Арт-терапия один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии ребёнка. Любой ребёнок способен выразить свои чувства и своё состояние в рисовании, музыке, движении. Для некоторых детей это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе, как о творческой личности. Средствами искусства ребёнок может не только выразить себя, но и больше узнать о сверстниках. В творчестве воплощаются чувства, страхи, ожидания, конфликты и примирения. Творческие возможности ребёнка, реализуемые в процессе арт-терапии — это его развитие интеллектуальное, эмоциональное, раскрытие творческого потенциала, возможность преодолеть ограничения, вызванные болезнью.
Современная арт-терапия включает множество направлений: изотерапия, музыкатерапия, песочная терапия, сказкотерапия.
Метод арт-терапии эффективен, он не имеет
ограничений и противопоказаний.
Упражнения по арт-терапии служат инструментом
для изучения чувств, идей и событий, развития
межличностных навыков и отношений, укрепления
самооценки и уверенности, а также создания более
уверенного образа себя.
Особенностями арт-терапевтического подхода являются:
1. Безоценочное восприятие всех работ: в
арт-терапии нет «правильного» или
«неправильного», и это нужно понимать. Детям
чувствуют себя в безопасности, знать, что
создание образов — это способ передачи своего
опыта, мыслей и чувств и что их не будут
оценивать.
2. Дети являются своего рода экспертами.
Упражнения созданы таким образом, что отправная
точка — опыт каждого ребенка. В этом смысле дети
— «эксперты» в отношении своих работ.
3. Важен вклад каждого из детей, он важен и
уникален. Все работы рассматриваем с равным
уважением, вне зависимости от профессионализма.
4. Сохранение тайны необходимо, поскольку
упражнения, возможно, задействуют личный
уровень. Детские тайны охраняем.
5. Дети рассказывают о своей работе. Мы не
интерпретируем работу ребенка (это может делать
только сам автор, по желанию), дети говорят то, что
считают нужным.
Основным видом арт-терапии, применяемым в нашей работе является техника рисуночной терапии (изотерапия). Одно из самых мощных выразительных средств, которым пользуется изобразительное искусство, это краски, воплощающие многообразие окружающего мира.
Наша задача — сфокусировать мысль ребёнка на ощущениях и действиях, связанных с изобразительной деятельностью, а не на символическом содержании рисунков, — для того, чтобы способствовать развитию психологического мышления ребенка.
И в процессе обсуждения мы обращаем внимание на особенности интонации, положение тела, выражение лица и ритм дыхания ребёнка с тем, чтобы при наличии у него сильного эмоционального напряжение переключить его внимание на другую тему. Также обращаем внимание на отсутствующие части изображения и пустые пространства в рисунке, просим ребенка рассказать о том, что он чувствовал в процессе создания работы, до ее начала, а также после ее завершения. Большое значение может иметь обсуждение серии работ, созданных за определенное время. Во время проведения занятий мы стараемся создать атмосферу принятия и безопасности, необходимую для свободного выражения ребёнком содержания своего внутреннего мира как в художественной работе, так и иных формах экспрессивного поведения. Вместе с этим, структурируем и организуем деятельность ребёнка путём формирования определённой системы правил его поведения, фокусировки его внимания на изобразительной деятельности.
Наша задача – это установление с ребёнком эмоционального контакта, необходимого для взаимного обмена чувствами, образами и идеями, то есть для диалога с ребёнком, осуществляемого как напрямую – с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации, – так и опосредованно изобразительными средствами.
Наиболее часто к методу арт-терапии прибегают в реабилитации людей с особенностями развития и в работе с детьми. Дети с отклонениями в развитии имеют сложности в адекватном восприятии мира. У такого человека нарушено представление о целостной картине мира. Ребенок может воспринимать мир, как разрозненный хаотичный набор элементов. В результате он не может найти свое место в жизни, быть полноценным членом общества. Как следствие, характер взаимодействия со средой становится в целом деструктивным. Влиять на такую ситуацию можно по-разному. Наиболее естественным является создание условий для развития человека, его «выстраивания» с помощью природных элементов, а также включенных в жизнь человека гармонизирующих видов
В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие является важнейшим достижением в развитии личности, поэтому эмоциональное раскрепощение в процессе художественного творчества особенно актуально для детей с ОВЗ. Дети с ОВЗ, помимо трудностей в интеллектуальном развитии, испытываю трудности в выражении своих чувств. Эти дети чаще замкнуты, эмоционально неустойчивы и двигательно- расторможены. Обнаружить эти трудности можно, используя различные тесты:
- Тест американского психолога Дж.Бака «Дом, дерево, человек», который решает следующие задачи: выявление характера контакта с реальностью, установление общего эмоционального состояния ребёнка; выявление тревожности и наличие страхов;
- Тест Хоментаускаса «Рисунок семьи», который помогает выявить представления ребёнка о своей семье и своём положении в ней.
- Тест «Несуществующее животное», который расскажет нам о личностных особенностях ребёнка.
