Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка посредством игровых технологий

Разделы: Иностранные языки


В настоящее время знание иностранных языков – это не только атрибут культурного развития человека, но и условие его успешной карьеры. В современные изменения общественных, социокультурных условий находят свое отражение в учебно-воспитательном процессе, что предполагает формирование личности способной неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи.

Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Коммуникативная компетенцияподразумевает умение пользоваться всеми видами речевой деятельности: чтением, аудированием, говорением (монолог, диалог), письмом.  Эта проблема явилась предметом изучения современных отечественных и зарубежных ученых: М.И. Лисиной, В.А Кан-Калика Н.Д Никандрова, А.Б Добрович, Т. А. Репиной, Е.О Смирновой, Ф. Хопкинса и др.  Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Коммуникативные игровые технологии облегчают формирование, развитие и совершенствование коммуникативных умений, способствуют развитию коммуникативной компетенции.

Поэтому выбранная мною тема «Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского посредством игровых технологий» является очень актуальной и востребованной на сегодняшний день.

С одной стороны возникает много проблем из-за того, что многие дети имеют низкий уровень речевой и коммуникативной способности, так как они бояться говорить на иностранном языке, имеют недостаточный словарный запас, многие теряются в ситуации речевого общения на иностранном языке.

С другой стороны согласно документам ФГОС НОО, ФГОС ООО главная задача – формирование универсальных учебных действий, ключевых компетенций; формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой. Но с другой стороны  закон должен создать оптимальные условия для реализации этого.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития коммуникативной компетенции и ограниченными возможностями образовательной системы: фронтальная и групповая работа фактически отсутствуют на уроке.

Проблема – низкий уровень коммуникативной компетентности от этого и трудности вхождения в социум, умения общаться на иностранном языке на достаточном уровне.

Целью моей работы является развитие у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции, способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение, воспитание активной саморазвивающейся личности.

Начальный этап обучения иностранным языкам предполагает реализацию более узких целей:

  • создание устойчивого коммуникативного ядра;
  • поддержание глубокой заинтересованности, которая служит стимулом для продолжения изучения иностранного языка на среднем и старшем этапах;
  • организация активного речевого взаимодействия.

Данные цели я реализую через решение следующих задач:

  • проводить урок с учетом психологических особенностей, эмоционального воздействия, используя логические формы подачи материала;
  • применять особые приемы, активизирующие обучение.

Ожидаемые мной результаты: Развитие коммуникативной компетенции посредством игровых технологий, уверенности в себе, снятие языкового барьера в общении на иностранном языке.

Основная часть

1. Общая характеристика

Игровые технологии обучения иностранному языку обучающихся начальных классов являются приоритетными формами работы на уроках. На начальном этапе можно использовать следующие игры:

  • фонетические
  • лексические
  • грамматические
  • орфографические

Все они способствуют формированию речевых навыков.  Приведем несколько примеров из практики. (Приложение 1)

Фонетические игры предназначены для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. «Слышу – не слышу», «Кто быстрее?», «Незнайка и мы», «Кто правильнее прочитает?»
Лексические игры – решение различных коммуникативных задач с помощью имеющихся лексических средств. «Рисуем вместе», Игра – соревнование, Игра «Месяца», «Кто убежал?», «Съедобное – несъедобное»
Грамматические игры предназначены для тренировки учащимися различных грамматических структур. Игра «Чья игрушка?», «Театр мимики и жеста», Игра с мячом, «Кругосветное путешествие», «Guess it», «Снежный ком», «Кто больше», «Эстафета». На среднем и продвинутом этапе изучения языка данные игровые задания необходимо видоизменить путем усложнения конструкций, их лексического наполнения, возрастания трудности предлагаемых проблемных ситуаций общения.
Орфографические игры: «Дежурная буква», «Буквы рассыпались», «Картинка»,  Игра «Послы», Игра «Театралы» («Theatre – Goers»). Упражнение в подстановке Игра «Что, где, когда?», игры с различными предметами.

2. Ролевая игра

Одно из ведущих мест среди игр, которые развивают коммуникативную компетенцию, отводится «Ролевой игре», так как практически все учебное время в ней отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активны, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией и правильно отреагировать на нее.

Преимущества ролевой игры перед другими коммуникативными упражнениями заключается в том, что она предполагает подражание действительности в ее наиболее существенных чертах, усиление личной сопричастности ко всему происходящему.

У детей при участии в ролевых играх закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять иноязычное общение учащихся на уроках, что является главной целью обучения иностранному языку.

Ролевая игра хороша и тем, что в ее процессе школьники не только произносят слова роли, но и выполняют соответствующее действие, которое своей естественностью помогает снять напряжение, которое обычно наступает в момент речи. Ролевая игра построена на диалогической речи учащихся. Овладение диалогической речью осуществляется в три этапа:

1. Овладение диалогическими единицами.
2. Овладение микродиалогами.
3. Создание собственных диалогов различных функциональных типов.

