Урок обществознания "Зачем люди общаются?". 7-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 7


Тип урока: Урок нового материала.

Цели:

  • формирование понятия «общение», его содержания, целей и средств общения;
  • показать важность общения для формирования социальной сущности человека;
  • формировать умения анализировать различные формы общения;
  • продолжить формировать навыки культурного и грамотного общения в деловых, бытовых и иных жизненных ситуациях.

«Нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения».

 А. де Сент-Экзюпери

ХОД УРОКА

– На предыдущих уроках мы с вами говорили, что человек – существо социальное. Как вы это понимаете? (Ответы учеников)
– Значит, без общения человек жить не может. Доказательство тому – дети-маугли, о которых мы говорили ранее.
– Как вы объясните, что такое «общение»?
– А происходит ли общение, когда человек читает книгу или смотрит фильм? А когда разговаривает сам с собой? Когда пишет письмо или сочинение?
– Значит, общение – это не только передача информации.
– Для чего люди общаются? (Ответы учеников)
Подведем итоги:

  • Для передачи информации
  • Для передачи чувств, мыслей, для самовыражения и взаимопонимания
  • Для совместной деятельности
  • Ради самого общения

– Что происходит с самим человеком в результате общения? (На основе ответов учащихся делаем вывод еще об одной цели общения)

  • Развитие человека, обогащение его внутреннего мира

Ученые говорят, что 35% информации мы получаем с помощью глаз, жестов, мимики, позы.
Проведем небольшую физкультминутку, передавая информацию без слов:

  • Задумайтесь  (движение глазами вправо, влево)
  • Покажите, что вам нравится сосед (моргание глазами)
  • Скажите «да» (наклоны головой)
  • Скажите «нет» (повороты головы)
  • Скажите «не знаем» (поднимаем– опускаем плечи)
  • Скажите «привет» (приветственно машем руками)

– Давайте попробуем передать информацию, которая записана на листочке ( «я очень недоволен тобой», « я внимательно тебя слушаю», « я так рад тебя видеть – проходи скорее») с помощью позы и жестов.
– Попробуйте определить по фотографии, что происходит на этом совещании по позам людей.

Фото 1 – Кто здесь начальник? Что он говорит?
Фото 2 – Кто заинтересован в этом разговоре? Кто настроен враждебно или скептически?
Фото 3 – Какие чувства переживают эти люди?

– Выполняя задания, вы не всегда бывали правы. Разобраться во внутреннем мире другого человека по внешним признакам очень тяжело. Этим занимаются психологи. Но, конечно, лучше всего выразить свои эмоции и больше передать информации можно с помощью речи.
Подведем итоги, заполнив схему:

Способы общения:

  • Речевые: (монолог, диалог)
  • Неречевые: (с помощью позы, мимики, жестов)

– К какому из этих видов вы отнесете написание письма? Почему?
– Но даже речевое общение имеет свои издержки. Давайте попробуем по очереди описать известную картину и дать ей название.

(Четыре человека выходят из класса, а один рассматривает картину Федотова «Свежий кавалер» или «Сватовство майора», а затем описывает ее одному из вошедших, который картины не видел. Второй человек описывает картину третьему, основываясь лишь на описании первого, третий – основываясь на описании второго и т.д. последний описывает картину классу и дает ей название. В итоге остается минимальная информация,  не главная, не существенная.)

– Какой вывод можно сделать из этого упражнения?
– Поэтому общаться нужно правильно. Проанализируйте следующую ситуацию:

Однажды во дворе многоэтажного дома 5-тилетняя девочка подошла к незнакомому человеку и заговорила с ним просто и естественно: «Здравствуйте, меня зовут Наташа. А вас?» мужчина ответил. «У вас найдется 2 минутки, чтобы поболтать со мной? – деловито спросила Наташа. «конечно», – ответил мужчина. «Расскажу вам одну ужасную историю. Жила-была красивая кукла. Ее все любили. А она любила гулять. И один раз, когда во дворе кукла отошла от своей мамы, на нее наступила чья-то тяжелая, злая нога. Кукла закричала от боли и потеряла сознание. А когда она очнулась, поняла, что стала калекой» тут девочка вынула из-за спины сломанную куклу. «Вот она. Я вижу, что вы добрый, вы хороший, помогите, пожалуйста, моей кукле».
Взрослый человек был очень занят, но он не мог огорчить этого маленького гения общения. Назавтра в условленный час они встретились. Глаза девочки, получившей вылеченную куклу, сияли от восторга. «Не могу ли я чем-нибудь вам помочь?» – спросила она.
– Почему автор заметки назвал девочку «гением общения»? Согласны ли вы с такой оценкой?
– Сформулируйте в тетради (с помощью этой статьи) правила общения? Выполняете ли вы их?

  • Будь вежлив!
  • Уважай собеседника!
  • Рассказывай интересно!
  • Говори комплименты!
  • Будь благодарным!

Домашнее задание: параграф 3, определить особенности общения со сверстниками, взрослыми, малышами.