Предварительная подготовка.
- Формируются группы учащихся: идеологи, особисты, законодатели, политики, гуманисты-правозащитники, которые готовят материал по отдельным вопросам из курса истории 30-х гг. с применением книги А.И.Солженицына “Архипелаг ГУЛАГ”.
- Каждая группа должна в обязательном порядке иметь на своём месте указательную карточку.
- Группе гуманистов-правозащитников (сильные учащиеся) необходимо заблаговременно дома изучить материал параграфа 25.
Цели.
- Охарактеризовать тоталитаризм и выяснить причины утверждения в СССР тоталитарного режима, проанализировать Конституцию СССР 1936 года.
- Работать над умением анализировать, обобщать, делать выводы, работать с текстом учебника и дополнительной литературой, делать оценочные выводы, высказывать и доказывать своё мнение.
Понятия: тоталитаризм, тоталитарная система, ГУЛАГ, культ личности.
Оснащение.
- Учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г., Брандта М.Ю “История России. ХХ - начало XXI века” 9 класс, М., “Просвещение”, 2014 г.
- Компьютер, проектор, колонки.
- Раздаточный материал. (Приложение 1)
Тип урока: изучение нового материала.
План
1) Самоопределение к деятельности.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичное закрепление.
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Самоопределение к
деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. |
- Здравствуйте, дети! Мы начинаем урок истории. Я подготовила для вас сегодня много интересных и познавательных заданий, надеюсь, что мы вместе сможем решить все поставленные задачи и преодолеем все трудности. А для этого необходимо быть собранными, внимательными, любознательными и самое главное – активными! Давайте пожелаем друг другу успеха! | |
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания” |
1. Проверка домашнего задания. Сделать соответствия. 2. Проверка выполненной работы у доски Повторение - Каким было отношение большевиков после событий в Кронштадте к общественной, духовной жизни? - Какой вывод можно сделать по состоянию духовной жизни советского общества в 20-е гг.? |
1. Учащиеся делают соответствия в
Рабочем листе №1; 1 ученик – на мультимедийной доске. Устные ответы учащихся о духовной жизни советского общеста. |
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока, задач на урок. Формирование навыков аналитического мышления, умение делать выводы. |
- Но население Страны Советов
пело песни о светлом будущем, о том, как хорошо в
стране советской жить. Включение музыкального трека. Слушание отрывка “Песни о Родине” (сл. В.Лебедева-Кумача, муз. И.Дунаевского) Широка страна моя родная, http://www.audiopoisk.com/track/isaak-dunaevskii/mp3/6iroka-strana-moa-rodnaa - Ребята, нет ли здесь противоречия? А так ли вольно дышалось в 30-е годы в нашей стране? И имелась ли возможность вообще в те годы жить счастливо? - И тема сегодняшнего урока звучит так: “Политическая система СССР в 30-е гг. ХХ века”. - Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать? - Тема сегодняшнего нашего урока важна для нас, потому что многие явления того периода находят отголоски сейчас. И вам, новому поколению, нужно осмыслить и понять корни этих явлений, чтобы навсегда очистить от них общество, чтобы нашу Родину сделать свободной, демократической, открытой. Сегодня нам очень важно выяснить, как же сложилась командно-административная система управления, корни которой и до сих пор дают о себе знать в экономике, политике и нравственности, в образе жизни и массовом сознании, что показывает и доказывает, насколько глубоки и серьёзны те деформации, которые претерпело всё наше общество от сталинизма. Мы перелистаем те страшные страницы истории, к которым привёл сталинизм, о массовых репрессиях, о свёртывании демократии. |
- Противоречие есть, потому как в
идеологии, навязываемой массовой культуре
(песни, стихи, постановки), то есть де-юре – было
строительство прекрасного (!!!) социалистического
государства, а на деле - де-факто – усиление
позиции партии, партийного аппарата, навязывание
большевистской идеологии. Запись темы в тетрадь. Ответы учащихся. (Возможные: рассматривать развитие партийной системы, процессы в обществе до начала Великой Отечественной войны, отношения власти и общества).
|
Физкультминутка Цель: мотивационный настрой |
Физкультминутка (учитель
комментирует): - Мы будем пробираться через тернии исторических фактов, покажите, как нужно пробираться через кустарники (взмахи руками, имитация расчистки пути). Вот вам встречается враг – или вы его или он вас! Что вы сделаете в данном случае? Правильно, лучше нанести превентивный удар. Сделайте выпад одной рукой вперёд, другой вперёд! Враг побеждён! Одними руками трудно пробраться, расчищайте дорогу и ногами влево, вправо, притаптывайте кустарник. Всё, мы на свободе! Теперь спокойно отряхните с себя листья и ветки. Потренировались, а теперь к действиям. |
Выполнение физкультминутки |
IV. “Открытие” учащимися новых
знаний Цель. Выяснить особенности тоталитарного режима |
- Итак, нам необходимо создать
образ политической системы 30-х гг. ХХ века. Мы
будем работать в группах. Группы такие: идеологи,
особисты, законодатели, политики,
гуманисты-правозащитники. У каждой группы есть свой пакет документов. (Приложение 1), которые необходимо распределить между собой, изучить, сделать отчётное выступление. Кроме этого перед началом выступления группа выделяет одного человека-редактора, который будет заполнять нашу общую газету. Поиск в интернете Солженицыне. |
Поиск учащимся сведений в
Интернете о Солженицыне https://ru.wikipedia.org Работа в группах 5-6 минут. Выступление с отчётами. |
V. Первичное закрепление Цель. Закрепить знания о политической системе 30-х гг. |
- Какие изменения произошли в
карательных органах в 1934 году и с чем это связано? - Имеются ли данные о массовых репрессиях в нашем регионе и их масштабах? - Что вы можете сказать о репрессиях среди военных, которые приняли широкие масштабы к середине 30-х гг.? - Было ли сопротивление сталинизму, и в чём оно выразилось? Страна шла в своём цивилизационном развитии вверх, но не во всех сферах жизни общества. Если в промышленном производстве мы догнали ведущие кап.страны, то в политическом направлении – мы откатились от элементов демократии хуже, чем при царском режиме. |
Ответы учащихся. |
VI. Включение новых знаний в
систему знаний и повторение Цель. Включение нового |
Сегодня у нас с вами состоялся
разговор на очень важную и проблемную тему. Мы вместе сделали попытку разобраться, как происходило свёртывание демократии, каковы последствия массовых репрессий. Эти мрачные явления исторического прошлого затронули многих ваших родственников и знакомых. В сегодняшнем мире мы утверждаем демократическое общество. В недалёком будущем вы будете принимать самое непосредственное участие в общественной и политической жизни страны, так постарайтесь сделать всё необходимое, чтобы не повторились те страшные 30-е годы ХХ века. |
Пресс-группа знакомит со своим репортажем и показывает свои заметки. |
VII. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |
1. Составление синквейна о сути
политической системы 30-х гг. (тоталитаризм,
жёсткий контроль и т.д.) 2. - Что понравилось на уроке? - Что запомнилось? - Что оказалось сложным? - Оценка действий на уроке. |
Составление синквейна. Ответы учащихся |
Домашнее задание | Мы хорошо сегодня поработали, но
и это ещё не всё. Трудиться нужно всегда и потому,
через тернии к звёздам – наше домашнее задание: на слайде §25, вопросы и задания; Написать эссе (мини-сочинение) на тему “Я не хотел бы жить в СССР в 30-е годы, потому что…” |
Запись домашнего задания. |