Программа методического сопровождения введения ФГОС ДО с применением интерактивных форм работы

Разделы: Работа с дошкольниками


Системный подход увеличивает шансы успешного введения ФГОС ДО. (Приложение 1)

На первом уровне размещается педагогический совет образовательной организации. В дошкольной организации педагогический совет является высшим органом руководства всем образовательным процессом, который решает конкретные проблемы. Это одна из важнейших форм методической работы в ДОО. Управляющий совет, без которого сегодня не может решиться ни один вопрос финансового и организационного характера, касающегося введения Стандарта и Директор.

Важно отметить, что для данного уровня особенно важно принятие идеологии современного дошкольного образования в РФ, без которого не будет повышения эффективности управления ДОО в период введения ФГОС ДО.

Деятельность органов первого уровня:

  1. Внесение изменений в уставных документах организации в соответствии с ФГОС ДО;
  2.  Разработка и принятие локальных актов;
  3.  Работа аттестационной комиссии;
  4.  Стратегическое планирование образовательной организации (программа развития);
  5.  Корректировка и выполнение государственного задания;
  6.  Планирование расходных средств для обеспечения введения ФГОС ДО.

Второй уровень системы осуществляет немаловажную работу:

  1. Подготовка банка информационных материалов, обеспечивающих введение ФГОС;
  2.  Организация обучения педагогов ДОУ по вопросам, связанным с введением ФГОС;
  3.  Разработка учебного плана, режима и оптимальной модели образовательного процесса в ДОО;
  4.  Составление списка образовательных программ, методической литературы, пособий для введения ФГОС ДО в библиотеке ДОО;
  5.   Разработка образовательной программы ДО;
  6.  Подготовка методических рекомендаций по введению инновационной практики в соответствии с ФГОС ДО;
  7.  Контроль и мониторинг.

Воспитатель дошкольной организации на современном этапе  это высококвалифицированный, свободно мыслящий, активно действующий человек. Помочь ему овладеть обновлённым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования, к повышению своего педагогического мастерства призвана специально организованная методическая работа. Методическая работа в дошкольной организации – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом. (Приложение 2)

Все мероприятия нацелены на обновление образовательного процесса с введением Стандарта.

Используются внешние ресурсы. Это система связей с учебными учреждениями системы высшего профессионального образования, методические центры, независимый центр качества образования, центры дополнительного образования, управления и муниципалитеты.

Задачами программы, на мой взгляд, являются следующие:

  1. Создать единое информационное пространство, обеспечивающее переход на ФГОС ДО.
  2.  Привести нормативно-правовую базу в соответствие с требованиями ФГОС.
  3.  Разработать основную образовательную программу ДОО.
  4.  Способствовать активной позиции педагогов по реализации задач ФГОС ДО.

(Приложение 3)

Особой задачей старшего воспитателя является активизация творческой деятельности педагогов. Наряду с классическими методами возможно использование нетрадиционных, интерактивных методов и форм работы с педагогами. «Интерактивный» означает способность взаимодействовать, общаться словом или действием. Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие старшего воспитателя и педагога. Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения, объединённых в технологии.

Технология открытого пространства

Отличительные особенности:

  • активное участие каждого педагога,
  • создание демократической атмосферы,
  • равенство возможностей,
  • открытость,
  • сотрудничество,
  • взаимодействие,
  • общение,
  • развитие,
  • обмен идеями.

В рамках технологии выделяется такая форма работы как педагогический тренинг. Он преследуют разные цели – от развития отдельных педагогических способностей воспитателей до формирования их устойчивого педагогического мышления. Содержание тренингов включает индивидуальную работу по анализу педагогической проблемы; работу с группой коллег по решению поставленной поисковой задачи; проведение деловой игры; создание методических рекомендаций.

Педагогический тренинг позволяет анализировать работу коллег и, что более актуально, осуществлять самоанализ, который дает возможность увидеть положительные и отрицательные моменты в своей педагогической деятельности и скорректировать некоторые личностные качества.

Наиболее сложным в тренинге является его подготовка: следует заранее подумать о необходимом оборудовании, составить программу работы, скомплектовать творческие группы педагогов, чтобы качественно организовать их поисковую деятельность. Довольно часто в работу тренинга включаются не только воспитатели, но и другие специалисты – психолог, учитель-логопед, что сказывается на результативности педагогического процесса, так как все они действительно становятся коллегами, работающими над решением одной педагогической проблемы, учатся согласовывать свои действия.

