Особенности сольного и хорового воспитания школьников

Разделы: Музыка, Общепедагогические технологии


Как известно пение – самый распространенный вид музыкального искусства. Пению начинают обучать уже в яслях, детском саду, затем в школе и т.д. В пении ребенок отражает чувства, настроение, порой даже не осознаваемые им. Сольное и хоровое пение два сложных, очень близких вида искусства. Но имеются и различия.

«Хоровое пение является важнейшим фактором музыкального просвещения, как способ, создающий возможность весьма быстрого роста музыкального сознания и восприимчивости, готовящий не пассивных, а актуальных слушателей, с активизированным инстинктом исполнителя, максимально сближающий музыкантов-профессионалов с народными массами» [3].

На долю же хорового искусства и хоровой культуры всегда исторически выпадала обязанность в сохранении индивидуальности, неповторимости личности, сплочения нации [2].

Как показала работа с детьми, сольное пение предполагает голосовую одаренность, а в хор приходят все дети, желающие петь. Приходят в хор с вокальными данными даже ниже средних, поэтому к хоровому пению можно привлекать застенчивых и неуверенных в себе детей. В хоре тусклое пение компенсируется за счет сильных певцов. При общем звучании незаметны также и переходные ноты, смена регистров. Но успех здесь зависит от каждого певца. Как показал опыт работы с детьми, специфика хорового пения заключается в умении петь в ансамбле. Однако в хоре маленькие певцы слышат больше звучание общее, чем себя. Им сложно контролировать себя полностью, так как за плечами совсем маленький опыт пения в коллективе. Поэтому часто приходится на уроке выделять время и на индивидуальную работу с певцами. Коллективное пение ограничивает динамику голоса певца. Каждый участник вынужден подчинить силу голоса общему звучанию. Преобладание яркой динамики всего хора притупляет слух и возникает фальшь. Следует настроить хор на динамику пиано. В хоре требуется петь единой манерой, одинаково формируя гласные и согласные, тембрально сливаться с хоровой партией в унисон. В противном случае звучание получится пестрым.

Опыт работы с хором показал, что трудно приходится детям с ярко выраженным тембром, их трудно слить в унисон с остальными детьми.  Академическое пение требует округлого прикрытого звучания. В моем хоре встречались старательные дети, которые перекрывали, затемняли звук,  поэтому приходилось постоянно обращать внимание на их тембр.

Особое внимание нужно уделять дикции в хоре. Общеизвестно, чтобы добиться хорошей дикции следует заботиться об активной артикуляции. Часто встречаются у только что пришедших в класс детей вялость артикуляционного аппарата или излишнее «чавканье». Это нарушает кантиленное звучание, ритмическую остроту. Требуется длительное время, чтобы найти золотую середину, максимальное единство произношение хора.

Отличие хорового исполнения от сольного состоит в том, что и все детали интерпретации, и общий план являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей, и реализуются они совместными их усилиями [6].

«Хоровое пение – это не натаскивание, не вызубривание хоровой партитуры, не слепое выполнение воли дирижера, а прочувствование и понимание художественной сущности произведения, внутреннее согласие с замыслом и исполнительским планом дирижера»[9].

Недостаточно дифференцированный подход к голосам является слабой стороной воспитания в хоре. Певцы с разными голосами вынуждены исполнять одну партию одинаковым  тембром. Для некоторых это является отклонением от природы. Но при верной методической работе голос не теряют. В том, что сольный голос не развивается в хоре, скорее всего, виноват руководитель, а не природа хорового пения [5].

В некоторых хорах педагоги, из-за малочисленности состава, сопрано присоединяют к альтам. В итоге звук становится задавленным, теряет полетность. При неправильном звукообразовании почти невозможно добиться свободного, естественного звучания, чистого интонирования. Таким образом, в процессе пения в хоре детский голос требует дифференцированного подхода в его развитии. Большая часть работы, по нашему мнению, должна быть направлена на развитие певческого голоса. При этом значительное внимание нужно уделять развитию вокального слуха.

«Вокальный слух – это, прежде всего не только слух, а сложное музыкально-вокальное чувство, основанное на взаимодействии слуховых, мышечных, зрительных, осязательных, вибрационных, а может быть и еще некоторых других  видов чувствительности». Сущность вокального слуха в активном восприятии, в умении осознать и воспроизвести принцип образования звука [8].

