Логоритмическое занятие «Кем быть?»

Разделы: Коррекционная педагогика


Важная роль придается развитию чувства ритма у всех категорий детей с отклонениями в развитии. Разработан и широко применяется метод логоритмического воспитания детей, имеющих нарушения речи.
Фонетическая ритмика используется в работе с детьми, имеющими нарушения слуха, и предполагает формирование голосообразования и просодии.
Правильная организация работы по развитию чувства ритма позволит овладеть детям элементарными ритмическими структурами, скоррегировать у них в какой-то мере недостатки развития психических функций, а также приведет к качественному положительному сдвигу в личности ребенка в целом.
Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени, в соответствии с различным метроритмическим рисунком музыкального произведения.
Определенная ритмическая пульсация, с которой связаны движения детей, вызывает согласованную реакцию всего организма человека (дыхательной, сердечной, мышечной деятельности), а также эмоционально-положительное состояние психики, что содействует общему оздоровлению организма.

Цели урока:

  • Преодолевать речевые нарушения у учащихся путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом, музыкой и движением.
  • Активизировать высшую психическую деятельность через развитие слухового и зрительного внимания и восприятия.
  • Совершенствовать чувство такта в процессе группового общения со сверстниками и взрослыми.
  • Закрепление представления детей о профессиях людей.

Оборудование: иллюстрации: шофёр, дворник, охранник, сапожник, лётчик, гимнаст, врач, почтальон, строитель, плотник, маляр, столяр, печник, повар, музыкант, прачка, огородник, птичница, художник, бубен, маска коршуна, запись танца «Макарена», ноутбук, проектор, презентация.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • уточнять и закреплять представления детей о профессиях;
  • уточнять и актуализировать словарный запас по теме;
  • совершенствовать грамматический строй речи через согласование разных частей речи в предложении;
  • обогащение экспрессивной речи сложными словами: огородник, птичница, садовод, почтальон, и д. р.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать речевую активность посредством диалога и ответов на вопросы;
  • развивать устную связную речь через построение распространенного грамматически верного предложения, умение использовать предложения разной конструкции;
  • развивать слуховое внимание, зрительное восприятие, память, мелкую моторику, мыслительную деятельность посредством коррекционных приёмов.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать мотивацию к обучению, нравственные качества (вежливость в общении на занятии, уважение к людям труда, любовь к родному краю.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вход в зал под музыку:

Руки рабочих, вы даёте движенье планете.
Руки рабочих, мы о вас нашу песню поём.
Руки рабочих создают все богатства на свете,
Руки рабочих все дела покоряются вам.

2. Тема занятия:

Ведущий: Газеты, радио, телевидение посвящают передачи людям вырасти, стать сильными и работать наравне со взрослыми. Сегодня мы с вами отправимся по стране «Умельцев», которое поможет нам найти ответ на вопрос: Кем быть?. Наше занятие посвящено людям труда. Мы с вами выполним интересные упражнения, логопедическую гимнастику, поиграем в игры, споём песни прочитаем стихи о представителях рабочего класса.

У меня растут года,
Будет мне семнадцать!
Где работать мне тогда?
Чем же заниматься.

3. Комплекс общеразвивающих упражнений. (Профессии).

Я шофёр, помыл машину,
Сел за руль и выгнул спину,
Загудел мотор, и шины
Зашуршали у машины: Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш. (топающий шаг)
Подметает дворник двор,
Убирает дворник сор.
(наклоны вперёд с одновременными рывками рук, имитируя подметание)
Наш охранник на посту
Смело смотрит темноту.
(повороты вправо и влево, приставляя к глазам)
А сапожник сапоги
Для любой сошьёт ноги.
(присесть, встать, выставляя поочерёдно ногу на пятку)
К сапогам прибьёт подковки
И пляши без остановки.
Наши лётчики-пилоты
Приготовились к полёту.
(наклоны туловища вправо-влево с произнесением звуков вж…вж…, прямые руки в сторону)
Я – гимнаст. Моя сноровка
(различные виды прыжков)
Восхищает всех вокруг.
Видишь, как на брусьях ловко
Исполняю сложный трюк.
Веселей смотри вокруг:
Детский врач ребятам друг.
(Упражнение на дыхание. Спокойный вдох через нос и продолжительный выдох со звуком: А-А-А.)
Нужные работники-столяры и плотники!
(Отстукивание, скольжение кулачка о ладонь)
Готовим понемножку то ящик, то ножку.
(Имитируем кулачками забивание гвоздей в детали)
Сделали вот сколько стульев и столиков!
(широко разводим руками)
Столяру хорошо, а строителю лучше.
Я бы строить дом пошёл, пусть меня научат!
Строим дом, дом большой
И с крылечком и с трубой.
(руки соединены над головой, локти в стороны, руки перед грудью, правая рука имитирует трубу)
Быть строителем хорошо, а рабочим лучше
Я б в рабочие пошёл – пусть меня научат.
– Вставай! Иди! Гудок зовёт,
И мы приходим на завод…
(под марш идут по кругу)

