М. Бенкович, Д.Л. Бенкович, Москва «Просвещение» 1995 год, учитель кратко рассказывает о расах и народах населяющих континент.
Ребята, я предлагаю вам совершить путешествие-знакомство с народами Африки.
Более подробно о быте, традициях расскажут нам сами коренные жители Африки и ученые-этнографы, изучающие традиции, быт населения (Приложение)
Сколько народов и племен живет на просторах Африки доподлинно неизвестно никому. В труднодоступных, малоизученных районах этого континента ученые время от времени делают новые открытия для нас – открытия необычных, самобытных, неповторимых культур.
IV. Закрепление материала.
Из рассмотренных нами на уроке, какие народы Африки живут :
А) в пустынях…
Б) в саваннах…
В) в экваториальных лесах…
Г) на нагорьях и плоскогорьях…
V. Заключение. Подведение итогов.
– Ребята, достигли мы цели урока?
VI. Домашнее задание.
П.22-читать, работа с политической картой Африки:
Приведите по три примера
А) страны, не имеющие выхода в океан;
Б) страны, расположенные в пустыне;
В) страны, расположенные во ВЭЛ;
Г) страны-карлики;
Д) страны-гиганты.
Список использованной литературы:
- О.В. Крылова. Уроки географии 7 класс: Из опыта работы.– М.: Просвещение, 1990.– 240 с.: ил.
- Т.М. Бенькович, Д.Л. Бенькович.Опорные конспекты в обучении географии: 7 класс: Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1995.– 173 с.: ил.
- Л.И. Субанова, А.С. Тайсин. Тесты по географии материков и океанов для 7 класса. Учебное пособие. – Казань: Магариф,2002– 87 с.
- В.В. Барабанов, Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова, О.В. Чичерина. ЕГЭ 2011. География. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен»,2011.– 142с.: ил., карт.
- Журналы «Вокруг света» №6 2006 г.; №8 2008 г.; №11 2009 г.; № 3,5 2014 г.;
- Ресурсы интернета.