Выбор тестов обусловлен доступностью
содержания детям дошкольного возраста. Анализ
полученных с помощью этих методик данных
помогает составить характеристики
эмоционального состояния ребёнка и даёт
возможность наметить действие педагогов.
Психологические особенности таких детей
(тревожность, замкнутость, боязнь ошибиться,
страхи) проявляются в творческой деятельности,
тормозя её развитие: дети плохо ориентировались
на листе, предпочитали одни формы изображения
другим, не могли охарактеризовать результаты
своего творчества.
Учитывая эти особенности, нами были разработаны
этапы коррекционной работы по эмоциональному
развитию детей в творчестве.
Первый этап
Цель — создание условий для того, чтобы помочь детям уверенно и свободно ориентироваться и располагать предметы на листе бумаги. Для этого проводились занятия в ходе которых дети пробовали располагать по всей поверхности листа геометрические фигуры разной формы и разного цвета. Работа шла не просто, но в итоге дети достигли интересных результатов: некоторые из работ имели характер законченного поэтического образа.
Второй этап
Цель — формирование осмысленного отношения к смешиванию красок с целью получения новых, «изобретённых цветов». Работа проводилась индивидуально, в парах и коллективно. Детям раздавались белые картонные полосы, на которых они изображали, как они себе представляют лазурное небо. Затем из полос составлялось небо, на котором дели коллективно изображали солнце. Важно, чтобы они почувствовали радость от работы; чтобы в процессе творчества мы помогли им наладить контакт, почувствовать нужность и важность своей работы в общем деле.
Третий этап.
Цель: Выявление особенностей творческого видения детей в процессе создания изображения в условиях, затрудняющих непосредственное его восприятие, с помощью нетрадиционных методов рисования:
1. Граттаж – в переводе с французского «скрести, царапать».
Берём плотный лист бумаги, восковую свечу, мыльную воду, гуашь, широкую кисть, банку с водой и приступаем к работе:
- Выбираем тему рисунка;
- Тонируем лист бумаги, согласно своей темы или замысла;
- Наносим на лист бумаги свечу (пройти по листу 3,4 раза);
- Тонируем гуашью ещё раз лист бумаги, чтобы был контраст;
- После того, как лист высох, приступаем к процарапыванию (обратной стороной кисти или не пишущим стержнем).
2. Рисование с помощью трубочек.
Берём плотный лист бумаги, гуашевые краски, кисть, баночка с водой и соломку для коктейля. Тонируем лист бумаги (можно разных оттенков: небо и земля, море и песок, небо и трава). После того, как лист высохнет, нанести на лист бумаги большую каплю краски и раздуваем её через трубочку.
3. Рисование на манной крупе.
Продумав тему рисунка, (например— пейзаж, натюрморт), тонируем бумагу раствором из клея ПВА, посыпаем лист бумаги манной крупой, затем, перевернув лист бумаги широкой кистью наносим на лист воду (с изнанки). Дав листу подсохнуть, перевернуть и приступить к рисунку.
Четвёртый этап.
Цель — поддерживать интерес к творческой
деятельности.
Увлечение «творческой игрой» с новым материалом
практически снимало закомплексованность детей,
проявляющуюся в расположении изображений на
листе, значительно облегчало их высказывания,
связанные с изображаемым объектом, как в
процессе работы, так и после нее.
Анализ результатов проведённой работы показал: у детей, имеющих повышенный уровень эмоциональной возбудимости, наблюдался спад расторможенности, дети стали более спокойными, темп речи стал равномерным.
Эмоциональное благополучие и уровень тревожности- достаточно сложные психические переменные. Их невозможно определить путём одномоментного среза, поэтому для выявлении их динамики, мы анализировали детские работы на протяжении всех занятий.
Творческая деятельность обладает достаточным количеством ресурсов для эмоционального раскрепощения детей. Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и реальностью. Оно включает в себя элементы того и другого, позволяя создать некий синтез, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств.
Многие психические и некоторые физические отклонения делают ребенка пассивным. Круг его интересов становится узким. Потребность в активном взаимодействии с миром снижается. В результате снижается и способность к адаптации. Он уходит в себя. Он считает, что не сможет найти выход из сложившейся ситуации. Арт-терапия позволяет разорвать этот порочный круг. Когда ребенок занимается творчеством, он изобретает новые и новые способы выражения своих эмоций. И бессознательно новые и новые способы общения с миром. Т.е. утраченные способности восстанавливаются.
В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Это очень важно, что успех в творчестве бессознательно переносится и на обычную жизнь.
Литература:
- Лебедева Е.Н. «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с ЗПР,М.2004г.
- Копытин А.И. «Практикум по арт-терапии» С.-П. 2000г.
- Луговых Н.И. «об эмоциональном раскрепощении в процессе художественного творчества» Д.в. 2006г.
- Степанов С.С. «Диагностика интеллекта методом рисуночного теста» М. 1996г.