Игра на внимание «Почтальон»

Наш весёлый почтальон
Всем знаком, конечно, он
Он разносит по домам
Много скучных телеграмм.
(Под музыку по кругу подскоками. На удар бубна останавливаются и стучат кулачком о ладошку: тук-тук-тук…)
Почтальоном хорошо, а плотником лучше!
Я бы в плотники пошёл,
Пусть меня научат.

Логопедическая гимнастика

Он бревно отешет ловко, стены сделает, навес.
У него смолой спецовка, как сосновый пахнет лес.
Этот работник зовётся, дети,… (плотник)

«Рубанок»: для развития подвижности губ. (Всасывание верхней губы под нижнюю с резким выбрасыванием её при  раскрытии рта – чмоканье.)

Может делать он буфеты, стулья, тумбы, табуреты.
В стружках весь его верстак, вот работать надо как! (Столяр)

«Молоток»: для укрепления мышц языка. Вырабатывание подъёма спинки языка. Произносить с отстукиванием ритма, кулачками друг о друга:

Га-га-га, га-га-га-гак!
Ге-ге-ге, ге-ге-ге-гек!
Го-го-го, го-го-го-гок!
Гу-гу-гу, гу-гу-гу-гук!
Гы-гы-гы, гы-гы-гы-гык!
Ги-ги-ги, ги-ги-ги-гик!

Я маляр, шагаю к вам с кистью и ведром.
Свежей краской буду сам красить новый дом.

«Маляр»: упражнения для выработки движения языка вверх. Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка «назад-вперед» (от зубов – к задней стенке глотки и обратно).Следить чтобы язык не сужался, нижняя челюсть не двигалась.

 А портной сошьёт для нас шторы, просто высший класс!

«Катушка»: для выработки подъёма спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у верхних зубов. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основании нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперёд и убирается вглубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам. Кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть неподвижны.

Задымила наша печь,
Пироги не хочет печь.
Мастер тут пришёл умелый,
Повязал он фартук белый,
Кирпичи поправил в кладке
И замазал глиной щель…
Печь теперь у нас порядке,
Не дымит она теперь. (Печник)

«Трубочка». Зубы сомкнуты, губы округлены и вытянуты вперёд, как при звуке «у».

Ребята, кто же не придёт,
Когда вас повар позовёт.
Из масла, мёда и муки.
Печёт он чудо-пирожки.

«Блинчик-пирожок»

«Блинчик»: для выработки умения делать язык широким и удерживать его в спокойном состоянии. Рот открыт, губы в улыбке, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку. Чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние губы. Язык не высовывается далеко. Он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

«Пирожок»: для укрепления мышц языка, развития умения поднимать боковые края языка. Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут. Боковые края языка лопатообразного языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удержать под счёт от 1 до 10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.

Я музыкантом быть хочу,
Я танцы, под музыку люблю.

(Дети рассказывают стихотворение, сопровождая речь движениями.)

Заиграла дудка (имитируют игру на дудке, выставляя ногу на пятку)
Я плясать пойду. (пляс)
В пляс за мной, ребята: ду, ду, ду!
Барабан грохочет, будто сильный гром.
В лес за мной, ребята: бом,бом,бом!

Инсценировка стихотворения  С. Михалкова «А что у вас?»

Кто на лавочке сидел, кто на улицу глядел,
Толя пел, Борис молчал, Николай ногой качал.
Дело было вечером, делать было нечего.
Галка села на заборе, кот забрался на чердак
Тут сказал ребятам Боря. Просто так:
А у меня в кармане гвоздь, а у вас?
А у меня сегодня гость, а у вас?
А у нас сегодня кошка родила вчера котят
Котята выросли немножко, а есть из миски не хотят.
А у нас на кухне газ, а у вас?
А из нашего окна площадь Красная видна
А из нашего окошка только улица немножко.
А у нас огонь погас – это раз,
Грузовик привёз дрова – это два.
А в-четвёртых наша мама отправляется в полёт,
Потому что наша мама отправляется в полёт,
Потому что наша мама называется пилот
С лесенки ответил Вова:
Мама лётчик? Что ж такого?
А у Толи например, мама – милиционер
Вот у Толи и у Веры обе мамы – инженеры.
А у  Лёвы – мама – повар. Мама – лётчик?
Что ж такого?
B спросила Нина тихо:
_ Разве плохо быть портнихой?
Кто трусы ребятам шьёт?
Ну, конечно не пилот!
Лётчик водит самолёты – это очень хорошо.
Повар делает компоты – это тоже хорошо.
Доктор лечит нас от кори, есть учительница в школе
Мамы разные нужны, мамы всякие важны.
Дело было вечером, спорить было нечего.

