Вспомним всех поименно,
Сердцем вспомним своим.
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым.
Цель: формировать у ребят высокое патриотическое сознание, верность Отечеству на основе трагического события на озере Ильмень 23 февраля 1943 года; воспитывать у подростков уважительное отношение к ратным подвигам защитников Отечества; содействовать формированию у учащихся чувства долга, гражданской ответственности; поисковая деятельность обучающихся; умение работать в коллективе.
Задачи: воспитание гордости за свою родину; увековечивание памяти воинов, погибших при защите Отечества в годы ВОВ; воспитание чувства уважения к героическим поступкам в военное время.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, доступ в Интернет для показа видеосюжета «Герои битвы на озере Ильмень», книга Д.Д.Петрова «Якутяне в боях на озере Ильмень», презентация урока «Священный Ильмень».
Подготовительный этап: 3 учеников в течение 1 недели работают над поиском информации о событиях на озере Ильмень в Интернете, в республиканской библиотеке, готовятся читать выразительно тексты, вместе с учителем готовят презентацию к уроку.
Область применения: урок мужества.
Ожидаемые результаты: формирование внутренней позиции, включая познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы, воспитание нравственных норм и этического сознания, воспитание гражданственности, патриотизма.
Требования к помещению и оформлению: класс оформлен плакатами ко Дню Победы.
Музыкальное сопровождение: песня «Хайыьар» в исполнении якутского певца Ильдара.
Возрастная категория: учащиеся 10-11 классов
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I. Вступление
Учитель. Читает эпиграф к уроку (слайд 2):
Вспомним всех поимённо,
горем вспомним своим,
это надо не мёртвым,
это надо – живым!Р.Рождественский
Почти полных четыре года шла кровопролитная
война, не имевшая аналога в истории человечества.
Человечество никогда не испытывало таких
бедствий и лишений, какие ему пришлось испытать в
эти годы. В суровые годы войны сыны Якутии
проявили невиданное доселе патриотическое
чувство и как один поднялись на защиту Отечества.
Война явилась для Якутии, как и для всей страны,
тяжелым и жестоким испытанием. Она принесла ей
немало жертв и лишений. Из призванных в армию
более 60 тысяч человек вернулась домой примерно
только одна треть, остальные – около 40 тысяч
сынов Якутии ? пали на полях сражений Великой
Отечественной войны. Иными словами, Якутия
потеряла в этой войне около 70 % призванных в армию
своих лучших людей. Тысячи человек получили
ранения и увечья.
Учитель: (слайд 3) Якутию и Старую Руссу
разделяют огромные расстояния, и потому мало кто
из якутян бывал на берегах озера Ильмень. Но в
Якутске есть улица Ильменьская, а в Старой Руссе
– улица Якутских стрелков. На вопрос, почему она
так названа, ответит любой житель города. А вы,
ребята, знаете почему? (ответы ребят). На фоне
множества боевых операций, где принимали участие
якутяне, особо стоит история битвы на озере
Ильмень.
II. Выступления подготовленных учащихся о событиях на озере Ильмень 23 февраля 1943 года
1 ученик:
Здравствуй, Ильмень!
К вам я прилетел, смятенья полный.
К вам принес
Отцов и матерей
Боль, тоску,
Поклон земли исконной,
Дорогой Якутии моей!
2-й ученик: (слайд 4) В суровые годы войны сыны Якутии проявили невиданное доселе патриотическое чувство и как один поднялись на защиту Отечества. Война явилась для Якутии, как и для всей страны, тяжелым и жестоким испытанием. Она принесла ей немало жертв и лишений. Из призванных в армию более 60 тысяч человек вернулась домой примерно только одна треть, остальные – около 40 тысяч сынов Якутии ? пали на полях сражений Великой Отечественной войны. Иными словами, Якутия потеряла в этой войне около 70 % призванных в армию своих лучших людей. Тысячи человек получили ранения и увечья.
