Пояснительная записка
Рождение ребенка с нарушениями в развитии
всегда является стрессом для семьи.
Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной
значимости. У него очень высока степень
зависимости от семьи, ограничены навыки
взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и
развития «особого» ребенка становится
непосильной для семьи, родители оказываются в
психологически сложной ситуации: они испытывают
боль, горе, чувство вины, нередко впадают в
отчаяние. Таким семьям необходима комплексная
психолого-педагогическая помощь. К работе с
семьей, имеющей больного ребенка или
ребенка-инвалида, следует подходить с
гуманистических позиций, ориентировать
родителей на опережающую подготовку ребенка к
жизни, вырабатывать у него умение мыслить
категориями будущего, формировать позитивные
перспективы его развития.
Оказание помощи детям и родителям, воспитывающем
ребенка с отклонениями в развитии, в
отечественной науке является не новой проблемой.
Еще в ХIХ веке психологи (В.М.Бехтерев,
С.С.Корсаков, И.В.Маляревский и др.) использовали
благотворное влияние родителей на состояние
больного ребенка. Ситуация коренным образом
изменилась в 90-е годы ХХ столетия. Современные
гуманистические подходы к воспитанию и
адаптации в социум детей с проблемами в развитии
предполагают активное участие семьи в процессе
развития ребенка с ограниченными возможностями
здоровья. В связи с этим обеспечение и реализация
права детей с ограниченными возможностями
здоровья на образование рассматривается как
одна из важных задач государственной политики не
только в области образования, но и в области
демографического и социально-экономического
развития РФ. В настоящее время становится
актуальным поиск новых путей и форм помощи таким
родителям.
Специфика комплексного
психолого-педагогического сопровождения детей с
отклонениями в развитии не может строится только
на непосредственной работе с ребенком. Главным
фактором успешной реабилитации и социализации
ребенка с ОВЗ является родитель. При появлении в
семье ребенка с ОВЗ сложившаяся структура
семьи и взаимоотношений координально меняются.
Их система жизненных и воспитательных взглядов
перестраивается в соответствии с нуждами их
детей и новым семейным порядком. Меняется
психологический климат в семье (как правило,
возникает напряжение, возможны конфликтные
ситуации, возникают или обостряются
внутриличностные конфликты, появляется чувство
вины и т.д.). Кроме воспитания, на родителей
ложится ответственность за реабилитацию и
процесс социализации детей с ОВЗ. Однако, этот
процесс должен протекать таким образом, чтобы
происходило становление детей как активных
членов социума. Общая картина, в большинстве
случаев, складывается в негативную
внутрисемейную атмосферу. Известно, что
пролонгированная психотравмирующая ситуация
оказывает психогенное, фрустрирующее
воздействие на психику родителей проблемных
детей и опосредованно негативно влияет на их
отношение к ребенку. Не все родители могут
самостоятельно справится с негативным
психологическим состоянием. Родители,
испытывающие трудности во взаимодействии с
проблемными детьми, нуждаются в оказании им
специальной психологической помощи. Это
говорит о необходимости психологического
сопровождения с семьями, воспитывающими детей с
ОВЗ. Работа в тренинговой группе считается
оптимальной, так как объединяет людей с похожими
проблемами. Что способствует принятию своей
ситуации. Такая организация проведения
мероприятия схожа с группами взаимопомощи.
Концептуальное обоснование:
настоящая программа базируется на
когнитивно-поведенческом подходе, который
предполагает использование методов,
интегрирующих принципы теории научения, теории
информации, а также реконструкции
дисфункциональных психических и поведенческих
процессов. Когнитивно-бихевиоральный подход
ставит в качестве главной задачи изменение
дисфункциональных способ мышления. Большое
значение в научении, согласно этому подходу,
придается установкам и мотивациям. Принципы
научения реализуются в ходе формирования
навыков совладения с ситуацией.
Также происходит обучение адекватным способам
переработки информации и принятия решения.
Работа с родителями проблемных детей строится на следующих принципах:
- принцип гуманистической направленности
психологической помощи;
- принцип интегративного использования
психолого-педагогических и
психотерапевтических методов и приемов;
- принцип гармонизации внутрисемейной атмосферы;
- принцип оказания личностно-ориентированной
помощи;
- принцип формирования положительного отношения
к ребенку с отклонениями в развитии;
- принцип оптимизации воспитательных приемов.
Цель: выработка адекватной родительской позиции в воспитании детей с ОВЗ.
Задачи:
- формирование и развитие позитивного восприятия, безусловного и безоговорочного принятия собственного ребенка;
- изменение родительских установок и позиций;
- снятие чувства вины;
- повышение самооценки родителей;
- обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком;
- обучение адекватным способам переработки информации и принятия решений.
Методы и технологии: дискуссии, лекции, ролевые игры, проблемное обучение, упражнения, практические задания, моделирование ситуаций, арт-терапевтические техники.