Инсценировка стихотворения  А. Барто. «Советчик»

Майским солнышком пригретый,
Шёл парнишка не спеша,
Шёл и всем давал советы –
Вот открытая душа!
Сад сажает садовод,
Алексей совет даёт:
– Не пораньте корни
Во дворе звенит пила – он кричит:
А ну пошла, веселей проворней.
Малыши спешили в класс,
Пожелал пятёрок и сказал, что
Каждый час для учёбы дорог.
Учит деда Алексей возле птицефермы:
– не кричите на гусей, птица будет нервной.
Так он каждому на свете даст совет со стороны,
Если б он ещё работал, ему бы не было цены.

Работа с залом.

– Ребята, а вы знаете? Сколько пословиц о труде родилось в народе. Давайте вспомним их.

  • Землю красит солнце, а человека – труд.
  • Труд кормит, а лень портит.
  • В детстве не научишься, всю жизнь намучишься.
  • Возьми книгу в руки – не будет скуки.
  • Была бы охота – будет ладится и работа.
  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • Грамоте учиться всегда пригодится
  • Чтоб в почёте быть – надо труд любить.

– Молодцы! Народ тонко подметил роль труда в жизни людей. У итальянского поэта Дж. Родари автора всем известного «Приключения Буратино» есть стихотворение.

«Чем пахнут ремёсла?»

У каждого дела запах особый
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Мимо столярной идешь мастерской,
Стружкою пахнет и свежей доской.
Пахнет маляр скипидаром и краской
Пахнет стекольщик оконной замазкой
Куртка шофёра пахнет бензином,
Блуза рабочего  маслом машинным
Пахнет кондитер орехом мускатным,
Доктор в халате – лекарством приятным.
Рыхлой землёю, полем и лугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.
Рыбой и морем пахнет рыбак,
Только бездельник не пахнет никак.
Сколько не душиться лодырь богатый
Очень неважно он пахнет, ребята!

– А сейчас я загадаю вам загадки о профессиях.

1) Мы учим детишек писать и читать, природу любить, стариков уважать. (Учитель)
2) Встаём мы очень рано, ведь наша забота – всех отвозить по утрам на работу. (Водитель)
3) С огнём бороться мы должны – мы смелые работники, с водою мы напарники. Мы очень всем нужны, так кто же мы? (Пожарники)
4) Кто у постели больного сидит, и как лечиться им говорит. Кто болен – он капли предложит принять, тому, кто здоров, – разрешит погулять. (Доктор)
5) Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные, пахучие котлеты, салаты, винегреты, все завтраки, обеды? (Повар)
6) В прошлый раз был педагогом, послезавтра – машинист.Должен знать он очень много, потому что он – … (артист)

Мимические упражнения «Артистка»

Дети передают мимикой испуг, гнев, радость, задумчивость, грусть.

Мыло пенится в корыте
Мы стираем, посмотрите,
Буду прачкой я, друзья,
Помогаю маме я!

Ритмический танец «Большая стирка» (под музыку в стиле «Диско»)

Упражнение «Качалка». (Встать прямо, ноги на ширине плеч. Согнуть колено левой ноги, а правую ногу оставить прямой. Вес тела перенести на правую ногу. Слегка разогнуть левое колено, затем вернуть его в прежнее положение, как бы слегка «качнуть» коленом. Теперь согнуть другое колено и исполнить «качалку» в другую сторону.)

Движение первое: «Стираем»
Сжать пальцы в кулачки. 1 – сгибая руки в локтях, поднять кулачки до уровня талии, затем опустить вниз. 2 – повторить тоже самое. Сначала стирать 2 раза вправо, затем влево, исполняя при этом «качалку». Движение исполняются 8 или 16 раз.
Движение второе: «Полотенце». 1 – слегка наклонившись вперёд, отвести руки вправо (пальцы собраны в кулаках) 2– повторить движение влево.
Движение третье: «Выжимаем» поставить слегка согнутые в локтях руки перед грудью и работать винтообразно.
Движение четвёртое: «Встряхиваем». Взять воображаемое полотенце двумя руками и энергично встряхнуть – 2 раза справа, 2 раза слева.
Движение пятое: «Прищепочки». Повесить воображаемое полотенце на верёвку. Которая натянута чуть выше головы.1–закрепить прищепку правой рукой, 2– повторить тоже левой.

