«Крупные государства и города мира. Сравнение стран мира по политической карте». 5-й класс

Разделы: География

Класс: 5


Тип урока: урок-практикум с элементами проектной деятельности.

Цели: формирование практических умений работы с политической картой, развитие умений работать в группе.

Предметные результаты:

- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из “языков” международного общения;

- уметь выделять самые крупные страны, свою страну, страны-соседи, уметь сравнивать по величине.

Личностные результаты:

- воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира.

Метапредметные результаты:

Регулятивные - формирование умения осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Познавательные - формирование умения извлекать информацию из различных источников (умение работать с таблицей и географической картой).

Коммуникативные - формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Учебно-методическое обеспечение:

“Политическая карта мира”, учебники “География.5-6 классы” серия “Полярная звезда”, фотографии с видами достопримечательностей крупнейших стран мира и России, презентация “ Города России” (выполняется с ошибками), таблица “Крупнейшие страны мира”, инструктивные карточки с практическими заданиями, атлас для 5-6 класса.

Техническое обеспечение: ноутбук, компьютер, проектор, доска с магнитами.

Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент Добрый день! Начинаем урок географии Дети рассажены по группам 3 группы по 4 человека.
2. Мотивация учебной деятельности. Мир людей многообразен и изменчив. Хорошо ориентироваться в нём поможет знание политической карты. В мире насчитывается более 200 стран. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. Слушают учителя, настраиваются на работу, включаются в деловой ритм.
3. Актуализация знаний. Целеполагание - Прошу внимание на СЛАЙД №1

(Приложение №6)

Школьники из разных стран прислали вам почтовые открытки.

Определите:

Из какой страны пришла каждая открытка?

(После того, как будут названы страны)

- У вас на столе находятся тексты о странах. Определите, о какой стране идёт речь в тексте.

(Приложение №1)

- Откройте атласы, найдите названные страны на политической карте. Назовите столицу и крупные города.

Также работаем на карте у доски. Показываем страны и города на “Политической карте”

Что вы можете сказать о странах, которые мы назвали (Россия, США, Китай, Бразилия), что их объединяет?

Итак, сегодня на уроке мы изучим

“Крупные государства мира” СЛАЙД №2 (Приложение №6)

Как вы думаете, какие вопросы мы должны разобрать, чтобы изучить тему, какие задачи поставить?

Учитель конкретизирует и помогает:

Наша задача - научиться быстро находить и показывать на карте наиболее крупные и известные страны и свою страну. Мы будем сравнивать страны по политической карте. Сравнивать их по величине территории, по расположению на планете и относительно друг друга.

(Учитель записывает вопросы на доске)

Предлагаю вам решить эти вопросы и задачи в процессе практической работы.

Определение стран по достопримечательностям.

Называют: №1 - Россия,   №2 Китай,  №3 - Бразилия, №4 - США.

1 группа - текст А - о США.

2 группа - текст Б - о Китае.

3 группа - текст В - о Бразилии.

Находят, называют:

Россия - столица Москва (Санкт-Петербург),

Бразилия - столица Бразилиа (город Рио-де-Жанейро),

Китай - столица Пекин (город Шанхай), США – столица Вашингтон (Нью-Йорк).

Определяют, что это крупнейшие страны мира.

Предполагаемые ответы:

Где находятся страны?

Чем они отличаются?

4. Практическая работа.

1 этап – работа с таблицей и географические задачи (работа по карте).

 

Физкультминутка

- На столах у вас имеются инструктивные карточки с практическими заданиями.

(Приложение №2)

Выполняем 2 задания.

На выполнение работы отводится 7 минут.

Чтобы успеть, всё сделать, распределите задания между участниками группы.

По окончании работы проверяем результаты.

- 1 группа озвучьте результаты рейтинга по 1 заданию.

(Приложение №3)

- 2 группа озвучьте результаты задания №1 по определению положения стран относительно частей света. (Приложение №3)

Проверяем задание №2.

На СЛАЙДЕ №3. (Приложение №6) демонстрируются ответы к заданию №2.

