(1) Жалобно и, казалось, безнадёжно он вдруг
начинал скулить, неуклюже переваливаясь
туда-сюда, – искал мать. (2) Тогда хозяин сажал его
себе на колени и совал в ротик соску с молоком.
(3) Да и что оставалось делать месячному щенку,
если он ничего ещё не понимал в жизни ровным
счётом, а матери все нет и нет. (4) Вот он и пытался
задавать грустные концерты. (5) Хотя, впрочем,
засыпал на руках хозяина в объятиях с бутылочкой
молока.
(6) Но на четвёртый день малыш уже стал привыкать к
теплоте рук человека. (7) Щенки очень быстро
начинают отзываться на ласку.
(8) Имени своего он ещё не знал, но через неделю
точно установил, что он – Бим.
(9) В два месяца он с удивлением увидел вещи:
высоченный для щенка письменный стол, а на стене
– ружьё, охотничью сумку и лицо человека с
длинными волосами.(10) Ко всему этому быстренько
привык. (11) Ничего удивительного не было уже и в
том, что человек на стене неподвижен: раз не
шевелится – интерес небольшой. (12) Правда,
несколько позже, потом, он нет-нет да и посмотрит:
что бы это значило – лицо выглядывает из рамки,
как из окошка?
(13) Вторая стена была занимательнее. (14) Она вся
состояла из разных брусочков, каждый из которых
хозяин мог вытащить и вставить обратно. (15) В
возрасте четырёх месяцев, когда Бим уже смог
дотянуться на задних лапках, он сам вытащил
брусочек и попытался его исследовать. (16) Но тот
зашелестел почему-то и оставил в зубах Бима
листок. (17) Очень забавно было раздирать на мелкие
части тот листок.
(18) Он уже любил, когда хозяин с ним разговаривал,
но понимал пока всего лишь два слова: «Бим» и
«нельзя». (19) И всё же очень, очень интересно
наблюдать, как свисают на лоб белые волосы,
шевелятся добрые губы и как прикасаются к
шёрстке тёплые, ласковые пальцы. (20) Зато Бим уже
абсолютно точно умел определить – весёлый
сейчас хозяин или грустный, ругает он или хвалит,
зовёт или прогоняет.
(По Гавриилу Троепольскому)
Работа с текстом на уроке
1.Укажите количество звуков в словах:
А) ХОЗЯИН (предложение № 2) – ____________
Б) РУЖЬЁ (предложение № 5) – ____________
В) ВТОРАЯ (предложение № 13) – ____________
Г) СВИСАЮТ (предложение № 19) – ____________
Д) ПРОГОНЯЕТ (предложение № 20) – ____________
2. Подберите и запишите синонимы к словам:
А) ВДРУГ (предложение № 1) – _________________________
Б) МЕЛКИЕ (предложение № 17) – _________________________
3. Из предложений 18-20 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.
Ответ: _________________________
4. Из предложений 14-17 выпишите слова с чередующимися гласными в корне.
Ответ: __________________________________________________
5. Из предложений 17-19 выпишите слова, в которых правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный звук, то в приставке пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук».
Ответ: __________________________________________________
6. Замените словосочетание «ОХОТНИЧЬЮ СУМКУ» из предложения № 9, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: __________________________________________________
7. Укажите количество грамматических основ в следующих предложениях:
А) № 14 – ____________
Б) № 15 – ____________
В) № 19 – ____________
8. Выпишите грамматическую основу предложения № 5.
Ответ: __________________________________________________
9. Среди предложений 1-11 найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ____________
10. Среди предложений 1-8 найдите предложения с вводными словами. Напишите номера этих предложений.
Ответ: ____________
11. Среди предложений 13-18 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ____________
12. Произведите морфологический разбор слова БРУСОЧКОВ (предложение № 14).
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
13. Взаимоотношения человека и животных (природы) всегда были объектом внимания писателей. Расскажите о том, как, по Вашему мнению, должны строиться эти отношения. В качестве аргументов приведите один пример из литературы, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём творческой работы должен составлять не менее 70 слов.
Ответы к тестовой части
1. А – 6, Б – 5, В – 7, Г – 8, Д
– 10.
2. ВДРУГ – ВНЕЗАПНО, НЕОЖИДАННО,
СРАЗУ
МЕЛКИЕ – МАЛЕНЬКИЕ, НЕБОЛЬШИЕ
3. ГРУСТНЫЙ
4. ВОЗРАСТЕ, РАЗДИРАТЬ
5. РАЗДИРАТЬ, РАЗГОВАРИВАЛ
6. СУМКУ ОХОТНИКА
7. А – 2, Б – 2, В – 4.
8. ЗАСЫПАЛ
9. 9
10. 1, 5
11. 14