Эпиграф к уроку: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».
К. И. Чуковский
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Прогнозируемый результат: учащиеся должны:
- знать основные морфемы, в том числе приставку;
- уметь выделять их в слове.
Методические приёмы: наблюдения, беседа по вопросам, объяснения учителя, выполнение упражнений, морфемный разбор.
Приложение 1. Слайд 2
Цели:
- уточнить понятие о приставке как значимой части слова;
- показать роль приставок в образовании слов;
- учить выделять приставки, определять их значения.
Задачи:
- Образовательные: знать основные морфемы, в том числе приставку,уметь выделять их в слове;
- Развивающие: продолжать формировать навыки работы в группе;
- Воспитательные: воспитывать чувство ответственности и коллективизма, чувство любви к родному языку.
Оборудование: учебники, тетради, компьютер, мультимедиа, раздаточный материал, рабочая карта ученика.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Прозвенел звонок веселый,
Он позвал нас на урок,
Все задания сегодня
Выполнить должны мы в срок.
Учитель: Прежде чем начать работу, мы должны настроиться. Положите голову на скрещенные на парте руки и закройте глаза. Повторяйте за мной слова:
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я люблю учиться.
Внимание моё растёт.
Память моя крепка.
У меня сегодня всё получится.
Я начинаю учиться.
Слайды 3,4
Сегодня на уроке вас встречают следующие слова: настроение – вера в себя – результат. Ответьте мне, формулой чего является ряд этих слов? (формулой удачи) Учащиеся рассуждают, почему эти понятия являются формулой удачи.
– Ребята, я надеюсь, что на сегодняшнем уроке удача будет нам улыбаться.
2. Проверка домашнего задания
Оцените домашнюю работу в рабочей карте урока.
3. Изучение нового материала
Учитель: Ребята, всё на свете из
чего-нибудь состоит: облака из множества водяных
капелек, лес из деревьев, речь состоит из
предложений, а предложения – из слов. А слова
сделаны из своего строительного материала. И
каждый из кирпичиков вносит в слово свою часть
смысла – «смыслиночку».
Вопрос классу: как называются эти «кирпичики», из
которых состоит слово? (Морфемы)
Сегодня на уроке мы познакомимся с новой
морфемой, название которой вам уже
известно. Слайд 5
В данном тексте (текст распечатан) найдите
все слова с приставками и разберите их по
составу. Затем, ребята, я предлагаю вам самим
определить тему и цель нашего урока.
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии.
Они не слушались. Он велел принести веник и
говорит: «Сломайте!»
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда
отец развязал
веник и велел ломать по одному пруту. Они легко
переломили.
(Учащиеся, знакомые с логикой введения понятия « … – ЭТО ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА», без труда определяют тему и цель урока, а также составляют правило, приводят свои примеры.)
Вывод: приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Н-р: сдавать, перебежать, полететь, закричать.
Наблюдение над теоретическим материалом учебника.
4. Закрепление темы
Слайд 6
Задание 1. На доске написаны слова: с-, вы-, пере-: давать, звенеть, бежать, лететь, кричать, говорить.
(Учащимся 1 группы предлагается дать самим себе задание к написанному на доске).
Ответ учащихся: Образовать с помощью приставок глаголы.
Оценивают работу в рабочей карте урока.
Слайд 7
Задание 2 (2 группа). Определите, из каких морфем состоит слово? Все ли они участвуют в образовании слов? Подходит, например, для этой работы окончание? Составьте кластер по этому вопросу.
Ответ учащихся: Приставка, корень, суффикс, окончание. Нет. Окончание выполняет другую работу, не менее важную для русского языка – образует разные формы одного и того же слова, а в корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Оценивают работу в рабочей карте урока.
Слайд 8
Задание 3 (3 группа) (развитие умений определять значение приставки) – работа по группам. Выпишите слова со значением:
1) лишённый чего-то,
2) покрытая чем-нибудь сплошь,
3) пространство, находящееся позади чего-то.
Обозначьте приставки.
Безлесный, укутаться, заречье, бессрочный, устлать, задворки, безучастный, уставить, запечье.
Оценивают работу в рабочей карте урока.
Физкультминутка
Учитель: Мы превосходно потрудились. Сейчас давайте привстанем и немного отдохнем. Руками похлопаем, ногами притопаем, приподнимемся на цыпочки, приостановимся, присядем и примемся за работу опять.
Слайд 9
Задание 4 (всему классу) Игра «Составь слово».
Учащиеся должны составить слово, взяв из других слов указанные морфемы. Затем проверяют друг у друга работу и оценивают работу в рабочей карте урока.
Обговорить – приставка
Думать – корень Обдумать
Читать – суффикс
Петь – окончание
Словарная работа. Запишите
слова, помещённые в рамке на с. 157-158, в
тетрадь-словарик; образуйте от первого слова с
приставкой, от второго – с суффиксом: грамотный,
паркет.
(безграмотный, неграмотный, паркетный).
Слайд 10
Задание 5 (4 группа) Занимательная лингвистика.
Выпишите слова:
а) с приставкой подо-;
б) с приставкой под-;
в) с приставкой по-;
г) без приставки.
Слова: подозревать, подосиновик, подоходный, подовый, подобреть, подобрать, подолбить, пододвинуть, подоконник, подошва, подолгу, подождать, подорожник.
а) подозревать, подобрать, пододвинуть,
подошва, подождать;
б) подосиновик, подоконник;
в) подоходный, подобреть, подолгу, подолбить,
подорожник;
г) подовый).
Оценивают работу в рабочей карте урока
5. Рефлексия
Итак, после изучения темы «Приставка» учащиеся составляют опорный конспект урока, и в тетрадях для правил появляется запись:
Слайд 11
1. Вижу и выделяю все морфемы.
2. Среди морфем выделяю приставку.
3. Знаю, что приставка – это значимая часть слова.
4. Приставка образует новые слова.
5. Знаю, что приставки имеют различные значения.
Учитель: Перескажите друг другу теоретический материал, пользуясь кластером.
Оцените устные ответы в рабочей карте урока.
– Довольны ли вы тем, как прошел урок?
– Было ли интересно?
– Были ли вы активны?
– Было ли трудно?
– Сумели ли вы показать свои знания?
Слайд 12
Поставьте себе итоговую оценку в рабочей карте урока.
Слайд 13
6. Дифференцированное домашнее задание
– Те, кто не выполнил какое-либо из предложенных заданий, дорабатывают дома. Нарисуйте, каким вы представляете Приставку и расскажите о её жизни. Письменно выполните упражнение 406 учебника.
Слайды 14, 15
– Всем спасибо за урок! Удачи!