Методика использования видеоматериалов на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Сегодня использование и применение видеоресурсов становится очень востребованным и эффективным приемом в обучении школьников английскому языку.

Для действительно эффективного использования видео на уроке нужно убедиться в том, что:

  1. Содержание используемых видеоматериалов соответствует уровню общей и языковой подготовленности учащихся.
  2. Длительность используемого видеофрагмента не превышает реальные возможности урока или этапа урока.
  3. Ситуации видеофрагмента предоставляют интересные возможности для развития языковой, речевой, социокультурной компетенции учащихся.
  4. Контекст имеет определенную степень новизны или неожиданности;
  5. Текст видео сопровождается четкой инструкцией, направленной на решение конкретной учебной задачи, понятной ученикам и оправданной логикой урока.

Иногда учителя сетуют на то, что в процессе просмотра видео учащиеся отвлекаются от урока, плохо себя ведут, воспринимают начало просмотра как сигнал к развлечению. Конечно, ситуации могут быть разными, но чаще подобные ситуации возникают, когда преподаватель:

• не учел реальные интересы и возможности учащихся при выборе видеофрагмента;
• недостаточно четко объяснил цель задания и то, как его выполнение будет оцениваться или повлияет на ход дальнейшей работы;
• не сумел продумать дифференцированные задания для успешного их выполнения;
• первый раз использует видео;
• сам не уверен в необходимости  и эффективности такой работы.

Можно использовать такие видеоматериалы, как:

1) учебное видео;
2) художественные и документальные фильмы;
3) мультфильмы;
4) видеозаписи телевизионных новостей и других телепередач;
5) музыкальные видеоклипы;
6) рекламу;
7) видеоэкскурсии  по различным городам и музеям мира;
8) различные компьютерные программы с видеорядом и т.д.

Эффективность использования видеофильмов зависит от эффективной организации занятий.

Учебные задачи, которые можно решать с помощью видео:

1. Повторение лексики и расширение словарного запаса.

1) Для этого используем видео фрагмент от 30 секунд до1минуты, в котором представлены предметы, действия или характеристики по лексической теме. Лучше, чтобы видео сопровождалось музыкой или англоязычным текстом. Можно также использовать видеофрагмент с текстом на родном языке, убрав звук.
2) Учебная группа делится ее на подгруппы или пары, каждая из которых получает свое задание. Задания не обязательно должны быть разными. Они могут дублироваться для нескольких групп или пар.
3) Учащиеся смотрят видео, где представлены разные животные (профессии, цвета, люди, совершающие различные действия). Затем обсуждают в группах (парах) увиденное. При необходимости они могут пользоваться словарем или обращаться за помощью к учителю.
4) Например: назовите по-английски животное, которое вы увидели;
скажите, что делает слон; кто по профессии человек, которого вы увидели; какие желтые предметы вы увидели и т.д.
5) Потом учащиеся отвечают на вопросы. Учитель заранее предупреждает, что они посмотрят видео еще раз и должны будут проверить, насколько правильно группа выполнила свое задание.
6) Затем все смотрят отрывок второй раз и проверяют правильность ответов.

2. Видео можно использовать и для введения новых лексических единиц или новой лексической темы.

Можно показать животных в зоопарке или в их среде обитания, что произведет гораздо более яркое впечатление и будет способствовать лучшему запоминанию, чем при работе с учебником.
Как в этом случае, для задания “опишите картинку” можно использовать функцию “пауза”, чтобы у учеников была возможность разглядеть все детали на экране.

3. Обучения пониманию речи на слух.

Можно сказать, что использование видео для обучения аудированию имеет свои положительные и отрицательные стороны.

С одной стороны, видеозапись, по сравнению с аудиозаписью, носит более эмоциональный характер – ученики не только слышат, но и видят говорящих, их мимику и жесты, а также получают информацию о контексте происходящего — месте действия, возрасте участников и пр.

С другой стороны — все эти факторы отвлекают ученика от собственно речи, и он может увлечься происходящим на экране, вместо того, чтобы сосредоточиться на аудировании.

