Цели деятельности педагога: создать условия для формирования представления о жанре “рассказ”, для развития умения слушать и слышать литературные произведения о сверстниках, высказывать своё отношение к поступкам героев, развивать познавательные способности учащихся на основе системы развивающего обучения..
Планируемые результаты (УУД):
личностные: соотносят поступок с моральной нормой, оценивают свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно); воспринимают речь учителя, высказывают свою точку зрения;
метапредметные:
регулятивные: анализируют собственную работу, оценивают результаты деятельности:
познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, применяют модели для получения информации;
коммуникативные: воспринимают текст с учётом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для её решения, составляют план текста, озаглавливают каждую часть, пересказывают по плану;
предметные: научатся читать рассказы и отвечать на вопросы по содержанию, использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения); получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного произведения, находить в тексте информацию о героях произведения.
Оборудование.
1. Выставка книг В. А. Осеевой и её портрет.
2. Карточки для работы в парах с произведениями В.Осеевой.
3. Энциклопедия о животных; изображения животных.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Психологический настрой на урок. | Организует настрой на урок. - Каким вы хотите видеть наш урок? - Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Подарите каждому по кусочку солнышка, Пусть добром наполнятся души их до донышка. - Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами. |
Слушают и выполняют поставленные задания. |
II. Постановка цели и задачи урока. | 1. Организует беседу. - Посмотрите на портрет писательницы. Кто эта? - Что вы о ней знаете? - Какие рассказы В. Осеевой вы читали? - Кто главные герои её рассказов? - Чем вам нравятся рассказы В. Осеевой? 2. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока. |
Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя.
Выдвигают предположения о теме урока. |
III. Работа над содержанием текста. | 1.Организует работу по первичному чтению произведения В. А. Осеевой “Кто хозяин?” | Весь класс во фронтальном режиме слушает текст произведения. |
2. Организует беседу. - Что вам особенно понравилось? - Назовите действующих лиц? - Какими были мальчики? 3. Моделирование обложки. - Что я вам прочитала? - Правильно, это рассказ. - Как обозначите на модели? Нарисуйте. - О ком этот рассказ? - Каким цветом раскрасите прямоугольник? - Кто же написал этот рассказ? - Представьте, что вы писатели, как бы вы озаглавили этот рассказ? - А хотите ли вы узнать, как В.А. Осеева озаглавила этот замечательный рассказ? - Для этого откройте учебник “Литературное чтение” на стр.66. Прочитайте фамилию автора. - Как же В.А. Осеева озаглавила своё произведение? - Как вы думаете, почему В.А. Осеева озаглавила именно так свой рассказ? 4. Организует работу с рассказом. - Предлагает прочитать первую часть рассказа. 5. Организует обсуждение первой части рассказа. - Как автор знакомит вас с героями? - Что вы думаете о мальчиках? - Как у Коли и у Вани появилась собака Жук? - Как мальчики отнеслись к собаке? - Какое чувство вы испытывали, когда читали? - А почему? 6. Предлагает озаглавить первую часть рассказа? 7. Предлагает прочитать вторую часть рассказа по ролям. - Сколько героев в рассказе? - С какой интонацией нужно читать каждую роль? 8. Предлагает беседу по второй части рассказа. - О чём спорили мальчики? - Какое чувство вы испытывали при чтении этой части? 9. Предлагает озаглавить вторую часть рассказа? - Как можно озаглавить эту часть? 10. Предлагает прочитать последнюю часть рассказа. 11.Предлагает беседу к последней части рассказа. - Что произошло с собакой ребят? - Кто бросился на помощь к собаке? - Как закончился спор мальчиков? Объясните почему? - Какое чувство вы испытывали при чтении этой части? 12. Предлагает озаглавить последнюю часть рассказа? - Как можно озаглавить эту часть рассказа? 13. Организует обсуждение характеров героев произведения. 14. Организует обсуждение обобщающего вывода произведения. |
Участвуют в беседе по содержанию
рассказа.
Моделируют обложку под руководством учителя.
Открывают учебник “Литературное чтение” стр. 66.
Двое учащихся последовательно один за другим вслух читают первую часть рассказа. Участвуют в беседе по содержанию рассказа. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Предлагают варианты заголовков для первой части рассказа. Вслух по ролям (сколько героев–столько читающих) читают текст рассказа с фиксацией интонации.
Участвуют в беседе по второй части рассказа.
Предлагают варианты заголовков для второй части рассказа. Вслух “цепочкой” читают последнюю часть рассказа. Отвечают на поставленные учителем вопросы.
Предлагают варианты заголовков для последней части рассказа.
Участвуют в беседе по обсуждению характеров героев произведения.
|
|
IV. Физминутка. | Проводит физкультминутку. | |
V. Применение знаний и умений. | Предлагает пересказать рассказ по плану, записанному на доске. | Озвучивают последовательность развития сюжета с опорой на план. |
VI. Контроль и самооценка знаний | Предлагает работу в рабочих
тетрадях на стр. 40. - Запишите имена мальчиков, которые ухаживали за собакой. - Кто был настоящим другом Жука? Найдите ответ в тексте и допишите. - Прочитайте пословицы. Подчеркните ту, которая подходит к рассказу В.А. Осеевой “Кто хозяин?”.
* За друга умей постоять. |
Выполняют работу в рабочих тетрадях. |
VII. Итог урока. | 1. Подводит учащихся к итогу
урока. - С каким произведением познакомились на уроке? - Кто автор? - Вспомните, какие произведения В.А. Осеевой о детях вы уже читали. 2. Предлагает работу по карточкам в парах. Карточка. В. Осеева. Три товарища. В. Осеева. Кто наказал его? В. Осеева. Потерянный день. В. Осеева. Три товарища. В. Осеева Печенье. - Можно ли сделать вывод, что вам понравились
произведения В.А. Осеевой? |
Отвечают на поставленные
учителем вопросы.
Говорят краткое содержание рассказа и выделяют моральное содержание произведения. (Используют содержание учебника)
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
VIII. Рефлексия. | Предлагает поделиться
впечатлениями об уроке. - Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе? - Что приобрели? - Что вам этот урок дал для жизни? |
Высказывают своё мнение. |