Все хорошо поработали, предлагаю немного отдохнуть. Включить видео:

http://videouroki.net

Определяют по карте местоположение самых крупных государств на Земле.

Сравнивают их по величине территории.

Определяют местонахождение по отношению к частям света. Заполняют таблицу.

Работают по политической карте.

Определяют положение стран по отношению к сторонам света и главным линиям градусной сетки.

Называют рейтинг 10 самых крупных стран мира. Во время ответа один ученик называет рейтинг, второй показывает на карте, названные страны.

 

Проверяют, выставляют оценку за работу.

 

Выполняют упражнения физкультминутки.

 

2 этап - проектное задание.

 

Творческие задания.

Работа с текстами.

 

Работа с презентацией.

Все отдохнули и готовы вновь приступить к работе. Предлагаю выполнить индивидуальные задания для каждой группы.

1 группа. Напишите открытку другу. Расскажите главное о нашей стране - России.

Объём рассказа: 5 предложений.

Требования к содержанию:

Используйте следующие слова и словосочетания.

- Западное, Восточное, Северное полушария.

- Северный полярный круг

- Моря и океаны

- Соседи.

2 группа - для вас задания в конверте “Города России”. (Приложение №4)

Прочитайте тексты, рассмотрите открытки из городов России. Установите соответствие между текстами и открытками. Определите, из каких городов они пришли?

Дополнительно (определите координаты городов)

Отчёт по заданию оформите на доске (закрепив открытки с помощью магнитов)

3 группа – для вас на ноутбуке, который находится у вас на столе, презентация о городах России.

Приложение №5.

Тексты на слайдах содержат ошибки. Найдите их и исправьте.

На выполнение работы отводится 7 минут.

1. Составляют рассказ о нашей стране.

 

2. Устанавливают соответствие между текстами и открытками. Оформляют работу на доске с помощью магнитов.

 

3. Работают с презентацией.

Читают тексты, рассматривают открытки. Устанавливают соответствие.

5.Итоги практикума Группы представьте свои наработки.

Давайте посмотрим, выполнили ли мы задачи, которые наметили в начале урока (возвращаемся к записи на доске).

Организуется диалог.

1 группа. Представляет отчёт проектного задания.

Предполагаемый текст.

Дорогой друг!

Наша страна расположена в двух частях света. У нас много соседних государств. Мы имеем выход к трём океанам и 13 морям. В западной части страны у нас живёт больше людей, чем в восточной. Наша страна – многонациональна. У нас самая большая в мире территория!

- Отчёт 2 группы.

Города России:

Рисунок 1. Москва – текст А.

(56°с.ш. 37°в.д)

Рисунок 2. Санкт-Петербург – текст Б.

(60°с.ш. 30°в.д)

Рисунок 3. Нижний Новгород – текст В.

(56°с.ш.44°в.д)

Отчёт 3 группы. (Приложение №5)

Анализируют выполнение задач урока.

6. Рефлексия. В инструктивной карточке найдите 4 часть.

Отметим свои достижения. “Я узнал”, “Я научился”, “Мне было интересно”

Отмечают свои достижения, записывая в инструктивной карточке.
7. Домашнее задание Исследование

Проведите среди своих знакомых небольшое исследование.

А) Выясните, какие страны им известны (количество).

Б) Выясните, могут ли они назвать знаменитых людей (писателей, художников, артистов из этих стран).

В) Выясните, какие географические названия и достопримечательности, связанные с этими странами им известны.

Все вопросы домашнего задания будут размещены в ЭКЖ (в электронном классном журнале) на сайте школы.

Благодарю всех за работу на уроке!

Записывают домашнее задание

Литература к уроку

“География. 5-6 классы” учебник для общеобразовательных организаций. Под редакцией А.И. Алексеева, Ю.Н. Гладкого. М.: Просвещение, 2013.

“Рабочие программы. География. Предметная линия учебников “Полярная звезда”. 5-9 классы М.Просвещение, 2011.