Я считаю, что на начальном этапе нужно научить певца слушать себя, разбираться в особенностях звучания, так как в этот период закладывается основа вокальных навыков.

Мы не можем видеть работу голосовых связок, но с помощью  слуховых ощущений находим определенные мышечные движения. Например, вертикальное и горизонтальное положение рта. У новичков эта связь поначалу складывается подсознательно, неосознанно. Поэтому следует использовать самые простые определения звука: красивый, объемный, льющийся. Со временем, за мышечными ощущениями возникают зрительные (поднятые плечи, напряженные мышцы лица) вибрационные и другие ощущения.

В моем классе вокальные термины начинаю применять со второго класса, так как считаю, что дети постепенно осознают такие понятия как вокальная позиция, регистры голоса, певческая опора, полетность. Для большего понимания часто прибегаю к сравнениям, ассоциациям, вызывающим воображение детей. Например, для ощущения понятия мягкого нёба прошу спеть на зевке или подтянуться как солдат, чтобы почувствовать опору дыхания.

Вокальный слух помогает установить качество вокальной интонации, понять какие недоработки голосового аппарата являются причиной нечистого пения. Вокальный слух оценивает динамический диапазон голоса, он помогает установить границу форте, за которым начинается форсированное пение. С помощью вокального слуха воспринимаются степень звучания, вокальная позиция, вибрато [12].

Я считаю, что развитие вокального слуха необходимо, будь то певец сольного или хорового класса. Самый  известный  метод развития вокального слуха, применяемый педагогами на практике – внутренние представления, ощущения. Но это возможно лишь при осознанном восприятии.

Многоголосное пение является важным средством музыкального развития учащихся в хоре. В процессе этого вида хорового исполнительства особенно активно развиваются гармонический слух, чувство лада, чистота интонации. В хормейстерской среде неслучайно хором называют лишь такой певческий коллектив, который поет хотя бы на два голоса [1].

В моём хоре подготовка к двухголосному пению начинается в конце первого класса. Маленькие певцы постепенно овладевают двухголосием.

Первая ступень – накопление слушательского опыта. Педагог вместе с детьми анализирует изучаемые одноголосные песни, соотношение мелодии и аккомпанемента. Затем дети в записи знакомятся с двух и трехголосными хорами. Цель прослушивания состоит в воспитательном значении хорового пения. У учащихся должно сформироваться представление о красоте и богатстве многоголосного пения, по сравнению с одноголосной мелодией.

Вторая ступень – это выработка определенных навыков двухголосного пения. Прежде всего – выстраивание уверенного унисона хора. Также я использую такие приемы, воспитывающие гармонический слух, как: пение мелодии с сопровождением, не дублирующим мелодию; выстраивание унисона, когда учитель играет звук в другом регистре; в несложном упражнении учащиеся попеременно с учителем поют то верхний, то нижний голос. Затем наиболее продвинутые ученики самостоятельно исполняют второй голос,  состоящий сначала из нескольких звуков. Пение с учителем вызывает желание учащихся стараться интонировать чисто, при этом певцы сосредотачиваются на слушании своего голоса.

Третья ступень – обучение пению двухголосных попевок, песен с различным звуковедением голосов. На этом этапе я использую сложный прием: одновременно петь свой голос, а играть другой, то есть пение с подыгрыванием.

Конечно, во втором классе двухголосию уделяется особое внимание. Вариантов многоголосного пения очень много: выдержанные звуки, подголоски, имитации, каноны и т.д. Такие соединения голосов позволяют постепенно овладеть многоголосием.

Можно начать изучение многоголосия с народных песен подголосочного склада, так как они отличаются естественным голосоведением. Второй голос в народной песне не только становится добавлением к первому голосу, а приобретает свой облик. Поэтому второй голос легче, выразительнее, чем в примерах гомофонно-гармонического склада [4].

Важнейшей предпосылкой слаженного пения, хорошего строя является правильное вокальное воспитание певцов. Как только механизм звукообразования в каком – либо звене певческого процесса нарушен, это немедленно скажется на чистоте интонации. Например, пение на неопертом, а также,  на форсированном дыхании мешает чистоте интонации [13].

При работе над двухголосием второй голос можно спеть динамикой форте или штрихом маркато. Такой прием я использую в своем хоре, он способствует интонационной устойчивости.