Поэтому, особенно на начальном этапе, ученики перед просмотром должны получить четкое задание, на выполнении которого они должны будут сосредоточиться.

4. Использование видеодиалогов (в течение 5-15 минут) с целью тренинга аудирования и выработки навыков чтения.

Вариант А

1) Учитель выбирает фрагмент из фильма длиной 1-2 минуты, который состоит из четко проговариваемых реплик, простых по форме и содержанию.
2) Выписывает каждую реплику на отдельную карточку, пометив, какому персонажу она принадлежит.
3) Разбивает класс на несколько групп и каждой группе дает полный комплект карточек, содержащих диалог.
4) Группа должна посмотреть отрывок не заглядывая в карточки, а затем поставить реплики в том порядке, как они встречались в записи.
5) После этого нужно посмотреть отрывок повторно, проверяя правильность порядка реплик. При необходимости нужно делать паузы.

Вариант B

Ученики в группе тренируются в чтении диалога.

Вариант С

Учитель включает запись без звука, и ученики озвучивают диалог на экране
Возможные задания:
• Учащиеся раскладывают карточки в том порядке, который они считают правильным, перед просмотром, а затем проверяют верность своей догадки.
• Диалог дается не на карточках, а на одном листе, и им нужно  пронумеровать реплики в порядке появления.

Вариант D

1) Учитель выбирает отрывок из художественного фильма (продолжительность1-3минуты,) в котором беседу ведут 3-5участников. Лучше, чтобы ученики были знакомы с персонажами.
2) Учитель готовит два списка — имен персонажей и их реплик в произвольном порядке. У каждого учащегося должна быть своя копия.
3) Если невозможно сделать копии, списки записываем на доске.
4) Учитель объясняет ученикам, что отрывок будет показан без звука и их задачей будет расположить реплики по порядку, а также разобраться, кто что говорит.
5) Далее учитель показывает видеофрагмент без звука. Учащиеся работают в парах, восстанавливая последовательность реплик и кому они принадлежат.
6) Затем учитель показывает отрывок со звуком, а ученики проверяют правильность своей работы.
7) Диалог читается и обсуждается с классом.

5. Проектная работа, исследование.

Просмотром видеоматериалов можно завершать цикл уроков по какой-либо теме или проблеме. Учащиеся заранее получают задание для изучения конкретного материла . Это помогает подготовить их к просмотру видео.

Работа с видеосюжетом далее открывает перспективы понимания данной темы, содержит элемент новизны .

6. Использование видеоматериалов с целью поиска языковой информации.

Эти задания ориентированы на поиск, вычленение, фиксирование, трансформацию определенного языкового материала: лексики, грамматики, фонетики. При этом, содержание упражнения обеспечивает степень эффективности выполнения задания.

Формулировки заданий могут быть такие:

Вариант А

Просмотрите видеофрагмент и…

1) Подберите английские (немецкие, французские и т.д.) эквиваленты к следующим русским словам и выражениям;
2) Подберите русский эквивалент к следующим английским / немецким и т.д.словам и выражениям;
3) Заполните пропуски в предложениях нужными словами и выражениями;
4) Запишите все прилагательные, которые употреблялись в видеосюжете с
существительным “школа” (все глаголы, которые употреблялись с существительным “работа” и т.д.);
5) Запишите глаголы из приведенного ниже списка в той грамматической форме, в которой они были употреблены в тексте; с какой интонацией произносилось слово в тексте; из приведенного ниже списка выражений отметьте те, которые (не) употреблялись в тексте видео.

Вариант  B

Задания, направленные на развитие навыков говорения.

Следующие приемы работы с видео направлены на развитие умений монологической речи:

Возможные задания:

1) Дать описание при отсутствии изображения, при сохранении  звука.
Задания на описание:
- предполагаемой внешности героев и их одежды;
- предметов, которые могли находиться рядом;
- места событий;
- характера взаимоотношений между персонажами и т.д.
Все эти задания представляют собой тип монолога — описание  особенностей  людей, предметов и т.д.

