Дидактический материал по подготовке к ОГЭ «Гавриил Троепольский на уроках русского языка в 9-м классе»

Разделы: Русский язык

Класс: 9

Ключевые слова: русский язык, ОГЭ, словосочетание, текст, морфологический разбор, анализ, орфография, пунктуация, Троепольский, морфология, грамматическая основа, аргумент, вводные слова, обобщающие слова


(1) Жалобно и, казалось, безнадёжно он вдруг начинал скулить, неуклюже переваливаясь туда-сюда, – искал мать. (2) Тогда хозяин сажал его себе на колени и совал в ротик соску с молоком.
(3) Да и что оставалось делать месячному щенку, если он ничего ещё не понимал в жизни ровным счётом, а матери все нет и нет. (4) Вот он и пытался задавать грустные концерты. (5) Хотя, впрочем, засыпал на руках хозяина в объятиях с бутылочкой молока.
(6) Но на четвёртый день малыш уже стал привыкать к теплоте рук человека. (7) Щенки очень быстро начинают отзываться на ласку.
(8) Имени своего он ещё не знал, но через неделю точно установил, что он – Бим.
(9) В два месяца он с удивлением увидел вещи: высоченный для щенка письменный стол, а на стене – ружьё, охотничью сумку и лицо человека с длинными волосами.(10) Ко всему этому быстренько привык. (11) Ничего удивительного не было уже и в том, что человек на стене неподвижен: раз не шевелится – интерес небольшой. (12) Правда, несколько позже, потом, он нет-нет да и посмотрит: что бы это значило – лицо выглядывает из рамки, как из окошка?
(13) Вторая стена была занимательнее. (14) Она вся состояла из разных брусочков, каждый из которых хозяин мог вытащить и вставить обратно. (15) В возрасте четырёх месяцев, когда Бим уже смог дотянуться на задних лапках, он сам вытащил брусочек и попытался его исследовать. (16) Но тот зашелестел почему-то и оставил в зубах Бима листок. (17) Очень забавно было раздирать на мелкие части тот листок.
(18) Он уже любил, когда хозяин с ним разговаривал, но понимал пока всего лишь два слова: «Бим» и «нельзя». (19) И всё же очень, очень интересно наблюдать, как свисают на лоб белые волосы, шевелятся добрые губы и как прикасаются к шёрстке тёплые, ласковые пальцы. (20) Зато Бим уже абсолютно точно умел определить – весёлый сейчас хозяин или грустный, ругает он или хвалит, зовёт или прогоняет.

(По Гавриилу Троепольскому)

Работа с текстом на уроке

1.Укажите количество звуков в словах:

А) ХОЗЯИН (предложение № 2) – ____________
Б) РУЖЬЁ (предложение № 5) – ____________
В) ВТОРАЯ (предложение № 13) – ____________
Г) СВИСАЮТ (предложение № 19) – ____________
Д) ПРОГОНЯЕТ (предложение № 20) – ____________

2. Подберите и запишите синонимы к словам:

А) ВДРУГ (предложение № 1) – _________________________
Б) МЕЛКИЕ (предложение № 17) – _________________________

3. Из предложений 18-20 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.

Ответ: _________________________

4. Из предложений 14-17 выпишите слова с чередующимися гласными в корне.

Ответ: __________________________________________________

5. Из предложений 17-19 выпишите слова, в которых правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный звук, то в приставке пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук».

Ответ: __________________________________________________

6. Замените словосочетание «ОХОТНИЧЬЮ  СУМКУ» из предложения № 9,  построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: __________________________________________________

7. Укажите количество грамматических основ в следующих предложениях:

А) № 14 – ____________
Б) № 15 – ____________
В) № 19 – ____________

8. Выпишите грамматическую основу предложения № 5.

Ответ: __________________________________________________

9. Среди предложений 1-11 найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ____________

10. Среди предложений 1-8 найдите предложения с вводными словами. Напишите номера этих предложений.

Ответ: ____________

11. Среди предложений 13-18 найдите сложноподчинённое предложение  с  придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ____________

12. Произведите морфологический разбор слова БРУСОЧКОВ (предложение № 14).

____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

13. Взаимоотношения человека и животных (природы) всегда были объектом внимания писателей. Расскажите о том, как, по Вашему мнению, должны строиться эти отношения. В качестве аргументов приведите один пример из литературы, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём творческой работы должен составлять не менее 70 слов.

Ответы к тестовой части

1. А – 6,  Б – 5,  В – 7,  Г – 8,  Д – 10.
2. ВДРУГ – ВНЕЗАПНО,  НЕОЖИДАННО,  СРАЗУ
МЕЛКИЕ – МАЛЕНЬКИЕ,  НЕБОЛЬШИЕ
3. ГРУСТНЫЙ
4. ВОЗРАСТЕ,  РАЗДИРАТЬ
5. РАЗДИРАТЬ,  РАЗГОВАРИВАЛ
6.  СУМКУ  ОХОТНИКА
7.  А – 2,  Б – 2,  В – 4.
8.  ЗАСЫПАЛ
9.  9
10.  1,  5
11.  14