Однако существуют и неблагоприятные факторы, сложившиеся в коллективах педагогов:

  • физиологический дискомфорт, возникающий из-за несоответствия условий труда нормативным требованиям;
  • повышенная трудность задачи;
  • повышенная значимость ошибочных действий;
  • недостаток информации для принятия решений;
  • чрезмерное количество информации;
  • конфликтные условия, то есть условия, при которых выполнение одного из них требует осуществления действий, противоречащих выполнению другого условия.

В таких случаях следует составлять программу тренингов разной направленности и в сочетании с семинарами.

Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен. Это поможет научить педагогов вести профессиональный, конструктивный спор, способный привести к решению проблемы, выработке общего мнения.

Дискуссия (в переводе с латинского – исследование, разбор) заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или в сопоставлении идей, мнений, предложений. Она может быть использована как самостоятельный вид работы с педагогами, а также как инсценирующая дискуссию деловая игра. Принимая участие в дискуссии, педагог, прежде всего, формулирует тезис – мысль или положение, истинность которого следует доказать. Перед проведением дискуссии следует сформулировать перед педагогами проблему и цели дискуссии, то есть разъяснить, что обсуждается, почему проводится дискуссия и что должно дать обсуждение. При этом необходимо заинтересовать педагогов, указав им на нерешенные или неоднозначно решаемые педагогические проблемы или вопросы. Следует также установить регламент дискуссии и каждого выступления.

Дискуссионные качели (дискуссия): аудитория делится на группы (2 и более). Каждая группа защищает противоположные мнения по одной проблеме.

Такая форма работы может быть использована при профессиональном обмене информацией: представлении опыта работы, использовании технологий развивающего обучения, особенности работы по определенному направлению и т.п.

Дискуссионные качели решают задачи профилактики «синдрома профессионального выгорания» (новый взгляд на работу с детьми), а также возможность получить поддержку со стороны коллег (помощь молодым специалистам, решение проблемных вопросов и т.п.).

Интервизия – новый формат обсуждений, когда участники обучаются с целью улучшить качество своей работы:

  • расширение знаний;
  • совершенствование навыков;
  • развитие рефлексии деятельности;
  • совершенствование самоконтроля.

Интервизия (с англ. «inter» – «имеет значение взаимодействия, взаимной направленности» и «vision» – «виденье» ) дословно переводится как взгляд в середину, проникновение в суть.
Чаще всего понятие «интервизия» встречается в психологии, медицине, социологии, но в последнее время его используют в педагогике для определения четко структурированного метода группового решения проблемных вопросов, которое требует погружения всех участников.

Интервизия может быть посвящена, как конкретной теме, так и общему процессу организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном подразделении и может быть построена по плану:

  1. Выбор участников интервизии (5 — 6 педагогов, которые имеют проблемный вопрос по теме интервизии). Вместе с тем, другие работники могут присутствовать на интервизии.
  2. Избирается модератор (ведущий), который ведет интервизию и следит за выполнением её правил. Модератор меняется при каждой встрече по очереди.
  3.  Коллективно определяются правила проведения интервизии.
  4. Каждый участник рассказывает свою проблему по выбранной общей тематике (четко, при возможности одним предложением, без конкретизации и рассуждений).
  5.  Путем голосования избирается один вопрос (проблема) для обсуждения.  Участник избранного вопроса предоставляет как можно больше информации относительно своей проблемы. Рассказывает все, что считает важным. Модератор следит за тем, чтобы рассказчика не перебивали вопросами. В это время все другие участники делают заметки у себя на листах бумаги.

Особенно строгие правила для участников:

  1. Общение происходит на равных;
  2. Эффективность обсуждения зависит от открытости и искренности участников;
  3. Обсуждение материала вне интервизии запрещается.

Данная форма  работы помогает:

  1. обучению альтернативным поведенческим моделям; 
  2. решению проблемных вопросов и ситуаций и, вследствие этого,  снижению риска возникновения эффекта «перегорания»;
  3. пониманию личных «особенностей и схем», которые влияют на работу; 
  4. выяснению личных потребностей  педагога;
  5. выяснению сильных и слабых сторон педагога;

Выставки – ярмарки педагогических идей, аукцион: публичное представление лучших образцов профессиональной деятельности. Грамотно подготовленная и проведенная, она стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию. Ведет к появлению новых идей, стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию. В рамках проекта глобализации образовательных учреждений в организации (комплексы) такая интерактивная форма работает на объединение педагогов по приоритету деятельности, а также выявляет результативность работы творческих групп по темам.

