Проблема адаптации детей сегодня остается особо актуальной, несмотря на активное реформирование системы дошкольного образования, т.к. все больший процент детей рождается с ослабленным здоровьем и условно сформированной готовностью системы врожденных адаптационных механизмов.
В период адаптации у ребенка возникает переделка ранее сформированных динамических стереотипов и, помимо иммунной и физиологической ломки, происходит преодоление психологических преград.
Изменение образа жизни малыша приводит в первую очередь к нарушению его эмоционального состояния, следствием чего являются негативные проявления во всех видах деятельности, снижение активности детей и отклонения в поведении. Для более оптимального осуществления периода адаптации переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение необходимо сделать по возможности более плавным.
Эффективным средством решения проблемы выступает музыка и момент ее появления в жизни и развитии ребенка с целью обеспечения снижения эмоционального дискомфорта в период его адаптации.
Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.
Музыкальные занятия способствуют развитию творческих возможностей детей раннего возраста, дают им богатый опыт общения, наполняют жизнь радостными и яркими впечатлениями. Своевременное же выявление отклонений в поведении детей и необходимая коррекция дает возможность создать оптимальные условия для развития всех сторон личности ребенка.
Музыкальное воспитание способствует эстетическому воспитанию ребенка и его всестороннему развитию.
Основные задачи музыкального воспитания детей раннего возраста:
– дать детям радость и побуждать их к активности;
– дать яркие, художественные музыкальные впечатления;
– привить интерес и любовь к музыке, развивать музыкальную восприимчивость (эмоциональную отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память), и музыкальную активность ребенка (умение проявлять себя в пении, связывать с музыкой движения игры и пляски).
Успешное выполнение этих задач в большей мере зависит не только от того, насколько во внимание приняты возрастные особенности нервно-психического развития детей раннего возраста, но и от взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя. Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя – один из важных факторов в обучении и воспитании детей, от которого зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.
Без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности.
Так как воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально-педагогического процесса.
В том случае, когда музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий, а воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, музыка не входит в быт ребенка и не становится органической частью его полноценной жизни. Воспитатель, недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к музыке и не умеет вызвать к ней интереса у детей.
Основные рекомендации для воспитателей:
1. Воспитателю необходимо присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей.
2. Петь вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении, обычно, воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр. При повторении песенного материала с детьми, лучше всего его пропевать, а не заучивать слова как стихи.
3. При обучении детей музыкально-ритмическим движениям – воспитатель участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. Желательно, как можно чаще воспитателю повторять движения танцев, хороводов и плясок с малышами в группе, на прогулке. Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте».
4. Организует самостоятельную музыкальную деятельность детей, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руководителем материал.
5. Воспитатель должен уметь играть на всех детских музыкальных инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.
Некоторые ошибки, которые иногда совершают воспитатели на музыкальных занятиях:
1. Воспитатель не должен сидеть с безучастным видом на занятии (во время пения, музицирования на музыкальных инструментах, слушания музыки). Совместное активное участие педагогов и интерес к различным видам музыкальной деятельности способствуют созданию благоприятных условий для эмоционального развития детей.
2. Иногда воспитатели перебивают исполнение музыкального произведения какими-либо словесными указаниями детям. В результате, поставленные перед детьми задачи для прослушивания произведения оказываются невыполненными.
3. Воспитатель не должен отлучаться из музыкального зала во время занятия. Это недопустимо, т.к. из-за неустойчивости внимания в данном возрасте, дети быстро теряют интерес к музыке, отвлекаясь на действия воспитателя, очень часто начинают плакать и капризничать.
Соблюдая все вышесказанное, воспитатель своим примером прививает детям любовь и интерес к музыкальному искусству. А занятия музыкой будут в свою очередь способствовать созданию психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка, что особенно важно в связи с проблемой адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.