Урок физики на тему "Простые механизмы. Рычаги". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Задачи:

  • Образовательные:
    • сформировать у учащихся знания о понятиях простой механизм, рычаг;
    • с помощью эксперимента сформировать правило равновесия рычага.
  • Воспитательные:
    • воспитывать умение работать в парах;
    • воспитывать уважение к людям науки, которые помогли облегчить труд людей  (Архимед);
    • экологическое воспитание.
  • Развивающие:
    • развитие логического мышления;
    • развитие монологической речи;
    • развитие общеучебных навыков;
    • совершенствование работы с физическими приборами.

План урока:

  1. Постановка цели
  2. Активация знаний
  3. Новый материал
  4. Закрепление
  5. Дом. задание

Оборудование:

  1. Рычаги;
  2. Блок;
  3. Картинки с изображением лебедки и ворота
  4. Ворот (колодец.)
  5. Новые слова
  6. Ромашки
  7. Картинки с рычагами для закрепления.
  8. Презентация

ХОД УРОКА

Учитель: На уроках физики, мы всегда знакомимся с различными физическими явлениями. Для того, чтобы объяснить их ученые используют различные способы: наблюдения и эксперименты.
– Чем отличаются наблюдения от экспериментов?

Учащиеся: Наблюдения: ученые наблюдают за определенными явлениями и делают выводы.
А прежде чем провести эксперимент, ученые выдвигают гипотезу, определяют цели, а потом проверяют свои гипотезы с помощью эксперимента.

Учитель: Молодцы. Что используют для проведения опытов?

Учащиеся: Физические приборы.

Учитель: Измерительные приборы служат для измерения определенных физических величин, которые потом подставляют в формулы для выполнения определенных расчетов. Давайте вспомним тему «Взаимодействие тел», ведь именно она поможет нам изучить новый материал.

2 ученика выходят к доске работать с ромашками, остальные ребята отвечают на вопросы фронтального опроса.

1. Какую физическую величину мы называем силой? (Сила – физическая величина, являющаяся мерой взаимодействия тело.)
2. Какой буквой обозначается сила?
3. В каких единицах измеряется сила?
4. От чего зависит результат действия силы? (От модуля, направления, точки приложения.)
5. Какие силы вы знаете?
6. Что вы можете сказать о силе тяжести?
7. С помощью какого прибора можно измерить силу?
8. По какой формуле можно рассчитать силу тяжести?
9. Что вы можете сказать о силе упругости?
10. В чем заключается закон Гука?
11. Что такое вес тела?
12. В каком случае его направление совпадает с направлением силы тяжести?
13. Что вы знаете о силе трения?

– А теперь давайте посмотрим, как справились со своим заданием ребята, работающие у доски?
– Молодцы!
– Все вы знаете, что человек устроен так, что, узнавая окружающий мир, он старается преобразить, переделать его так, как ему кажется удобней. Иногда это не очень хорошо получается. Вмешательство человека иногда приводит к гибели природы. Поэтому, придумывая новые механизмы, машины человек должен смотреть и думать, не наносит ли  это вред окружающей среде?!
– Чтобы не получилось, как в стихотворении Тихомирова:

Себя потеряла природа.
Машины и взрывы гремят,
И лисьи хвосты химзавода
Над городом хищно скользят.

– Сегодня мы будем говорить о том, как человек пытается преобразить природу. И первыми помощниками, которые много лет назад создал себе человек, были простые механизмы. И сегодня мы познакомимся с одним из них.
Запишите в тетрадях число и тему урока – «Рычаги»
С древних времен для облегчения своего труда человек использует различные приспособления или механизмы (от греческого «механэ» машина). Примеры механизмов: Рычаги, блоки, ворот, наклонная плоскость и другие. Из простых механизмов состоят более сложные, например лебедка. А сегодня мы более подробно рассмотрим рычаг. Мы должны выяснить что такое рычаг и установить формулу, выражающую закон равновесия рычага.

– У вас на столах стоят рычаги, давайте рассмотрим, что они из себя представляют.

Учащиеся:

Учитель: Итак, попробуем сформулировать, что же такое рычаг. (Это твердое тело, которое может вращаться вокруг оси.)
– Запишем его в тетрадь. А теперь положите рычаг перед собой, и на один его конец поставьте грузик.  Другой приподнимите. Что вам напоминает такое приспособление, где в жизни вы встречались с таким механизмом?

Учащиеся:  …

Учитель: Итак, мы увидели с вами 2 вида рычагов.

– Первым ученым, изучившим свойства рычага, был Архимед.
Откройте учебник на странице 119. Здесь изображена скульптура Архимеда. Архимед прославился, как математик, однако первые его труды были посвящены физике, точнее одному из ее разделов – механике. Кроме того Архимед первым применил математику для описания физических явлений. Он был одним из крупнейших инженеров того времени. Он изобрел машину для поливки полей, разрабатывал военные машины: катапульты, баллисты. И теперь мы на какое – то время превратимся в Архимедов и используя его размышления, с помощью эксперимента установим правило равновесия рычага, которое Архимед сформулировал в 3 веке до н. э. А перед этим давайте чуть – чуть разомнемся и изобразим физические приборы, о которых мы говорили в начале урока.

Физразминка

  • Часы (Наклоны головой)
  • Мензурка
  • Рычаг
  • Динамометр

– Итак, приступаем к эксперименту. При проведении эксперимента, надо всегда помнить о правилах ТБ. С оборудованием надо работать аккуратно, не размахивать руками, не вертеться    и выполнять внимательно указания учебника, или учителя.

1. Отмерьте от точки опоры 15 см Это расстояние будет называться плечом силы . Изобразим его на чертеже в тетрадях.
2. Что такое плечо?  

Учащиеся:

Учитель: Это кратчайшее расстояние от точки опоры до линии действия силы.
Возьмем грузик и подвесим его на этом расстоянии. Возьмем еще 2 груза, подвесим с другой стороны рычага. Попробуем рычаг уравновесить. Что такое уравновесить рычаг?
Рычаг должен принять горизонтальное положение.
– Что вы заметили?
– Как длина рычага зависит от действующей силы?
– Какой вывод мы должны записать?
– А теперь закроем тетради. И попробуем вспомнить все, о чем мы говорили на уроке.

1. О каком простом механизме шла речь?
2. Что такое рычаг?
3. Какие рычаги вы знаете?
4. Что такое плечо рычага?
5. Какое правило равновесия рычага мы вывели сегодня на уроке?
6. Давайте рассмотрим чертежи, какие из них выполнены не верно и почему?
7. Приведите примеры, где рычаги используют в быту, технике? (Человек несет мешочек на палочке, тележка, Ножницы, слесарный ключ, коромысла)
8. Во всех вышеприведенных случаях найти ось вращения.
9. Почему лезвия ножниц для бумаги всегда длиннее, чем лезвия ножниц для металла?
10. Разломить спичку пополам легко, а еще раз пополам сложнее. Почему?
11. Дверные ручки всегда прикрепляют у края двери, а не в центре, почему?

Домашнее задание: §56,57 стр. 137  пример задачи кратко записать в тетрадь.

Приложение 1