3-й ученик: (слайд 5) Город Старая Русса
находится между Москвой и Ленинградом, в годы
Великой Отечественной войны он имел очень
большое военно-стратегическое значение, фашисты
с первых дней войны через этот город хотели
прорваться к Москве с тыльной стороны, окружив
Ленинград.
С этой целью в результате усиленных
бомбардировок 9 августа 1941 года немцы овладели
Старой Руссой и с этого дня началась 950-дневная
фашистская оккупация.
Перед этим гитлеровцы с варварским упорством
подвергали город жестоким бомбежкам. Т. К.
Некрасов приводит несколько строчек из акта о
фашистских зверствах, в котором говорится, что
":Люди погибали целыми семьями. Город был
охвачен сплошным пожаром".
Старая Русса в боях Великой Отечественной войны
сыграла немаловажную роль. Сражения здесь
происходили ужасные, поглотившие с той и другой
стороны сотни тысяч человеческих жизней.
Гитлеровцы Старую Руссу называли "маленьким
Берлином". Ее расположение являлось для
немецко-фашистских войск очень выгодным
плацдармом для блокирования Ленинграда на его
дальних подступах.
За это время наши войска неоднократно пытались
освободить город, но все эти усилия, не приносили
успеха. Ценой больших потерь (здесь погибло около
полумиллиона солдат и офицеров) Старая Русса
была освобождена 18 февраля 1943 года.
1 ученик: (слайд 6) В 19-й отдельной лыжной бригаде, о которой здесь пойдет речь, было 1712 русских, 597 якутов, 253 украинца, 95 татар, 66 белорусов и около 200 человек других национальностей. Это была по существу воинская часть, сформированная в основном из посланцев Якутской республики. (слайд 7) Бригада в течение нескольких месяцев готовила себя к предстоящим сражениям с немецко-фашистскими захватчиками. Правда, известные трудности возникали в связи с незнанием многими якутами русского языка. Но эти трудности постепенно преодолевались. Большинство якутов довольно быстро усвоило команды и военные термины. Часть наиболее грамотных юношей научилась за это время даже разговорной речи.
2 ученик: (слайд 8) Следует отметить, что бойцам-якутам, которые проходили тогда боевую подготовку на Урале, довелось испытать немало трудностей: перемену климата, физические перегрузки во время батальонных и бригадных учений, недостаточное питание. Однако, несмотря на это, люди, никогда ранее не державшие в руках винтовки, автомата и гранаты, в короткий срок изучили оружие, тактику боя, способы и средства борьбы с врагом.
3 ученик: (слайд 9-10) Воины-якутяне были в составе четырех лыжных бригад, которые намеревались наступать на Старую Руссу с севера через озеро Ильмень под покровом ночи. Однако прямо на льду бойцы-лыжники попали под бомбардировки врага, и там погибло много молодых ребят. Якутские стрелки из 19-й отдельной бригады (12-й стрелковый корпус) 22 февраля 1943 г. выступили на восточный берег Ильменя. Они должны были пройти по озеру 30 километров, выйти на южный берег озера около деревни Ретле и перерезать шоссейную дорогу Старая Русса – Шимск. К пяти часам утра 23 февраля в трех-четырех километрах был замечен берег. Пройдя километра полтора, 1-й, а за ним и 2-й батальоны 19-й бригады развернулись в боевой порядок. В это время подошли аэросани, буксируя за собой артиллерию. Перед батальонами – высокий обрывистый берег. В 200-300 метрах от него находилась оккупированная немцами деревня Ретле, ее атаковал 2-й батальон. Забравшись на берег, утопая в глубоком снегу, под прикрытием темноты бойцы с криком "ура" ворвались в деревню. Завязался короткий, но ожесточенный бой, перешедший в рукопашную. Посланцы Якутии дрались геройски. Немцы не выдержали натиска, отступили в соседнюю деревню Буреги, потеряв значительную часть своего гарнизона. Во второй половине дня 2-й и часть 3-го батальона овладели соседними деревнями Горки и Конечек. Противник силою до двух рот перешел в контратаку из района Буреги – Солобско, но был отброшен. Однако закрепить достигнутые успехи и развить дальнейшее наступление нашим войскам было невозможно, поскольку остальные батальоны (1-й и 3-й) были прижаты ко льду и кромке берега авиацией и пулеметным огнем. Кроме того, противник располагал огромным преимуществом как в людях, так и в технике.Полностью им задачу выполнить не удалось. Враг находился на высоком ильменском берегу, а якутским стрелкам пришлось наступать по ровному льду Ильменя. Укрыться было негде. Бригада попала под сильный обстрел с воздуха. Укрыться людям было негде. В течение всего дня в воздухе постоянно находились от 25 до 32 бомбардировщиков, ими сброшено свыше 10 тысяч авиабомб разных калибров.Многих тогда отважных воинов поглотил Ильмень.