2) Задания, на использование кнопки “ ПАУЗА”.
Предлагает учащимся высказать предположения о дальнейшем ходе развития  событий.  Это связано с развитием умений: определение и установление  смысловых  связей текста, и их развитие.

3) Задания, на воспроизведение увиденного в форме рассказа, сообщения и т.д.

4) Задания для развития навыков диалогической речи, например: выключение звука при сохранении изображения с последующим воспроизведением предполагаемого текста. вопросы.

5) Обзор мнений потребителей (продолжительность 30 минут)
• Учитель выбирает рекламу товара или услуги, которая может заинтересовать учеников.
• Раздает анкету, отвечая на вопросы, в которой  можно  выяснить, сколько времени (в   день, в неделю, в месяц) в среднем  они   смотрят телевизор.
• Учитель делает предупреждение,  что   покажет  рекламный ролик. На доске записывает вопросы, на которые надо ответить:
- What is the message?
- What target audience is the message aimed at?
- Are you part of the target audience?
- Do you find the message convincing?
• Ученики просматривают рекламу.
• Учащиеся в группах обсуждают свои ответы на
• Ученики  просматривают  ролик ещё  раз, чтобы можно было убедиться  в правильности ответов.

6) Заполните видеопропуск (продолжительность 10-15 минут)
• Учитель подбирает отрывок, в котором четко просматривается  сюжетная
линия. Записывает его начало и конец (длиной примерно по минуте).
• Объясняет классу, что будут показаны два отрывка. Задача учащихся  — написать историю, которая связывала бы эти отрывки.
• Ученики смотрят первый отрывок.
• Учащиеся (в группах) обсуждают ситуацию и персонажей (и представитель группы высказывает мнение группы).
• Далее ученики смотрят второй отрывок. Порядок обсуждения такой же.
• Сравнивают  два отрывка — место, события, отношения персонажей и пр.
• Каждая группа сочиняет историю, соединяющую эти два события.
• Представитель каждой группы зачитывает (или рассказывает)  свой  вариант.
• Учащиеся сравнивают убедительность и другие достоинства рассказа.
• Ученики смотрят весь отрывок целиком, затем сравнивают  свои  истории  с оригиналом.

7) Создайте видеоклип (продолжительность 40-50 минут)
• Учитель подбирает музыкальный видеоклип, лучше  такой,  который  класс не видел. Учитель записывает  слова песни, делает анкету из двух частей:  в первой — вопросы по тексту   песни  и  ее  исполнению,  а  во   второй  —  по сопровождающему ее видеоряду.
• Раздает слова ученикам. Обсуждаются настроение и содержание песни.
• Раздает анкету. Учитель предупреждает класс, что сначала они будут  только слушать песню, поэтому отвечать надо на первую часть анкеты.
• Проигрывается песня в  формате видео, при этом изображение закрывается.
• Учащиеся в группах обсуждают, каким изображением они сопроводили бы те или иные части песни (вторая часть анкеты).
• Группы рассказывают, какой видеоклип они сделали бы для этой песни.
• Учитель показывает видео.
• Класс отвечает на вопросы:

Is the video what they expected?

Did anything in the pictures surprise them?

Do the pictures add to their understanding of the song?

Which do they prefer - listening only or watching the music video?

• Видео демонстрируется  еще раз, чтобы прояснить спорные моменты.

В заключение можно отметить, что такие методы и приемы использования видео на уроке иностранного языка и во внеурочной деятельности открывают уникальные возможности для учителя и учащихся с целью формирования социокультурной компетенции как одной из составляющих коммуникативной компетенции в целом.
Помимо содержательной  стороны общения, видео содержит визуальную информацию о месте события, внешнем  виде  и невербальном поведении участников общения в конкретной ситуации.

Эффективность использования видеофильма при обучении речи зависит не только от точного определения его места в системе обучения, но и от того, насколько рационально организована структура видеозанятия, как согласованы учебные возможности видеофильма с задачами обучения.