Урок физики по теме "Испарение и конденсация жидкости". 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8


Цель урока: дать учащимся знания об особенностях физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное состояние и наоборот, научить школьников понимать механизм этих явлений, объяснить эти процессы с точки зрения молекулярно-кинетической теории.

Задачи урока:

  • развитие всех видов памяти, наблюдательности, воображения, образного и логического мышления, исследовательских и творческих способностей;
  • ввести понятие испарения, конденсации, скорости испарения;
  • создание единой картины мира;
  • формирование коммуникативной и эмоциональной культуры.

Оборудование урока: стакан, вода, термометр, лист бумаги, веер, предметные стеклышки, свеча, пипетка, разные жидкости (вода, масло, духи).

ХОД УРОКА

1. Фронтальный опрос:

– Какой процесс называется плавлением?
– Какой процесс называется кристаллизацией?
– Какие явления вы наблюдали сегодня по дороге в школу?
– Особенности процессов?
– Что такое температура плавления? А кристаллизации? Их особенности
– Какие процессы должны пройти, чтобы 1 кг воды при 20 градусах превратился в лед?

2. Объяснение нового материала

Сегодня на уроке мы познакомимся с процессами перехода вещества из жидкого состояния в газообразное состояние. А знакомиться с новыми понятиями и процессами мы будем следующим образом: разобьемся на пять команд и каждая команда получит свое задание, проделав которое, она должна будет предоставить классу краткий отчет.

3. Работа в группах

1 Группа Ученых

Используя параграф 5 пункт 2 подготовьте ответы на вопросы:

  • Что такое испарение?
  • Как происходит испарение?

Проделайте опыт:

– налейте воду в 2 стакана;
– опустите в них термометры. Измерьте температуру воды в стакане;
– намочите лист бумаги и оберните один стакан;
– через некоторое время измерьте температуру воды в стаканах;
– объясните результат

2 Группа Ученых

Используя параграф 5 пункт 2 подготовьте ответ на вопрос: Почему лужи в солнечный день высыхают быстрее, чем в пасмурный?

Проделайте опыт:

– возьмите 2 стекла;
– капните по капле воды на каждое;
– одно стекло подержите над свечей (соблюдайте технику безопасности!)
– на каком из стекол вода испарится быстрее? Почему?

3 Группа Ученых

Используя параграф 5 пункт 2 подготовьте ответ на вопрос: Зависит ли скорость испарения от рода жидкости? Почему?
Чтобы ответить на вопрос, проделайте опыт:

– возьмите стекла и разные жидкости;
– нанесите жидкости на стекла;
– что вы наблюдали?

4 Группа Ученых

Используя параграф 5 пункт 2 подготовьте ответ на вопрос:  Зависит ли скорость испарения жидкости от площади испаряющейся поверхности?

Проделайте опыт:

– возьмите 2 стекла;
– капните по капле воды на каждое;
– на одном из стекол эту каплю размажьте;
– на каком из стекол вода испарится быстрее? Почему?

5 Группа Ученых

Используя параграф 5 пункт 2 подготовьте ответ на вопрос:. Зависит ли испарение жидкости от движения воздуха над ней?

Проделайте опыт:
– возьмите 2 стекла;
– капните по капле воды на каждое;
– Веером создайте около одного из стекол воздушный поток;
– на каком из стекол вода испарится быстрее? Почему?

После обсуждения составить краткий конспект урока. Записать в тетрадях о процессе испарения и его особенностях.

4. Закрепление

Блиц-опрос

  • Почему температура воды в стакане, стоящем на столе в  кухне всегда немного ниже температуры воздуха в кухне? А если накрыть крышкой стакан, что будет? (При испарении внутренняя энергия жидкости уменьшается. Если нет притока энергии извне, испаряющаяся жидкость охлаждается.)
  • Мокрое белье, вывешенное на мороз замерзнет, а через некоторое время все равно высохнет, почему? (Испаряются также и твердые тела, например лед, поэтому белье высыхает на морозе.)
  • При выходе из купания мы ощущаем холод, почему?
  • В две одинаковые тарелки налит суп: постный и жирный. Какой суп остынет быстрее? А если подуть? (Быстрее испаряется та жидкость, молекулы которой притягиваются с меньшей силой. Ведь в этом случае преодолеть притяжение и вылететь из жидкости может большее число молекул. А если подуем, то увеличим скорость испарения.)

5. Домашнее задание

– параграф 5, пункт 1,2
– сочините сказку, где бы встречались изученные явления;
– подготовьте сообщения на тему «Что такое град? Роса? Снег? Облака?»

6. Рефлексия

  • Какое задание вам показалось самым интересным?
  • Какой вопрос ввел вас в заблуждение?
  • Что нового вы узнали на уроке?

Выставление отметок за работу в группах.

– Спасибо за урок.