Цель: расширить и углубить знания обучающихся о формах расселения населения; сформировать представление об урбанизации как о всемирном процессе, выявить наиболее значимые проблемы, присущие основным формам расселения.
Средства обучения: политическая карта мира, атласы, медиапрезентация “Расселение населения. Урбанизация”.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Продолжительность урока - 45 мин.
Ход урока
I. Организационный этап. (2 мин.)
II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. (3 мин.)
- Сегодня мы продолжаем изучать тему: “География населения мира” Запишете дату и тему урока:
Слайд 1. Презентация
Расселение населения. Урбанизация
Цель: расширить и углубить знания о формах расселения населения; сформулировать представление об урбанизации; основных чертах и темпах урбанизации.
III. Этап усвоения новых знаний (25 мин.)
Расселение - процесс распределения и перераспределения населения на определенной территории.
Слайд 2
Слайд 3
Первые сельские поселения появились в связи с развитием оседлых поселений. Сельских поселений в мире насчитывается около 20 млн., а в России – 150 тыс.
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Городские поселения возникли в результате развития ремесел задолго до начала нашей эры на Востоке. В истории цивилизации с древнейших времен и до середины 19 века Восток был более городским чем Запад.
Слайд 7.
В Средние века с зарождением капиталистического производства (1400 г.) самыми большими городами в Европе были:
Париж (Лютенция) – 275 тыс. .жителей
Флоренция – 61 тыс. жителей
Лондон – 45 тыс. жителей
Новгород – 50 тыс. жителей
Псков – 35 тыс. жителей
Москва – 30 тыс. жителей
Милан – 125 тыс. жителей
Брюгге – 125 тыс. жителей
Венеция –110 тыс. жителей
Генуя – 100 тыс. жителей
Прага – 95 тыс. жителей
Уровень городской численности сильно варьируется в разных странах.
Слайд 8
Уровень численности городского населения.
Страны | Численность населения |
Дания, Швеция, Финляндия Канада, Австралия ФРГ, Франция США, Мексика Индия, Иран Швейцария, Малайзия Нигерия Япония Южная Корея Россия |
Свыше 200 чел. Свыше 1 тыс. чел Свыше 2 тыс. чел Свыше 2,5 тыс. чел Свыше 5 тыс. чел Свыше 10 тыс. чел Свыше 20 тыс. чел Свыше 30 тыс. чел Свыше 40 тыс. чел Свыше 12 тыс. чел |
А в чем заключается отличие городских поселений от сельских. На основе знаний, полученных при изучении географии в 9 классе, назовите отличия городов от сел?
Слайд 9
Отличие городов от сел.
- Высокая людность и плотность населения
- Занятость в промышленности
- Наличие административных функций
- Этажность застройки
- Динамичность населения
- Развитая инфраструктура
- Городской образ жизни
- Уровень благоустройства
Давайте остановится подробнее на одном из отличий города и села - “этажность застройки”. Заслушаем сообщение о небоскребах
Слайд 10
- Самым первым небоскребом в мире считался 10-этажный Дом Страхования в Чикаго, построенный в 1885 году.
Слайд 11
- К первым небоскребам можно отнести Эйфелеву башню в Париже.
Слайд 12
- Первое место занимает Дубайская башня высотой 818 м 164 этажа построенная в 2009 году.
Слайд 13
- Высочайшим небоскребом Европы принято считать 57-этажный Триумф Палас, построенный в Москве. Выполнено это здание в духе сталинских многоэтажек, а высота его с учетом шпиля – 264 м.
- Новаторским решением был проект двух башен всемирного торгового центра в Нью-Йорке, построенного в 1962-1977 г.г., долгое время возглавляющего список самых высоких зданий мира.
Слайд 14
Башни близнецы в Нью-Йорке
Какие чувства испытываете вы, глядя на это архитектурное сооружение- символ величия Америки? (Восторг, гордость за изобретения, достижение человечества в области архитектуры и т.д.)