Процесс организации ролевой игры включает три последовательных этапа: подготовку, проведение и подведение итогов. При этом особое значение имеет выбор адекватных для определенной возрастной группы учащихся форм ролевой игры.

Психологи отмечают, что для поведения детей младшего школьного возраста характерны высокая активность, подвижность. Дети этого возраста свободны, раскованны, с интересом относятся к игровым формам работы, любят исполнять различные роли людей, которых видят вокруг себя, роли сказочных персонажей. У школьников этой возрастной группы происходит интенсивное развитие воспроизводящего воображения, их фантазия становится способной оживлять то, что получено извне в форме описания, создавать яркие образы увиденного и услышанного. Именно эти возрастные особенности учащихся 7-11 лет позволяют наиболее успешно и интенсивно использовать ролевые игры и задания в младших классах.

Как правило, ролевые игры на начальной ступени обучения проводятся в режимах: ученик 1 ––> ученик 2, ученик – класс, ученик – группа.

Ученики охотно участвуют в ролевых играх, изображая любознательного Буратино, Алису, Тома, Мальвину, Незнайку, Мэри Поппинс, Карабаса  Барабаса, учителя, друга из Англии, т.е. расспрашивают друг друга в рамках создаваемых ситуаций общения, обмениваются мнениями, суждениями, выражают просьбу, совет и др.

Возрастной период младших школьников характеризуется интересом учащихся к межличностному общению в учебно-трудовой деятельности. В этих условиях возрастает значение сюжетных ролевых игр бытового содержания, отражающих разные стороны жизни школьника (учебу, труд, досуг), воспроизводящих фрагменты его реального опыта.

Для младших школьников выделяются следующие сферы речевого общения: в школе, дома, на участках трудовой деятельности, которые можно создать с помощью различных средств обучения. Одним из средств, помогающих конструировать, моделировать весь учебный процесс и, в том числе, ролевую игру, является кукла. И в этом случае многие методисты, например, авторы учебника английского языка для второго класса Верещагина И.Н., Притыкина Н.А. предлагают использовать пальчиковые куклы. Другие учителя отдают предпочтение куклам, которые надеваются на руку. Благодаря подвижности такая кукла более выразительна. Создавая самим своим появлением атмосферу кукольного театра, она является прекрасным средством организации внимания на уроке.

Исполнение роли куклой способствует вовлечению в игру большего числа обучаемых, активизирует их речевую деятельность. Кукла может выступать в роли маски, когда не всегда удобно предложить человеку сыграть "отрицательную" роль, в частности избалованного, капризного, ленивого, боязливого, непонятливого ребенка. Например, тренируется употребление выражения принадлежности. Капризная кукла ничего не хочет делать и на любое утверждение: Ты должна..." отвечает: "Я не хочу...”. При этом тренируется употребление модальных глаголов.

Кукла может выступать и знаком ситуации, когда перед классом появляется незнакомая кукла. Это создает стимул к диалогу – расспросу:

Who are you?
How old are you?
Where are you from? …и т д.

За диалогом следует обобщение всего, что ученики узнали о кукле. Ролевая игра с куклой разнообразит занятия, организует внимание, внутренне мотивирует речь учащихся и способствует коммуникативной направленности урока в начальной школе. Возможны следующие функции куклы на уроке:

  • кукла – третье лицо, предмет разговора;
  • кукла – знак ситуации;
  • кукла – партнер, адресат речи;
  • кукла – маска и многое другое.

 Многие педагоги считают, что кукла – это особый, "действующий", активный вид наглядности на уроке. Поскольку игра с куклой представляет собой одну из разновидностей ролевой игры, она обладает всеми ее свойствами и достоинствами в организации речевой деятельности на уроке английского языка. Также  активно используются в работе игровые задания, которые привлекают детей к составлению кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад и т.д. Игровые методы работы на уроке вызывают у школьников живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывают их познавательную активность. Игру можно считать эффективным средством обеспечения коммуникативной направленности уроков иностранного языка,  которая позволяет повысить уровень качества и эффективности обучения.

Заключение

Активное использование игровых технологий в обучении детей английскому языку позволяет  говорить о положительных результатах работы, что помогло достичь поставленной цели:  повысилась мотивация обучающихся к изучению иностранного языка, их познавательная активность и уровень качества знаний детей самое главное, наблюдался процесс развития коммуникативной компетенции посредством игровых технологий. Таким образом, игра может быть не только приятным времяпровождением, но и господствующей технологией образования.Игровые технологии действенный инструмент преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет школьников волноваться и переживать. Это мощный стимул повышения мотивации к овладению иностранным языком.

Презентация