Од-од-од-мы вскопали огород (хлопки в ладоши)
Ода-ода-ода стоит хорошая погода (хлопки по коленям)
Да-да-да растениям нужна вода (щелчки пальцами)
Ду-ду-ду за водой я пойду (перетопы ногами)

У маленькой Катюши много так забот.
С утра зерно цыплятам на птичий двор несёт.
Она не просто птичница,
А птичница – отличница.

Подвижная игра «Цыплята и коршун»

Коршун стоит в стороне. Дети – цыплята идут за курочкой под песню:
Курочка, курочка, курочка рябая по двору идёт.
Маленьких, маленьких, маленьких цыпляток за собой ведёт.
Вы убегайте далеко!
Зёрнышки ищите, ко-ко-ко!
(Дети расходятся по всему в залу и ищут, клюют зёрнышки)
Вдруг откуда не возьмись,
Коршун злой появись!
(Цыплята прячутся под крыло к маме, коршун старается их поймать.)

Пальчиковая игра «Я – художник»

Я взял бумагу, карандаш, нарисовал дорогу.
(Поворот ладони руки к себе, пальцы вместе – лист бумаги. Указательный палец правый руки – карандаш. Провести пальцем по левой ладони – дорогу.)
На ней быка изобразил,
А рядом с ним корову.
(Руки сжаты в кулаки, большой палец и мизинец каждой из них слегка оттопыриваются в стороны. Показывая рога быка и коровы. Дети произносят: Му-му!.)
Направо дом
(пальцы складываются домиком)
Налево сад
(Кисти рук скрещиваются в запястьях)
В лесу двенадцать кочек
(Указательным пальцем правой руки рисуют точки на левой ладони.)
На ветвях яблоки висят
(Встряхиваем кисти – имитация капель дождя)
И дождик их мочит
Потом поставил стул на стол
(Левая ладонь сжимается в кулак и кладётся на приподнятую вверх ладонь правой)
Тянусь как можно выше
(Левый кулак медленно разжимается, пальцы с напряжением тянутся вверх)
Уф! Свой рисунок приколол –
Совсем не плохо вышел!
(Правая рука разглаживает рисунок, поднятую в вертикальном положении левую ладонь. Улыбка удовлетворения на лице)

Стихотворение «Важные дела» С. Михалков.

Я без работы не сижу  сама в руках утюг держу.
Я тоже дома, чем могу, на кухне маме помогу.
Сегодня бабушка больна. Я дать лекарство ей должна.
Мы разбиваем огород. У нас не мало с ним хлопот.
Цыплята наши есть хотят, мы накормить должны цыплят.
Я собираю семена, корзинка кажется полна.
В лесу мы бродим целый день и нагибаться нам не лень.
Хоть урожай в полях высок, поднимем каждый колосок.
Немало дела детворе: в густом лесу, в широком поле,
На огороде, в доме, во дворе, а главное за партой в школе.

Молодцы! Вы правильно понимаете, что главный труд учеников – учёба. И в заключение нашего занятия мы хотим дать вам несколько советов.

Стихотворение «Школьнику на память» С. Михалков

Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле,
Иль вести машину ввысь,
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись!

Ты думал, школа – не вокзал,
Не страшно опоздать.
Но тех кто в школу опоздал,
Она не станет ждать.
Хоть без колёс устроен класс, –
Он далеко уйдёт за час!

Не отправится охотник без ружья
Стрелять гусей.
Не оставит дома плотник молотка
Или гвоздей.
Ты не должен оставлять дома книгу
И тетрадь.

В нашей школе есть закон
Вход неряхам воспрещён!
На улице, дома, в общественном месте
Будь вежлив со старшими, помни о чести.
В театре, трамвае, в читальне, в кино
Веди себя скромно, прилично, умно.

Старику опорой будь,м
Малышей не дай в обиду,
Уступай больному путь
И скамейку инвалиду.
Твой долг: любить, уважать родителей – отца и мать,
И всем,чем можно, помогать им.

Построение под музыку песни «Не кочегары, мы не плотники…»

(Дети друг за другом выстраиваются под музыку и уходят из зала, маршируя.)