Цель урока: прививать интерес к традиционной культуре России через знакомство с искусством керамического изделия.
Задачи:
- образовательные : формировать у школьников представления о разнообразии и выразительности решения образа в фигурных керамических сосудов скопинских мастеров. Знакомить с технологией изображения и декора сосудов сложной конфигурации мастерами из Скопина; стимулировать мотивацию к творчеству;
- развивающие : развивать у детей творческие способности рисования на основе вариации и импровизаций мотивов керамики Скопина;
- воспитательные : воспитать чувство патриотизма, гордости за народных мастеров – умельцев; продолжать воспитывать интерес к познанию искусства.
Оборудования: фломастеры, карандаши, акварель, листы с силуэтами посуды, кисточка, баночка для воды. Иллюстрации, ТСО, слайды с изображением изделий Скопина.
Ход урока
1. Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Карандаш, альбом и краски.
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
2. Отгадайте загадку
Гончар для меня
Разведет жаркий пламень.
Сухая, я твердой бываю – как камень.
Размочат – как тесто,
Податливой буду.
Могу превратиться
В игрушку, в посуду.
Лечебными свойствами
Очень богата.
Меня отыскать вам
Поможет лопата.
Я белая, красная и голубая.
Узнали, ребята, кто я такая?
Ученик: Глина (2 слайд).. Презентация
Учитель: Правильно. Ребята, а как вы думаете, что мастера, (люди) могут делать из глины?
Ученик: Игрушки, посуду, кухонная утварь: кувшины, тарелки.
Учитель: На прошлых уроках мы с вами знакомились с такими глиняными игрушками как дымковская и каргопольская. (3 слайд, 4 слайд)
Ребята, а кто-нибудь из вас знает, что такое керамика? (5 слайд)
Ученик: (изделия из обожженной глины, гончарное производство) (6 слайд).
Учитель: Мастера делали кувшины (12 слайд), кумганы (13 слайд) , квасники (14 слайд), украшенные диковинными зверями и птицами.
Сегодня мы познакомимся с новым видом изделия, как Скопинская керамика (7 слайд). Но перед этим мы отправимся путешествие в Страну Гончарию – так любовно называют небольшой город Скопин в Рязанской области.(8 слайд) Этот город издавна славился гончарными изделиями. И полагают, что название промысла связано с птицей Скопой (9 слайд), (10 слайд), которая водится в здешних болотах.
Традиции древнего гончарного промысла отразились в произведениях скопинских мастеров.
Ребята, посмотрите на доску и обратите внимание на каждое изделие. (11 слайд)
Мастера делали кувшины (12 слайд), кумганы (13 слайд), квасники (14 слайд), украшенные диковинными зверями и птицами.
Каждая часть изделия создается отдельно и тщательно прорабатывается. Готовые фигуры покрываются цветными поливами разнообразных оттенков, что придает работам еще большую декоративность.
Ребята, откройте книгу на странице 86–87-й, и посмотрите на изображение Скопинской керамики
Что интересного вы увидили?
Ученик: Лев, кувшин “петушок”, подсвечник, квасник, декоративный сосуд.
Учитель: Какое отличие у этих изделий?
Ученик: Формой, цветом.
Учитель: Какими цветами покрыты эти изделия?
Ученик: Зеленой, коричневой
Учитель: Правильно. Скопинскую керамику отличает соединением скульптурных образов с формой сосудов. В произведениях поражает художественная фантазия, которая помогает создавать живые образы и выразительную пластику.
Народное восприятие мира, как единства природы человека, формы живой и формы предметной получило отражение и в скопинских сосудах.
Сказочный сосуд раскрывается чашечкой цветка или оборачивается, как в сказке, то зверем, то птицей, то рыбой. (15 слайд). Разнообразные скульптурные изображения на месте ручек слиты с формой кувшина.
Ребята, кто подготовил дополнительную информацию о скопинской керамике? (Рассказы детей о скопинской керамике).
Музыкальная физминутка.
Учитель: Сегодня на уроке мы попробуем передать изображение скопинских мастеров через рисунок.
Но перед этим мы с вами вспомним правила безопасности работы с красками, кистью и карандашами. (16 слайд)
На столах у вас лежат шаблоны изображения скопинской посуды. Какие цвета вы будете использовать в своей работе.
Ученик: Зеленую, коричневую.(ребята выполняют работы)
(В конце урока выставка работ)
Итог урока.
Учитель: О чем мы сегодня говорили? (17 слайд)
Ученик: О скопинской керамике.
Учитель: Откуда родом это изделие?
Ученик: Из города Скопина, Рязанской области.
Учитель: С названием какой птицы получило изделие такое название?
Ученик: Птицей Скопой.
Учитель: Что вам больше всего запомнилось в ходе урока? (Ответы учеников)