Программа занятий группы психологического сопровождения родителей детей с ОВЗ

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Таким семьям необходима комплексная психолого-педагогическая помощь. К работе с семьей, имеющей больного ребенка или ребенка-инвалида, следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на опережающую подготовку ребенка к жизни, вырабатывать у него умение мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его развития.
Оказание помощи детям и родителям, воспитывающем ребенка с отклонениями в развитии, в отечественной науке является не новой проблемой. Еще в ХIХ веке психологи (В.М.Бехтерев, С.С.Корсаков, И.В.Маляревский и др.) использовали благотворное влияние родителей на состояние больного ребенка.  Ситуация коренным образом изменилась в 90-е годы ХХ столетия. Современные гуманистические подходы к воспитанию и адаптации в социум детей с проблемами в развитии предполагают активное участие семьи в процессе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим обеспечение и реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важных задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития РФ. В настоящее время становится актуальным поиск новых путей и форм помощи таким родителям.
Специфика комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии не может строится только на непосредственной работе с ребенком. Главным фактором успешной реабилитации и социализации ребенка с ОВЗ является родитель. При появлении в семье ребенка с ОВЗ  сложившаяся структура семьи и взаимоотношений координально меняются. Их система жизненных и воспитательных взглядов перестраивается в соответствии с нуждами их детей и новым семейным порядком. Меняется психологический климат в семье (как правило, возникает напряжение, возможны конфликтные ситуации, возникают или обостряются внутриличностные конфликты, появляется чувство вины и т.д.). Кроме воспитания, на родителей ложится ответственность за реабилитацию и процесс социализации детей с ОВЗ. Однако, этот процесс должен протекать таким образом, чтобы происходило становление детей как активных членов социума. Общая картина, в большинстве случаев, складывается в негативную внутрисемейную атмосферу. Известно, что пролонгированная психотравмирующая ситуация оказывает психогенное, фрустрирующее воздействие на психику родителей проблемных детей и опосредованно негативно влияет на их отношение к ребенку. Не все родители могут самостоятельно справится с негативным психологическим состоянием. Родители, испытывающие трудности во взаимодействии с проблемными детьми, нуждаются в оказании им специальной психологической помощи.   Это говорит о необходимости психологического сопровождения с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ. Работа в тренинговой группе считается оптимальной, так как объединяет людей с похожими проблемами. Что способствует принятию своей ситуации. Такая организация проведения мероприятия схожа с группами взаимопомощи.

Концептуальное обоснование: настоящая программа базируется на когнитивно-поведенческом подходе, который предполагает использование методов, интегрирующих принципы теории научения, теории информации, а также реконструкции дисфункциональных психических и поведенческих процессов. Когнитивно-бихевиоральный подход ставит в качестве главной задачи изменение дисфункциональных способ мышления. Большое значение в научении, согласно этому подходу, придается установкам и мотивациям. Принципы научения реализуются в ходе формирования навыков совладения с ситуацией.
Также происходит обучение адекватным способам переработки информации и принятия решения.

Работа с родителями проблемных детей строится на следующих принципах:

- принцип гуманистической направленности психологической помощи;
- принцип интегративного использования психолого-педагогических и психотерапевтических методов и приемов;
- принцип гармонизации внутрисемейной атмосферы;
- принцип оказания личностно-ориентированной помощи;
- принцип формирования положительного отношения к ребенку с отклонениями в развитии;
- принцип оптимизации воспитательных приемов.

Цель:  выработка адекватной родительской позиции в воспитании детей с ОВЗ.

Задачи:

  • формирование и развитие позитивного восприятия, безусловного и безоговорочного принятия собственного ребенка;
  • изменение родительских установок и позиций;
  • снятие чувства вины;
  • повышение самооценки родителей;
  • обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком;
  • обучение адекватным способам переработки информации и принятия решений.

Методы и технологии: дискуссии, лекции, ролевые игры, проблемное обучение, упражнения, практические задания, моделирование ситуаций, арт-терапевтические техники.

Методы и средства оценки эффективности программы осуществляется путем  сопоставления уровня выраженности установок родителей до начала реализации программы и после ее завершения вне группового поля. Для этого используются:

  • Семейная социограмма Э. Г. Эйдемиллера;
  • Определение деструктивных установок в межличностных отношениях В.В. Бойко;
  • Опросник социальной эмпатии.