Слайд 11 – аэросани времен ВОВ.
1 ученик: (слайд 12) Поэт Васильев Сергей Степанович – Борогонский уже после войны написал поэму "Священный Ильмень", посвященную погибшим в озере солдатам:
Старый Ильмень,
Ты помнишь их –
Огневых,
Молодых,
Живых.
Поэма-баллада «Священный Ильмень» С. Васильева удостоена республиканской премии имени П.А. Ойунского.
Слайд 13 – озеро Ильмень, где пали воины-якутяне.
III. Об исследованиях Д.Д. Петрова
Учитель: Как же эти страницы
героической истории воинов-якутян стали
достоянием истории?
Видным исследователем, который внес весомый
вклад в исследование проблемы «Якутия в годы
Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», можно
вполне закономерно считать Дмитрия Дмитриевича
Петрова, проделавшего колоссальную работу по
созданию целостной истории Якутии периода войны.
Ученый-историк нашел доселе неизвестные
документы, показывающие боевой путь якутян на
фронтах Великой Отечественной войны, в том числе
наградные листы Н.Кондакова, Н.Степанова,
А.Миронова, В.Захарова, М.Стрекаловского,
представленных к званию Героя Советского Союза.
Ему пришлось провести поистине титаническое
исследование – по крупицам собрать данные о
воинах-якутянах, искать и находить сведения о них
в обширных документах сотен армий, дивизий,
формирований. Эта работа по сложности равноценна
поискам иголки в стоге сена.
(слайд 14) В 1968 году ученый издал книгу «Якутяне в
боях на озере Ильмень» на двух языках, благодаря
которой якутский народ узнал о трагической
гибели нескольких сотен своих сыновей на
древнерусской земле. Одновременно с публикацией
этих документов Д.Д. Петров предпринял очень
смелый шаг – увековечить память павших смертью
храбрых воинов-якутян. Почему смелый шаг? Как
известно, в советское время не принято было
широко и официально пропагандировать вклад
нерусских народов в дело Победы. Пальма
первенства всегда оставалась за русским народом.
Но пуля косила всех, независимо от этнической
принадлежности, и все они делали одно общее дело
– «приближали, как могли этот день Победы». Кроме
того, такие операции, как переход через Ильмень,
были закрытыми темами для широкой публикации,
т.к. они имели негативные моменты, связанные с
массовой гибелью людей и неумением управлять
войсками в подобной ситуации, и надо было иметь
мужество со стороны ученого опубликовать эти
документы.
IV. Память
1 ученик. (Слайд 15) Установление
обелиска воинам-якyтянам на озере Ильмень имеет
свою историю: в 1967 году Петров Д.Д. после
обнаружения архивного материала, повествующего
о судьбе якутян, павших на озере Ильмень, не раз
побывал в Новгородской области. После поездки по
местам боев Петров Д.Д. предложил руководству
Старорусского района и Новгородской области
увековечить память якутян, погибших на озере
Ильмень.
Новгородцы положительно отнеслись к предложению
ученого, приняли решение о сооружении памятника.
Петров Д.Д. выбрал место, где должен был стоять
памятник — на берегу озера Ильмень у деревни
Ретле возле большой шоссейной дороги Москва —
Санкт- Петербург.