Слайд 15
Эти башни были разрушены в результате террористической акции 11 сентября 2001 г., совершенной террористической организацией Аль-Кайда, возглавляемой международным террористом №1, Саудовским миллионером Усамой бен Ладеном. Погибло 2751 человек, тела 276 человек извлечены из-под руин всемирного торгового центра. Какие чувства вы испытываете теперь, глядя на последствия террористической акции?
(Разочарования по поводу уничтожения архитектурного сооружения, боль, сострадание по отношению к погибшим людям, гнев по отношению к террористам.)
С городскими поселениями связано понятие - “урбанизация”.
Что такое урбанизация?
Урбанизация – это:
- рост городского населения
- усиление роли городов
- распространение городского образа жизни.
Слайд 16
Современная урбанизация обладает тремя общими чертами, характерными для большинства стран.
Черты урбанизации.
1. Быстрые темпы роста городского населения, особенно в менее развитых странах.
2. Концентрация населения, в основном, в крупных городах.
3. Расползание городов вширь. Города превращаются в агломерации, агломерации в мегалополисы.
Агломерация – это скопление городских поселений вокруг крупного города.
Пример: Города Екатеринбургской агломерации: Среднеуральск, Первоуральск, Ревда, В.Пышма, Березовский, Асбест, Арамиль, Сысерть, Дегтярск, Н.Серги, Михайловск, Полевской.
Давайте послушаем сообщение выполненное к уроку “Мегалополисы”.
А сейчас выполните задание:
1. Используя таблицу 31 стр.62 в учебнике, изучите размещение крупнейших городов мира.
2. Назовите и покажите на карте города-миллионеры России: Москва, С-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Самара, Омск, Пермь, Челябинск, Уфа, Казань, Ростов на Дону, Волгоград.
По уровню урбанизации страны можно разделить на 3 группы
Слайд 17
Страны высокоурбани зированые свыше 50% | Среднеурбанизированные от 20% до 50% | Слабоурбанизированные страны ниже 20 % |
Кувейт 97 Бельгия 95 Венесуэла 93 |
Индия 28 Китай 36 Вьетнам 20 |
Бурунди 8 Руанда 8 Непал 12 |
В некоторых городах – государствах уровень урбанизации достигает 100% - Сингапур, Ватикан, Сан-Марино.
В настоящее время все страны по показателям темпов роста городского населения можно разделить на две группы.
Страны (по показателям темпов роста городского населения)
Страны с высокими темпами роста городского населения развивающиеся страны (с низким уровнем экономического развития) | Страны с низкими темпами роста городского населения развитые страны (с высоким уровнем экономического развития) |
В настоящее время в развивающихся странах находится и больше городов- миллионеров. Особенно велика их доля в Азии. Это явление получило название городского взрыва. В развивающихся странах рост городов опережает развитие строительства, промышленности, инфраструктуры бытового обслуживания населения. При этом неимущее население обычно селится на окраинах, где возникают пояса нищеты. Подобная урбанизация называется трущобной или ложной.
IV. Этап закрепления новых знаний. (10 мин.)
И так, мы с вами выяснили что такое расселение, формы расселения – о сельских и городских поселениях, имеем представление об урбанизации. В качестве закрепления темы проведем дискуссию “Урбанизация-зло или благо для планеты?”.
V. Этап информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (2 мин.)
1. Подготовиться к зачету по теме: “Расселение населения. Урбанизация”.
2. По желанию составить кроссворд на тему: “Города-миллионеры”.
VI. Подведение итогов урока. (3 мин.).
- Сделайте вывод, достигли вы цели урока?
- Как вы оцениваете полученные сегодня знания (глубокие, осознанные, предстоит осознать, неосознанные)?
- Дайте оценку работы группы на уроке.
- Кого хотели бы вы поблагодарить за работу, общение на уроке?
- Я тоже благодарю всех вас за урок.