Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Вид урока: традиционный.
Используемые технологии: интерактивная деятельность (коллективная и индивидуальная работа), здоровьесберегающие технологии.
Цель урока: систематизация знаний о грамматических признаках разных частей речи.
Задачи урока:
- Образовательные:
- актуализировать знания учащихся по самостоятельным и служебным частям речи;
- учить определять грамматические признаки самостоятельных и служебных частей речи;
- учить по грамматическим признакам определять часть речи;
- учить определять синтаксическую роль разных частей речи;
- учить различать категорию состояния и омонимичные части речи;
- учить применять на практике знание орфоэпических норм;
- учить объяснять правила постановки знаков препинания в сложных предложениях;
- учить формулировать проблему по предложению.
- Развивающие:
- развивать навыки определения грамматических признаков разных частей речи;
- развивать навыки правильного произношения слов;
- развивать навыки синтаксического разбора сложного предложения.
- Воспитательные:
- воспитывать толерантные отношения работы в коллективе;
- воспитывать доброе отношение к людям и всему живому на Земле.
Оснащение урока:
Доска – тема урока: «Повторение.
Морфология»; предложение для синтаксического
разбора, предложения для анализа.
Дидактический и раздаточный материал –
микротексты для орфоэпической разминки
ХОД УРОКА
I. Организационно-психологический момент
II. Мотивация и целеполагание
– Какие разделяя науки о языке изучают слово?
(Лексикология, морфемика,
словообразование, морфология, орфография.)
– Что изучает «Морфология»? (Морфология – это
раздел науки о языке, который изучает слово как
часть речи.)
– На какие группы делятся все части речи? (Все
части речи делятся на самостоятельные, служебные
и междометия.)
– Какие части речи относятся к самостоятельным? (Имя
существительное, имя прилагательное, имя
числительное, глагол, причастие, деепричастие,
наречие, местоимение, категория состояния.)
– Какие части речи относятся к служебным? (Предлог,
союз, частица.)
III. Основная часть
1. Орфоэпическая разминка
Учитель: Прочитайте микротексты, обращая внимание на произношение выделенных слов (Приложение 1) и ответьте на вопросы:
- Какой раздел науки о языке изучает правильное произношение слов? (Орфоэпия)
- Что необходимо делать для того, чтобы усвоить акцентологические нормы?
(Заучивать произношение слов.)
2. Актуализация знаний морфологических признаков частей речи
Найдите переходный(ые) глаголы – 1 часть
– подтверди
Найдите качественное(ые) прилагательное(ые) – 2
часть
– сложных
Найдите сложносокращённые слова, определите их
род – 4 часть
– США (мн.ч.), ФБР (ср.р.)
Найдите причастие, укажите его грамматические
признаки и способ образования – 7 часть
– (по) обсуждавшимся (действит. прич., пр.вр.)
Найдите относительное(ые) прилагательное(ые) – 6
часть
– (на) политическую (зрелость)
Определите часть речи слова чрезвычайно – 9
часть
– наречие
Определите часть речи слова между – 9 часть
– производный предлог
Найдите краткое причастие – 10 часть
– отстранён
Определите часть речи слова что – 10 часть
– подчинительный союз
Найдите указательное наречие – 11 часть
– там
Релаксация (физкультминутка)
3. Актуализация знаний по лексике и синтаксису
Учитель: Найдите в толковом словаре лексическое значение слова тепло. Определите синтаксическую роль слова тепло в предложениях, записанных на доске. Чем оно выражено? Что обозначают слова категории состояния?
4. Актуализация знаний по синтаксису и пунктуации
Учитель: – Выполните полный синтаксический разбор. Расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
Учитель: Какую проблему можно
выделить, опираясь на это предложение?
(Необходимо ли каждому из нас
воспитывать в себе «дружелюбное чувство ко всему
живому?)
IV. Подведение итогов урока
– Понятия какого раздела науки о языке мы с
вами повторяли? (Морфологии)
– Что такое «Морфология»? (Морфология – это
раздел науки о языке, который изучает слово как
часть речи.)
– На какие группы делятся все части речи? (Все
части речи делятся на самостоятельные, служебные
и междометия.)
– Какие части речи относятся к самостоятельным? (Имя
существительное, имя прилагательное, имя
числительное, глагол, причастие, деепричастие,
наречие, местоимение, категория состояния.)
– Какие части речи относятся к служебным? (Предлог,
союз, частица.)
– Какие задания нашего урока дались
вам легко, а какие нет?
– Какие задания вам понравились?
V. Домашнее задание
- Придумайте интересные задания по теме «Морфология» (кроссворды, тесты, шарады и т.д.)
- Напишите сочинение по проблеме, которая содержится в разобранном нами предложении (без комментариев к позиции автора)