Цель занятия: формирование у учащихся положительного отношения к себе и другим, осознания себя.
Задачи:
- расширить знания учащихся о собственном «Я»;
- формировать позитивное отношение к себе;
- развить чувство толерантности;
- формировать адекватную самооценку;
- развить умение рассказывать о себе.
Форма проведения: тренинг.
Материалы: коллажи участников (выполненные на прошлом занятии или дома), листы бумаги с именами участников, ручки.
Данное факультативное занятие разработано для 6-10 участников. Не рекомендуется проводить в конфликтной группе учащихся.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Разминка: «Путаница»
Ведущий предлагает одному из участников тренинга выйти за дверь. Остальные участники берутся за руки, стоя в кругу. Их задача – запутаться так, чтобы участник, вышедший за дверь, распутывал их как можно дольше. Если после одного проведения разминки, участники по-прежнему скованы, можно повторить еще раз.
Упражнение: «Мой коллаж»
Все участники сидят в кругу. Ведущий предлагает
им положить себе на колени свой коллаж, который
кто-то делал дома, а кто-то на прошедшем занятии.
Все участники внимательно рассматривают коллажи
друг друга. Затем, по очереди, каждый из них
рассказывает про себя, ссылаясь при этом на
элементы коллажа. Когда один участник завершает
рассказ, все желающие могут задавать ему вопросы
по сделанному им коллажу. Когда все участники
выскажутся, ведущий предлагает им обсудить:
сложно ли было делать коллаж, какие мысли,
чувства возникали при этом, сложно ли было
рассказывать о себе, почему и т.д.
Желательно, чтобы и у ведущего был коллаж о себе,
в случае затруднений участников ведущий может
начать рассказывать первым, либо заполнить
паузу, возникшую между рассказами участников.
Упражнение: «Статья в газету»
Все участники сидят в кругу. Ведущий предлагает им представить себя корреспондентами газеты или журнала. Говорит о том, что издательство поручает каждому из них написать статью про одного из участников тренинга на основе той информации, которую они узнали из коллажа об этом человеке. Статья эта называется: «Моя одноклассница» или «Мой одноклассник». В статью должна быть включена информация, которую сегодня корреспондент узнал об участнике из его коллажа. При этом не сообщается, про кого каждому участнику надо будет писать. В связи с этим дается еще одна возможность внимательно посмотреть на коллажи друг друга, задать какие-то дополнительные вопросы. Когда все участники сделают это, им предлагается сесть по одному. Каждый получает листок бумаги, на котором написано имя участника, про которого надо будет написать статью. Оговаривается, что статья должна содержать не менее 20-25 простых предложений или не менее 15-20 сложных. Время работы не ограничивается. Когда все участники выполняют задание, можно предложить им на отдельном листе написать 3-5 предложений на тему: «Мой преподаватель психологии» на основе информации, полученной из коллажа преподавателя на занятии. Затем, все возвращаются в круг. Ведущий собирает статьи и по очереди зачитывает их. После того, как все статьи зачитаны, ведущий спрашивает у каждого участника: правдивая ли статья была написана про него, понравилась ли она ему, узнал ли он что-то новое из этой статьи. Важно дать высказаться каждому участнику. Ведущему необходимо быть готовым к возникновению споров между участниками и вовремя включаться в них.
Разминка: «Пожелания до следующей встречи»
Все участники сидят в кругу. И каждый по очереди желает своему соседу справа что-нибудь приятное до следующего занятия.