Урок по теме «Многообразие и значение паукообразных»

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Главная дидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации.

Задачи:

  • Образовательные: повторить особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, как первых наземных животных, и черты усложнения организации в связи с выходом на сушу, сформировать знания о многообразии и значении паукообразных в природе и жизни человека;
  • Воспитательные: продолжать формировать экологическую культуру учащихся и навыки личной гигиены; формировать познавательный интерес учащихся;  желание самостоятельного поиска знаний; развивать творческое мышление; воспитывать толерантное отношение к паукообразным,  как к представителям жизни на Земле;
  • Развивающие: развивать внимание учащихся и наблюдательность; логическое мышление, умения устанавливать причинно-следственные связи, продолжить формирование умений работать с дополнительными источниками информации, выделять главное, обобщать, делать выводы.

Базовые технологии: личностно-деятельностное обучение; технология развития критического мышления; методы проблемно-диалогического обучения (подводящий или побуждающий диалог); технология формирования коммуникативных действий; активная рефлексивная деятельность; ИКТ.

Результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

  • ценностное отношение к умению узнавать паукообразных в природе,
  • осознание значимости данного умения для формирования экологического мировоззрения;
  • ценностное отношение к совместной познавательной деятельности
Познавательные и регулятивные универсальные учебные действия:
  • целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи;
  • моделирование понятия;
  • умение структурировать знание (построение алгоритма)
  • ученик научится работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
  • биологическими словарями и справочниками для поиска определений биологических терминов;
  • пользоваться поисковыми системами Интернета.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • умение управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • ученик получит возможность научиться разрабатывать план сообщения и презентацию  темы, используя разные источники информации;
  • готовить сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников
Базовый уровень по стандарту и программе учащиеся должны знать:
  • основные понятия, относящиеся к строению членистоногих животных;
  • строение и основы жизнедеятельности представителей паукообразных;
  • общую характеристику паукообразных;
  • основные отряды паукообразных;
  • распространенность и роль паукообразных в природе и жизни человека.
  • По стандарту и программе учащиеся должны уметь:
  • давать общую характеристику паукообразных· объяснять строение паукообразных;
  • приводить примеры распространенности паукообразных;
  • объяснять роль паукообразных в природе и жизни человека.

Повышенный уровень:

  • составлять систематику паукообразных;
  • характеризовать роль паукообразных в биоценозах. 

Оборудование:  медиапроектор, компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку, коллекции паукообразных.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие, сообщение темы и задач урока.

II. Проверка знаний, умений и навыков.

Биологический диктант. (Приложение 1)

III. Изучение нового материала

1. Сообщение учащегося. Что изучает наука Арахнология?

Латинское название паукообразных происходит от греческого ?????? «паук» (существует легенда об Арахне, которую богиня Афина превратила в паука).

Греческая легенда

В те далекие времена в Лидии жила Арахна – дочка красильщика пурпуром Идмина. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу (слайд №2)

Эй, Паллада, ...
Я предрекаю, и реченное скоро свершится,
Скоро я вытку ковер, коих не было в мире,
И не сравнится с моим твое мастерство, о Афина,
Равных мне нет, ни на грешной Земле, ни в безоблачных высях,
Только одна в этом мире есть мастерица, и, это – Арахна!

Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказанье  за дерзость состязаться с богами не признала ее достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие.

Будь же ты проклята, век ты плети паутину,
Будь безобразной Арахной, которую люди
Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки
Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину.
А мастерство твое, коим ты столько гордилась,
Пусть остается тебе в утешенье навеки с тобою:
Будешь сидеть ты в углу  и вечно плести паутину.

Поэтому наука о пауках – Арахнология.  Сегодня на уроке выступают специалисты, хорошо разбирающиеся в многообразии этих животных.
Класс «Паукообразные» включает свыше 70 тысяч видов животных, обитающих в районах с влажным климатом. В засушливых районах они живут в основном в почве или подстилке, где высокая влажность воздуха. Паукообразные – первые наземные членистоногие, покорившие сушу. Класс Паукообразные включает в себя несколько отрядов, среди которых наиболее известны Скорпионы, Пауки, Клещи и Сенокосцы (Слайд №3)
Ребята подготовили сообщения с презентациями  о классах паукообразных.

План выступления докладчиков:

1. Особености строения и жизнедеятельности.
2. Многообразие.
3. Наличие представителей в Кемеровской области.
4. Роль животных в природе.
4.Значение для человека.

По тому же плану, остальные обучающиеся заносят краткую информацию в тетрадь.
Последовательность выступлений определяет сам учитель. Важно следить за временем, чтобы не выйти за пределы урока и ограничить выступления ребят.

2. Выступления групп учащихся с презентацией (Приложение 2)

Отряд Пауки. Информацию об особенностях представителей отряда  рассказывает первый ученик. (Слайд №4)

Следующий ученик объясняет для чего и как пауки строят паутинную сеть. (Слайд №5) Затем идут сообщения о многообразии представителей отряда. (Слайды №№6,7) Сенокосцы – второй отряд паукообразных  изучаемый на уроке. (Слайд №8)

Отряд Скорпионы. (Слайды №№9, 10)

Отряд Клещи. (Слайды №№11,12)

Особое внимание необходимо уделить профилактике клещевого энцефалита и методах удаления клещей (Слайды №№13,14)

IV. Закрепление

Каждому обучающемуся предлагается назвать одну из особенностей строения, жизнедеятельности или многообразия паукообразных. Ребята отвечают «по цепочке». Основное правило такого закрепления – не прервать цепочку.

Целесообразно на стадии закрепления провести викторину. На этом этапе могут проявить себя ребята, которые не готовили презентацию. (Приложение 3)

Для  закрепления материала можно использовать проблемные вопросы:

1) Паукообразные – это животные, освоившие в ходе эволюции сушу, благодаря каким приспособлениям они занимают разные среды жизни;
2) Какие существуют разнообразные группы этих животных? 
3) Почему на территории Сибири, где мы живем, количество видов паукообразных невелико?

V. Рефлексия

– Какие трудности возникли при изучении материала?
– Как вы с ними справились?

Подведение итогов. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание. (Слайд №19)

Повторить особенности внешнего и внутреннего строения паукообразных.
Изучить текст учебника «Многообразие и роль паукообразных природе и жизни человека»

Используемая литература:

  1. Дудкина О.П. Биология. Развернутое тематическое планирование по программе Н.И. Сонина, А.А. Плешакова, В.Б. Захарова 6–11 классы. – Волгоград. «Учитель», 2011.
  2. Пальдяева Г.М. Биология. Рабочие программы. 5- 9 классы. – М.: «Дрофа», 2013.
  3. Семенцова В.Н. Биология. Технологические карты уроков.7 класс. Методическое пособие – Санкт-Петербург «Паритет», 2003.
  4. Сонин Н.И., В.Б. Захаров Учебник-навигатор Биология. Многообразие живых организмов. Часть 1 Прокариоты. Грибы. Растения. Вирусы 7 класс. – М.: «Дрофа», 2009.
  5. www.wikipedia.org
  6. www.protema.ru/didactics/forms-of-learning/item/121-urok-ekskursiya   Автор: Акимцева Александра Семеновна
  7. www.ecosystema.ru

Технологическая карта урока