Тип урока: комбинированный урок.
Цель: формирование умений применять на практике основные приемы ввода и редактирования текста.
Задачи:
- Образовательные:
- формировать знания об основных понятиях, используемых при редактировании;
- формировать умение использовать приемы простого редактирования документов;
- Развивающие: способствовать развитию аналитических умений, пользовательских навыков работы с компьютером;
- Воспитательные: формировать информационную культуру учащихся, воспитывать умение работать в группе.
План урока:
I. Организационный момент (1-2 мин.)
II. Актуализация знаний (5 мин.)
III. Постановка проблемы (2 мин.)
IV. Изучение нового материала (10 мин.)
V. Закрепление изученного (50 мин.)
VI. Практическая работа (15 мин.)
VII. Подведение итогов (5 мин.)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности к уроку (наличие тетрадей, учебников и др.) определение отсутствующих учащихся.
II. Актуализация знаний
– Какие программные средства
используются для работы с текстом? (Текстовые
редакторы и текстовые процессоры)
– В чем отличие текстового редактора от
текстового процессора? (Текстовый процессор
обладает более широкими возможностями
редактирования и создания таблиц,
диаграмм, схем и рисунков, позволяют включать
в документ фотографии и звуковые фрагменты)
III. Формулирование проблемы, целей и задач
– Выполняя домашнее задание, семиклассник Ваня Иванов составил следующий текст:
Информационные объекты
Естьнесколько видв информации .
Основные из них – графическая , текстовая,
звуковая.В соответствии с видами информации
выделяются информационные объекты –
изображение, текст, звук.
Инфомацонные обьекты имеют свои признаки –
назавание, форму, размер и другие. (Приложение
1, слайд 1)
– Что вы заметили? (Большое
количество ошибок в тексте)
– Попробуйте определить тему урока?
– Очень часто при наборе текста с клавиатуры в
нем появляются ошибки и неточности. Сегодня вам
предстоит выяснить, какие ошибки бывают, и какие
способы их устранения существуют.
(Приложение 1, слайд 2)
IV. Изучение нового материала
– Основной режим работы текстового
процессора – ввод–редактирование
текста.
– Набор или ввод текста, как правило,
осуществляется с клавиатуры. Клавиатура условно
делится на 2 части – для правой и левой рук.
Каждый палец «закреплен» за определенными
клавишами. Для изучения расположения букв на
клавиатуре и формирования навыка клавиатурного
письма существуют специальные программы –
клавиатурные тренажеры.
(Приложение 1, слайд 3)
Примером клавиатурного тренажера является программа «Руки солиста» (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, адрес http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/e66d4719-53e2-43e8-b493-78766646c3c1/77774/)
Задание №1. Составление
памятки «Типы ошибок и способы их устранения»
Работа в группах
В приведенном фрагменте текста
определите тип встречаемой ошибки.
Укажите действия, необходимые для ее устранения.
Текст №1 (лишний символ)
В начатле XV века с Иоганн Гуттенберг изобрел книгопечатание. Осночвная идея Гуттенберга – наборт текста из подвижных и заменяемых литер и получении оттиска с помощью печатного станка.
Тип ошибки: __________________________
Способ исправления: ___________________
Текст №2 (пропущенный символ)
Первые книги вМоскве были напечатаны при Иване Грозом. В 1563 году первопечатнк Иван Федоров возглавил гсударственную типографию, которая вошла в историю под названием Московского печтного двора.
Тип ошибки: __________________________
Способ исправления: ___________________
Текст №3 (ошибочный символ)
Первые текстовые редакторы были командными. Оператор должен был в диалоговом режиме набрать соответствующие команды и через некоторое время результат отображался на экране монитора. Примером такого редактора может служить разработанный 1975 году редактор TECO.
Тип ошибки: __________________________
Способ исправления: ___________________
Заполнение таблицы.
Типы ошибок | Способы устранения |
Лишний символ |
Вариант 1. |
Пропущенный символ |
Установить курсор на место
вставки символа. |
Неверный символ |
Вариант 1. |
(Приложение 1, слайд 4)
V. Закрепление изученного
– Редактирование документа
производится путем копирования, перемещения или
удаления фрагментов, перестановки частей
документа, слияния нескольких файлов в один.
После выделения фрагмента текста и ввода команды
Копировать выделенная часть
документа помещается в специальную область
памяти – буфер обмена.
Команда Вставить позволяет
поместить фрагмент документа, хранящийся в
буфере обмена в указанное место.
Для многократного копирования фрагмента
достаточно несколько раз повторить команду Вставить.
Перемещение позволяет вставить копии
выделенного фрагмента в указанные места
документа, но удаляет сам выделенный фрагмент.
Задание №2. Заполните таблицу.
Состояние документа | Операция редактирования |
||
Копирование |
Перемещение |
Удаление |
|
Документ до: |
информатика |
информатика |
информатика |
Документ после: |
|
|
|
Сравнение с образцом
Состояние документа | Операция редактирования |
||
Копирование |
Перемещение |
Удаление |
|
Документ до: |
информатика |
информатика |
информатика |
Документ после: |
информатика |
интика |
интика |
(Приложение 1, слайд 6)
VI. Практическая работа
Выполнение практической работы «Ввод и редактирование текста» (Приложение 3)
VII. Итог урока
– Что нового вы сегодня узнали на уроке, и чему удалось научиться? Что показалось трудным, было непонятно?
Список литературы:
- Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2013.Богомолова О.Б. Создание документов в Open Office.org Writer: практикум. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 148 с.
- Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 8 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 95 с.
- Дидактические материалы к урокам по OpenOffice// http://younglinux.info/cards/text1.pdf
- Зорина Е.М. Информатика: 8 класс: тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь / Е.М. Зорина, М.В. Зорин. – М.: Эксмо, 2010. – 96 с.
- Могилев А.В. Технологии обработки текстовой информации. Технологии обработки графической и мультимедийной информации /А.В. Могилев, Л.В. Листрова. – СПб: БХВ-Петербург, 2010. – 304 с.
- Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. – Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Соловьева Л.Ф. Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса. – СПб.: БХВ-Петербург, 2011. – 288 с.