Тип урока: Урок нового материала.
Цели:
- формирование понятия «общение», его содержания, целей и средств общения;
- показать важность общения для формирования социальной сущности человека;
- формировать умения анализировать различные формы общения;
- продолжить формировать навыки культурного и грамотного общения в деловых, бытовых и иных жизненных ситуациях.
«Нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения».
А. де Сент-Экзюпери
ХОД УРОКА
– На предыдущих уроках мы с вами говорили, что
человек – существо социальное. Как вы это
понимаете? (Ответы учеников)
– Значит, без общения человек жить не может.
Доказательство тому – дети-маугли, о которых мы
говорили ранее.
– Как вы объясните, что такое «общение»?
– А происходит ли общение, когда человек читает
книгу или смотрит фильм? А когда разговаривает
сам с собой? Когда пишет письмо или сочинение?
– Значит, общение – это не только передача
информации.
– Для чего люди общаются? (Ответы учеников)
Подведем итоги:
- Для передачи информации
- Для передачи чувств, мыслей, для самовыражения и взаимопонимания
- Для совместной деятельности
- Ради самого общения
– Что происходит с самим человеком в результате общения? (На основе ответов учащихся делаем вывод еще об одной цели общения)
- Развитие человека, обогащение его внутреннего мира
Ученые говорят, что 35% информации мы получаем с
помощью глаз, жестов, мимики, позы.
Проведем небольшую физкультминутку, передавая
информацию без слов:
- Задумайтесь (движение глазами вправо, влево)
- Покажите, что вам нравится сосед (моргание глазами)
- Скажите «да» (наклоны головой)
- Скажите «нет» (повороты головы)
- Скажите «не знаем» (поднимаем– опускаем плечи)
- Скажите «привет» (приветственно машем руками)
– Давайте попробуем передать информацию,
которая записана на листочке ( «я очень недоволен
тобой», « я внимательно тебя слушаю», « я так рад
тебя видеть – проходи скорее») с помощью позы и
жестов.
– Попробуйте определить по фотографии, что
происходит на этом совещании по позам людей.
Фото 1 – Кто здесь начальник? Что он говорит?
Фото 2 – Кто заинтересован в этом разговоре? Кто
настроен враждебно или скептически?
Фото 3 – Какие чувства переживают эти люди?
– Выполняя задания, вы не всегда бывали правы.
Разобраться во внутреннем мире другого человека
по внешним признакам очень тяжело. Этим
занимаются психологи. Но, конечно, лучше всего
выразить свои эмоции и больше передать
информации можно с помощью речи.
Подведем итоги, заполнив схему:
Способы общения:
- Речевые: (монолог, диалог)
- Неречевые: (с помощью позы, мимики, жестов)
– К какому из этих видов вы отнесете написание
письма? Почему?
– Но даже речевое общение имеет свои издержки.
Давайте попробуем по очереди описать известную
картину и дать ей название.
(Четыре человека выходят из класса, а один рассматривает картину Федотова «Свежий кавалер» или «Сватовство майора», а затем описывает ее одному из вошедших, который картины не видел. Второй человек описывает картину третьему, основываясь лишь на описании первого, третий – основываясь на описании второго и т.д. последний описывает картину классу и дает ей название. В итоге остается минимальная информация, не главная, не существенная.)
– Какой вывод можно сделать из этого
упражнения?
– Поэтому общаться нужно правильно.
Проанализируйте следующую ситуацию:
Однажды во дворе многоэтажного дома 5-тилетняя
девочка подошла к незнакомому человеку и
заговорила с ним просто и естественно:
«Здравствуйте, меня зовут Наташа. А вас?» мужчина
ответил. «У вас найдется 2 минутки, чтобы
поболтать со мной? – деловито спросила Наташа.
«конечно», – ответил мужчина. «Расскажу вам одну
ужасную историю. Жила-была красивая кукла. Ее все
любили. А она любила гулять. И один раз, когда во
дворе кукла отошла от своей мамы, на нее
наступила чья-то тяжелая, злая нога. Кукла
закричала от боли и потеряла сознание. А когда
она очнулась, поняла, что стала калекой» тут
девочка вынула из-за спины сломанную куклу. «Вот
она. Я вижу, что вы добрый, вы хороший, помогите,
пожалуйста, моей кукле».
Взрослый человек был очень занят, но он не мог
огорчить этого маленького гения общения.
Назавтра в условленный час они встретились.
Глаза девочки, получившей вылеченную куклу,
сияли от восторга. «Не могу ли я чем-нибудь вам
помочь?» – спросила она.
– Почему автор заметки назвал девочку «гением
общения»? Согласны ли вы с такой оценкой?
– Сформулируйте в тетради (с помощью этой статьи)
правила общения? Выполняете ли вы их?
- Будь вежлив!
- Уважай собеседника!
- Рассказывай интересно!
- Говори комплименты!
- Будь благодарным!
Домашнее задание: параграф 3, определить особенности общения со сверстниками, взрослыми, малышами.