Педагогический совет в новом формате

Педагогические коллективы объединённых образовательных организаций стали многочисленными (от 200 до 500). В этом трудность проведения методического сопровождения воспитателей. Многие организации по разным объективным причинам запланировали такие формы проведения педагогических советов как слёты, конференции, круглые столы. Возможно это оправданные шаги для подведения итогов деятельности и трансляции опыта экспериментальной работы площадок, но для подробного осмысления педагогом задач и совершенствования своей работы необходимо оставить уже вошедшие в практику дошкольных организаций интерактивные формы работы проведения советов педагогов:

  1. Педагогическая мастерская
  2. Деловая игра
  3. Мозговой штурм
  4. Банк идей
  5. Педагогический ринг

Педагогическая мастерская или педагогическое «ателье»: педагог – мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно – образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации. Педагог – мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике.
Мастерская может объединить опыт работы педагогов по одной теме разных дошкольных и школьных подразделений. Например, сегодня идёт активное обсуждение использования в образовательном процессе проектного метода.  Воспитатели с гордостью говорят об удачно прошедших проектах и принимают участие в конкурсах проектов на разных уровнях. На педагогическом совете могут получить зеркальное отражение дошкольные проекты и школьные. Соприкосновение разных подходов в рамках метода внесёт понимание их целесообразности использования в глазах учителей и воспитателей.

Деловая игра как форма проведения педагогического совета в дошкольных организациях уже не новая, но актуальная интерактивная педагогическая работа.
Деловая игра способствует повышению интереса к рассматриваемой проблеме, помогает формированию творческого мышления педагогов, поиску новых путей решения сложных задач, формирует и тренирует их практические умения и навыки.
Сегодня, на этапе введения Федерального государственного стандарта дошкольного образования, коллективы педагогов решают задачи обновления образовательного процесса, и форма деловой игры удачно может подойти для рассмотрения такого вопроса. Деловая игра – это в определенной степени репетиция деятельности педагога.
Эта форма работы подробно описана профессором К.Ю.Белой в книгах, предназначенных старшему воспитателю дошкольной организации.

Мозговой штурм: группа из нескольких человек, активно обсуждая, решает проблему. Лидер группы озвучивает общее решение. Однако, это очень короткое описание проводимой формы работы, которая служит элементом педагогического совета организации для активизации участников.
Даже название уже указывает на напряжённую мыслительную деятельность. От старшего воспитателя требуется чёткая формулировка проблемы с «тональностью остроты» (задев за живое) для обсуждения. Темами к мозговому штурму могут послужить вопросы построения взаимоотношений педагогов с родителями, организации и обновления предметно – развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО, использование педагогических технологий и др. Сегодня такая форма всё чаще называется «Кружком качества».

Банк идей: это рациональный способ коллективного решения проблем, не поддающихся решению традиционными способами на данном этапе.
Педагогический совет в форме «Банк идей» требует большой предварительной работы старшего воспитателя по изучению состояния проблемы в своём коллективе, особенно если это обновлённый коллектив. В первую очередь – сбор информации о педагогах, включая изучение их личностных качеств. Во  вторых составление плана по изучению или рассмотрению вопроса с разных сторон или ракурсов. В третьих  приглашение гостей из числа родителей или членов управляющего совета.
Такая активная форма методической работы в условиях личностно-ориентированного подхода носит не только творческое начало, но и способствует укреплению коллектива организации, формирует здоровый климат и разумную конкуренцию.

Педагогический ринг – активная форма, которая предполагает атаку соперника вопросами. Вопросы может задавать и ведущий игры. Содержание вопросов может относиться к одной или разным проблемам, в зависимости от цели его проведения: уточнить и систематизировать занятия по одной проблеме или провести мини – диагностику знаний педагогов по целому комплексу вопросов.

Значение использования интерактивных методов в дошкольной организации:

1. Повышение качества воспитательно – образовательного процесса в дошкольной организации.
2. Стимулирование интереса и мотивации педагогов к самообразованию.
3. Повышение уровня активности и самостоятельности.
4. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности.
5. Развитие стремления к сотрудничеству, развитие чувства эмпатии.

Литература:

  1. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М.: Сфера, 2005.
  2. Белая К.Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: Подготовка и проведение. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  3. Голицина Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении.  – М. Скрипторий 2003.
  4. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Интеративные методы в организации педагогических советов в ДОУ. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
  5. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в период прохождения конкурса. Молодчая Т.В., Степанова О.В. /Справочник старшего воспитателя. №9, 2012 г.
  6. Портал информационной поддержки специалистов дошкольных учреждений «Ресурсы образования».

http://www.resobr.ru/materials/46/40794/
http://www.resobr.ru/materials/46/40793/
http://www.resobr.ru/materials/46/40792/