Цель урока: дать учащимся знания об особенностях физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное состояние и наоборот, научить школьников понимать механизм этих явлений, объяснить эти процессы с точки зрения молекулярно-кинетической теории.
Задачи урока:
- развитие всех видов памяти, наблюдательности, воображения, образного и логического мышления, исследовательских и творческих способностей;
- ввести понятие испарения, конденсации, скорости испарения;
- создание единой картины мира;
- формирование коммуникативной и эмоциональной культуры.
Оборудование урока: стакан, вода, термометр, лист бумаги, веер, предметные стеклышки, свеча, пипетка, разные жидкости (вода, масло, духи).
ХОД УРОКА
1. Фронтальный опрос:
– Какой процесс называется плавлением?
– Какой процесс называется кристаллизацией?
– Какие явления вы наблюдали сегодня по дороге в
школу?
– Особенности процессов?
– Что такое температура плавления? А
кристаллизации? Их особенности
– Какие процессы должны пройти, чтобы 1 кг воды
при 20 градусах превратился в лед?
2. Объяснение нового материала
Сегодня на уроке мы познакомимся с процессами перехода вещества из жидкого состояния в газообразное состояние. А знакомиться с новыми понятиями и процессами мы будем следующим образом: разобьемся на пять команд и каждая команда получит свое задание, проделав которое, она должна будет предоставить классу краткий отчет.
3. Работа в группах
1 Группа Ученых
Используя параграф 5 пункт 2 подготовьте ответы на вопросы:
- Что такое испарение?
- Как происходит испарение?
Проделайте опыт:
– налейте воду в 2 стакана;
– опустите в них термометры. Измерьте
температуру воды в стакане;
– намочите лист бумаги и оберните один стакан;
– через некоторое время измерьте температуру
воды в стаканах;
– объясните результат
2 Группа Ученых
Используя параграф 5 пункт 2 подготовьте ответ на вопрос: Почему лужи в солнечный день высыхают быстрее, чем в пасмурный?
Проделайте опыт:
– возьмите 2 стекла;
– капните по капле воды на каждое;
– одно стекло подержите над свечей (соблюдайте
технику безопасности!)
– на каком из стекол вода испарится быстрее?
Почему?
3 Группа Ученых
Используя параграф 5 пункт 2 подготовьте ответ
на вопрос: Зависит ли скорость испарения от рода
жидкости? Почему?
Чтобы ответить на вопрос, проделайте опыт:
– возьмите стекла и разные жидкости;
– нанесите жидкости на стекла;
– что вы наблюдали?
4 Группа Ученых
Используя параграф 5 пункт 2 подготовьте ответ на вопрос: Зависит ли скорость испарения жидкости от площади испаряющейся поверхности?
Проделайте опыт:
– возьмите 2 стекла;
– капните по капле воды на каждое;
– на одном из стекол эту каплю размажьте;
– на каком из стекол вода испарится быстрее?
Почему?
5 Группа Ученых
Используя параграф 5 пункт 2 подготовьте ответ на вопрос:. Зависит ли испарение жидкости от движения воздуха над ней?
Проделайте опыт:
– возьмите 2 стекла;
– капните по капле воды на каждое;
– Веером создайте около одного из стекол
воздушный поток;
– на каком из стекол вода испарится быстрее?
Почему?
После обсуждения составить краткий конспект урока. Записать в тетрадях о процессе испарения и его особенностях.
4. Закрепление
Блиц-опрос
- Почему температура воды в стакане, стоящем на столе в кухне всегда немного ниже температуры воздуха в кухне? А если накрыть крышкой стакан, что будет? (При испарении внутренняя энергия жидкости уменьшается. Если нет притока энергии извне, испаряющаяся жидкость охлаждается.)
- Мокрое белье, вывешенное на мороз замерзнет, а через некоторое время все равно высохнет, почему? (Испаряются также и твердые тела, например лед, поэтому белье высыхает на морозе.)
- При выходе из купания мы ощущаем холод, почему?
- В две одинаковые тарелки налит суп: постный и жирный. Какой суп остынет быстрее? А если подуть? (Быстрее испаряется та жидкость, молекулы которой притягиваются с меньшей силой. Ведь в этом случае преодолеть притяжение и вылететь из жидкости может большее число молекул. А если подуем, то увеличим скорость испарения.)
5. Домашнее задание
– параграф 5, пункт 1,2
– сочините сказку, где бы встречались изученные
явления;
– подготовьте сообщения на тему «Что такое град?
Роса? Снег? Облака?»
6. Рефлексия
- Какое задание вам показалось самым интересным?
- Какой вопрос ввел вас в заблуждение?
- Что нового вы узнали на уроке?
Выставление отметок за работу в группах.
– Спасибо за урок.