Структура занятий. Каждое занятие состоит из 4 этапов работы:

1. Приветствие и разминка.
2-3. Включают в себя как информационную часть, направленную на повышение уровня родительской компетенции в воспитании детей, так и упражнения и игры, на развитие новых умений.
4. Рефлексия. Подведение итогов занятия, получение обратной связи.

Условия проведения программы и режим работы. Место проведения – образовательное учреждение. Целевая группа – родители детей с ОВЗ, возможно включение в группу родителей из принимающих семей. Оптимальное количество человек 5-7 родителей. Общее количество – 7 занятий, каждое продолжительностью от 1 часа до 1,5 часа.

Ожидаемые результаты: развитие позитивных родительских установок в отношении детей с ОВЗ.

Тематический план занятий

Цель занятия Тема Упражнение Методическое обеспечение Время,
минуты
1 Знакомство, погружение в атмосферу тренинга Добрый день! «Добрый день! Меня зовут…» Бейджики, ручки, цветные карандаши, мяч 15
Правила работы в группе. Ватман,  фломастеры 30
«Мой цветок» Бумага, цветные карандаши, фломастеры 20
Рефлексия - 10
Общее время 1час 15мин
2 Освобождение от чувства вины «Все мы люди» «Закончи предложение» Мяч 15
«Линия жизни» Бумага, ручки 10
«Идеалов не бывает» Муз. сопровождение 20
Рефлексия - 15
Общее время 1 час
3 Осознание собственной родительской позиции «Какой я родитель?» «Поиск общего» - 5
«Какой должна быть идеальная семья?» - дискуссия - 25
«Стиль воспитания» Карточки с заданиями 20
Рефлексия - 10
Общее время 1 час
4 Формирование и развитие позитивного восприятия, безусловного и безоговорочного принятия собственного ребенка «Мой ребенок» «Японская бабочка» Муз сопровождение 10
«Мой ребенок. Каков он?» Бумага, ручки 15
«Когда он» Бумага,    цветные карандаши 25
Рефлексия - 10
Общее время 1 час
5 Развитие навыка адекватного реагирования в негативной ситуации «Взаимодействие с ребенком» «Суета» - 5
Мини – лекция «Активное слушание» Памятки 15
Игра-диспут. «Что я делаю?» Карточки с заданиями 25
Рефлексия - 15
Общее время 1 час
6 Обучить навыку конструктивного выражения отрицательных эмоций «Эмоции» «Воображаемый подарок» Мяч 10
Лекция «Способы эмоциональной саморегуляции» - 20
«Что делать?» Карточки с заданиями 20
Рефлексия - 10
Общее время 1 час
7 Поддержка настроя на дальнейшую самостоятельную работу. Закрытие группы. «Завершение» «Ты мне нравишься» - 10
«Ладошка» Бумага, карандаши 10
«Откровенно говоря...» - 20
«Наша группа» Ватман, цветные карандаши, краски, кисти 20
Общее время 1 час
Общее время занятий 7 часов 15 мин

Приложение 1

Список литературы

1. Березин А.Ф., Березина Н.Н.  Психологическая подготовка к трудным жизненным ситуациям. Р/нД. Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2007.- 48 с.
2. Березин А.Ф., Березина Н.Н. Я выбираю. Программа проблемно-ориентированного элективного курса. 10-11 классы. Р/нД. Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2007.- 40 с.
3. Дубровина И.В. Практическая психология образования. М.: Сфера, 1998.-528 с.
4. Щербакова Т.Н. Тренинг социальной компетентности. Р/нД. Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2007.- 35 с.
5. Наконечная Т.В., Богданова А.В., Даниленко Ю.В., Кондратенко А.Л., Милова Ю.В. и др. Практическое руководство по программам профилактики жестокого обращения с детьми: методическое пособие. – Р/нД.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2013. – 280с.
6. Сирота Н.А., Воробьев Т.В., Ялтонская А.В. и др. Программа первичной профилактики ВИЧ/СПИДА и рискованного поведения для детей старшего подросткового возраста. Москва, 2009. – 270 с.
7. Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Групповая психокоррекция: тренинги и роли, игры для личностного и профессионального развития. Р/нД: Феникс, 2014. – 254с
8. http://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/methodology/2259.html