Мастер-класс это самое открытое испытание конкурса, поскольку на нем присутствуют все желающие: участники конкурса, члены жюри и оргкомитета, учителя школ, в которых проводились конкурсные уроки, представители прессы...
Импровизированный класс подбирает сам конкурсант из своих коллег – участников конкурса можно работать с целым залом.
Что же такое мастер-класс? Что его отличает от обычного урока? Кто-то склонен думать, что мастер-класс – это все-таки шоу, спектакль и потому не может считаться серьезным конкурсным испытанием, но в большинстве своем и конкурсанты, и члены жюри, и методисты уверены в противоположном.
Задача участника – мобилизоваться перед занятием, сосредоточить усилия на раскрытии своих интеллектуальных ресурсов. Безусловно, без соответствующей психологической подготовки работать на сцене с группой взрослых и держать внимание большой профессиональной аудитории – трудно. Победу в таком испытании одерживают педагоги, обладающие не только высокими профессиональными, но и незаурядными личностными качествами.
Давать рекомендации по проведению мастер-класса – дело трудное и очень ответственное. Сколько методистов, столько и подходов к этой форме работы. И все-таки мы отважимся изложить некоторые советы участникам и организаторам конкурса.
Мастер-класс – это передача мастером опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего путем прямого и комментированного показа приемов работы.
Цель мастер-класса как конкурсного соревнования – представление конкурсантом наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач.
При каких условиях можно прогнозировать результативность мастер-класса?
Как известно, технология мастер-класса представляет собой структуру, которая включает следующие взаимосвязанные блоки: цель научной идеи, последовательные действия учителя и ученика, критерии оценки и качественно новый результат.
Пример пошагового алгоритма технологии мастер-класса.
1-й шаг. Презентация педагогического
опыта мастера: краткое обоснование основных идей
опыта.
2-й шаг. Определение основных приемов работы,
которые Мастер будет демонстрировать
слушателям.
3-й шаг. Имитационная игра; занятие со
слушателями, на котором учитель демонстрирует
приемы эффективной работы с учащимися с
использованием конкретного содержания предмета.
4-й шаг. Моделирование.
4.1 Мастер выполняет роль консультанта,
организует самостоятельную деятельность
слушателей, по разработке собственной модели
урока в режиме технологии урока Мастера и
управляет ею.
4.2. Обсуждение авторских моделей урока.
5-й шаг. Рефлексия.
Таким образом, Мастер раскрывает авторскую
систему работы по своему предмету. Это занятие не
должно быть обычным, рабочим, состоящим из
известных этапов, приемов, действий.
Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм. В большинстве своем она основывается как на интуиции ведущего специалиста, так и на восприимчивости слушателя.
Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас».
Рекомендации по подготовке мастер-класса
1. Выберите ведущую педагогическую идею,
которую вы хотите проиллюстрировать на
мастер-классе и свяжите ее с темой.
2. Определите цели и задачи в связи с темой,
которые вы хотите достигнуть на мастер-классе.
3. Придумайте проблему, вопрос, парадокс, вводящие
в вашу тему занятия и представляющие интерес для
«учащихся».
4. Подберите технические средства (минимально) и
различные формы работы к данным целям и задачам.
5. Придумайте неожиданные предметы или открытия в
обычном удивительного, которые раскрывают
ведущую педагогическую идею.
6. Включите фантазию, придумайте интересный
замысел мастер-класса.
7. Составьте подробный план занятия.
8. Тщательно проверьте технику и работу
микрофонов перед началом мастер-класса.
9. Расставьте стулья, столы и доску так, как вам
нужно.
10. Когда все готово дайте команду
организаторам, что можно начинать.
Рекомендации по проведению мастер-класса
1. Старайтесь говорить не громко и не
тихо, но внятно и с разными интонациями
2. Сами говорите только в микрофон и следите,
чтобы ученики тоже давали ответы в микрофон,
чтобы слышали все в зале.
3. Нельзя весь мастер-класс читать лекцию.
4. Не превращайте мастер-класс только в игру. Одна
форма работы на мастер-классе неприемлема.
5. Проявляйте специфику предмета (иногда к концу
урока зрителям и жюри не понятен предмет
преподавания).
6. Это урок не для профессионалов данного
направления. Задача — прояснить сложное,
затронуть общечеловеческие ценности, проблемы,
которые волнуют всех.
9. Не добивайтесь долго того ответа, который
вам нужен. А если получили его раньше не
продолжайте двигаться в эту сторону.
10. Старайтесь показывать не только себя, но и
учеников.
11. Не бойтесь задавать трудные вопросы.
12. Проведите в конце краткий анализ занятия с
«учениками».