Методы и средства оценки эффективности программы осуществляется путем сопоставления уровня выраженности установок родителей до начала реализации программы и после ее завершения вне группового поля. Для этого используются:
- Семейная социограмма Э. Г. Эйдемиллера;
- Определение деструктивных установок в межличностных отношениях В.В. Бойко;
- Опросник социальной эмпатии.
Структура занятий. Каждое занятие состоит из 4 этапов работы:
1. Приветствие и разминка.
2-3. Включают в себя как информационную часть,
направленную на повышение уровня родительской
компетенции в воспитании детей, так и упражнения
и игры, на развитие новых умений.
4. Рефлексия. Подведение итогов занятия,
получение обратной связи.
Условия проведения программы и режим работы. Место проведения – образовательное учреждение. Целевая группа – родители детей с ОВЗ, возможно включение в группу родителей из принимающих семей. Оптимальное количество человек 5-7 родителей. Общее количество – 7 занятий, каждое продолжительностью от 1 часа до 1,5 часа.
Ожидаемые результаты: развитие позитивных родительских установок в отношении детей с ОВЗ.
Тематический план занятий
№ | Цель занятия | Тема | Упражнение | Методическое обеспечение | Время, минуты |
1 | Знакомство, погружение в атмосферу тренинга | Добрый день! | «Добрый день! Меня зовут…» | Бейджики, ручки, цветные карандаши, мяч | 15 |
Правила работы в группе. | Ватман, фломастеры | 30 | |||
«Мой цветок» | Бумага, цветные карандаши, фломастеры | 20 | |||
Рефлексия | - | 10 | |||
Общее время | 1час 15мин | ||||
2 | Освобождение от чувства вины | «Все мы люди» | «Закончи предложение» | Мяч | 15 |
«Линия жизни» | Бумага, ручки | 10 | |||
«Идеалов не бывает» | Муз. сопровождение | 20 | |||
Рефлексия | - | 15 | |||
Общее время | 1 час | ||||
3 | Осознание собственной родительской позиции | «Какой я родитель?» | «Поиск общего» | - | 5 |
«Какой должна быть идеальная семья?» - дискуссия | - | 25 | |||
«Стиль воспитания» | Карточки с заданиями | 20 | |||
Рефлексия | - | 10 | |||
Общее время | 1 час | ||||
4 | Формирование и развитие позитивного восприятия, безусловного и безоговорочного принятия собственного ребенка | «Мой ребенок» | «Японская бабочка» | Муз сопровождение | 10 |
«Мой ребенок. Каков он?» | Бумага, ручки | 15 | |||
«Когда он» | Бумага, цветные карандаши | 25 | |||
Рефлексия | - | 10 | |||
Общее время | 1 час | ||||
5 | Развитие навыка адекватного реагирования в негативной ситуации | «Взаимодействие с ребенком» | «Суета» | - | 5 |
Мини – лекция «Активное слушание» | Памятки | 15 | |||
Игра-диспут. «Что я делаю?» | Карточки с заданиями | 25 | |||
Рефлексия | - | 15 | |||
Общее время | 1 час | ||||
6 | Обучить навыку конструктивного выражения отрицательных эмоций | «Эмоции» | «Воображаемый подарок» | Мяч | 10 |
Лекция «Способы эмоциональной саморегуляции» | - | 20 | |||
«Что делать?» | Карточки с заданиями | 20 | |||
Рефлексия | - | 10 | |||
Общее время | 1 час | ||||
7 | Поддержка настроя на дальнейшую самостоятельную работу. Закрытие группы. | «Завершение» | «Ты мне нравишься» | - | 10 |
«Ладошка» | Бумага, карандаши | 10 | |||
«Откровенно говоря...» | - | 20 | |||
«Наша группа» | Ватман, цветные карандаши, краски, кисти | 20 | |||
Общее время | 1 час | ||||
Общее время занятий | 7 часов 15 мин |
Список литературы
1. Березин А.Ф., Березина Н.Н.
Психологическая подготовка к трудным жизненным
ситуациям. Р/нД. Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2007.-
48 с.
2. Березин А.Ф., Березина Н.Н. Я выбираю.
Программа проблемно-ориентированного
элективного курса. 10-11 классы. Р/нД. Изд-во ГБОУ
ДПО РО РИПК и ППРО, 2007.- 40 с.
3. Дубровина И.В. Практическая психология
образования. М.: Сфера, 1998.-528 с.
4. Щербакова Т.Н. Тренинг социальной
компетентности. Р/нД. Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и
ППРО, 2007.- 35 с.
5. Наконечная Т.В., Богданова А.В., Даниленко Ю.В.,
Кондратенко А.Л., Милова Ю.В. и др. Практическое
руководство по программам профилактики
жестокого обращения с детьми: методическое
пособие. – Р/нД.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2013.
– 280с.
6. Сирота Н.А., Воробьев Т.В., Ялтонская А.В. и
др. Программа первичной профилактики ВИЧ/СПИДА и
рискованного поведения для детей старшего
подросткового возраста. Москва, 2009. – 270 с.
7. Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Групповая
психокоррекция: тренинги и роли, игры для
личностного и профессионального развития. Р/нД:
Феникс, 2014. – 254с
8. http://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/methodology/2259.html