 Именно в хоре, в отличие от сольного пения можно пользоваться цепным дыханием, когда хористы берут дыхание в разных местах в произведении, по цепочке. Такое дыхание позволяет петь продолжительную фразу на непрерывном дыхании.

Я считаю, что только при особой связи « дирижер – хор», глубокого взаимопонимание, возникает настоящая музыка. Во главе хора стоит  дирижер, который должен донести до слушателя смысл, идею исполняемой музыки. Хор – проводник этой идеи. Поэтому огромную ответственность несет дирижер, выражая себя через произведение. Вокалист же, большей частью поет через призму своего видения, интуитивно используя логику. Хоровой коллектив обязан обладать ритмической стабильностью, в логическом плане подчиняясь дирижеру.

Ученику важно понять, что единство темпа поддерживается под контролем точного слуха. Модификация темпа и  rubato происходят интуитивно, не поддаются заучиванию и словесному описанию. Их мера и характер обусловлены  не только стилем произведения, но индивидуальностью исполнителя, его мироощущением.  В ансамблевом исполнении особенно трудно осуществить rubato. Для этого нужно иметь точное чувство стиля, темпа и незаурядной техникой [7].

Опыт работы показал, что темп в хоре зависит от количественного состава. В хоре с малочисленным составом певцов со слабыми голосами есть необходимость ускорять медленные части, чтобы не допустить рассеянности музыкальной мысли. В хоре с сильными певцами такой необходимости нет.

Успешность вокально-хоровой работы зависит от многих причин. Одна из них – исходный уровень общей и музыкальной культуры детей, влияющей на развитие восприятия, мышления, эмоциональные реакции. Другая причина – состояние слуха и голосового аппарата ребенка, наличие первичных вокально-хоровых навыков до поступления в школу [10].

Организовывая школьный хор, хормейстер должен помнить об особенностях строения голосового аппарата разных возрастов, поэтому подбирать, по возможности, коллектив одного возраста.

 При воспитании младших школьников главной задачей является развитие и укрепление интереса и любви детей к музыке. Нужно добиваться, чтобы интуитивное чувствование прекрасного переросло со временем в осознанное отношение к прекрасному в искусстве к жизни. Поэтому пение высокого художественного уровня может стать действенным путем эстетического воспитания [11].

Вокально-хоровое искусство – исполнительское искусство. Предназначение педагога – научить своих подопечных   петь живую  музыку, сокрытую в нотах. 

Список литературы

  1. Алиев Ю.Б. Пусть запоет наш хор/ Ю.Б. Алиев. – М.:ВЦХТ, 2001. – 96 с.
  2. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение / Л.А. Венгрус. – СПб.: Музыка, 2000. – 280 с.
  3. Венгрус Л.А. Пение и фундамент музыкальности. / Л.А.Венгрус. – Великий Новгород.: Нов. Гос. Ун-т, 2004. – 204 с.
  4. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио: учеб. пособие / Е.В. Давыдова. – М.: Музыка, 1975. – 160 с.
  5. Далецкий О.В. Обучение пению: учеб. пособие / О.В. Далецкий. – 3-е изд. – М.: МГУКИ, 2003. – 87 с.
  6. Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: учеб. пособие / В.Л. Живов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 272 с.
  7. Казачков С.А. От урока к концерту. / С.А. Казачков. – Казань.: Казан. ун-т., 1990. – 343с.
  8. Морозов В.П. Вокальный слух и голос / В. Морозов. – М.; Л.: Музыка, 1965. – 87 с.
  9. Муз. воспитание в школе: сб.ст./ сост. О. Апраксина. Вып. 13. – М.: Музыка. 1978. – 104с.
  10. Сергеева Г.П. Практикум по методике муз. воспитания в нач. шк.: учеб. пособие / Г.П. Сергеева. – 2е изд. – М.: Академия, 2000.– 128 с.
  11. Соколова О.П. Двухголосное пение в младшем хоре / О.П. Соколова. – М.: Музыка, 1987.– 92 с.
  12. Стулова Г.П. Хоровой класс: (Теория и практика вок. работы в дет. хоре): учеб. пособие / Г.П. Стулова. – М.: Просвещение, 1988.– 126 с.
  13. Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом / Л. Шамина. – М.: Музыка, 1988. – 175 с.