(слайд 16) В 1968 году в указанном районе на самом
видном месте был установлен обелиск. На нем
золотыми буквами написано: «Вечная слава
воинам-якутянам, погибшим в боях за освобождение
Старорусского района от немецко-фaшистских
захватчиков в 1943 году».
Слайд 17 – Братская могила в д. Буреги. В эту
могилу перенесены останки погибших воинов,
освободивших от немецких захватчиков д. Ретле 23
февраля 1943 г.
Слайд 18 – В память об отдельной 19-й бригаде одна
из улиц Старой Руссы стала называться
улицей Якутских стрелков.
Слайд 19 – 5 мая 2005 года в Саха
академическом театре им
П. А. Ойунского произошла презентация
фильма «Журавли над Ильменем» (производство
«Сахафильм», режиссёр Н. Аржаков), посвященного
подвигу воинов-якутян. (слайд 20 – кадры из
кинофильма)
2 ученик. Ребята, все вы знаете, что в нашем городе есть улица Ильменская, и все вы наверно не раз проходили мимо сквера-мемориала. Это и есть сквер-мемориал «Журавли над ильменем» (слайд 21). В сквере установлены каменные плиты в виде трех льдин, на которых перечислены имена погибших из 14 улусов и Якутска, и статуя солдата, которая раньше находилась в Музее Великой Отечественной войны. Сквер украшает композиция из семи журавлей у подножия которой из 211 камней выложен курган.. Именно столько воинов - якутян пало в тот день на озере Ильмень. Их было более семисот посланцев из далекой Якутии, составлявших основной костяк 19-й отдельной лыжной бригады.
3 ученик. (слайд 22) Каждый год якутяне
выезжают в Новогродскую область почтить
память земляков, погибиших в 1943 г.
Вот уже в течение 10 лет ежегодно проводится
«Лыжный десант», посвященный памяти
воинов-якутян, в деревне Устрека Старорусского
района, в котором принимают участие студенты и
учащиеся из Старой Руссы, Старорусского района и
Якутии
(слайд 23-24) 19 мая 2000 года в деревне Заднее
Поле состоялось открытие мемориала братского
захоронения воинов-якутян, погибших при штурме
озера зимой 1943 года. Автор проекта — Д.
Саввинов. Нижняя часть памятника, выполненная из
мрамора, символизирует расколотую льдину, по
всему периметру которой располагается шесть
8-метровых стел, изображающих каркас северного
жилища, которое якуты называют ураса. Внутри
сооружения находятся гранитные плиты,
напоминающие саркофаг (так ранее в Якутии
хоронили умерших). Именно на этих плитах и
высечены имена погибших — около 250
фамилий. Но предполагается, что погибло их
намного больше.
V. Просмотр видеосюжета
Учитель. А теперь пришло время посмотреть небольшой видеосюжет об этих событиях (слайд 25 – гиперссылка к вебстранице) http://m.joker.ykt.ru/2015/02/26/geroi-bitvy-na-ozere-ilmen.html?qf=5236808
VI . Заключительное слово
1 ученик (слайд 26)
Старый Ильмень,
Ты помнишь их –
Огневых,
Молодых,
Живых!
Их ночной
Боевой переход…
Как трещал под ногами лед…
Как коварно яснел небосвод,
Приближая зловещий восход…
И внезапно
Налет…
Бомбы…
Бомбы
Терзали лед!
И хлестал,
И сметал
Металл…
И стонал.
Клокотал,
Ал –
От огня
И от крови ран,
Ты, мой Ильмень,
Седой ветеран…
Это был не восход –
Ад…
Ни вперед,
Ни назад!
Сжат,
Умирал,
Утопал
Брат…
А над Леной рыдал
Снегопад.
Ведущий. Дорогие ребята, прошло целых
72 года после этих трагических событий. В этом
году весь мир отмечает 70-летие Великой Победы. И
это еще один повод почтить память и
поблагодарить наших земляков, участвовавших в
великой отечественной войне. Память о погибших
живет в сердцах наших. А теперь, все вместе
помянем их минутой молчания (минута молчания).
Спасибо всем участникам!