Актуальность проекта: Данная разработка обусловлена объективными причинами: необходимостью удовлетворения особых образовательных потребностей ребенка с глубокими нарушениями зрения с учетом специфики структуры дефекта, степени выраженности первичного дефекта (только светоощущение); необходимостью адаптации содержания коррекционно-педагогической работы, ориентированной на детей с косоглазием и амблиопией, необходимостью подбора адекватных средств восприятия и познания окружающего мира под сохранные анализаторы тотально слепого ребенка (тактильно-двигательный, слуховой, вкусовой, обонятельный), нахождения “обходных путей”.
А также субъективными причинами: познавательным интересом ребенка, проявляемым к объектам окружающей действительности, о которых он слышит от окружающих взрослых и детей, может ощупать руками, попробовать на вкус или обоняние; желанием ребенка работать со взрослым не столько индивидуально, сколько включаясь в подгруппу детей-ровесников.
Цель проекта: создать условия для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с функциональными и глубокими нарушениями зрения.
Задачи.
1) Образовательные
2) Развивающие
3) Воспитательные:
Проект “Чудесная мастерская” разработан для детей 6-7 лет с функциональными и глубокими нарушениями зрения.
Сроки реализации проекта – 1 год.
Содержание непосредственно образовательной деятельности педагога по изобразительному искусству, организуемой с детьми старшего дошкольного возраста с функциональными и глубокими нарушениями зрения:
Октябрь – “Сказочная рыбка”, Роспись поделки “Сказочная рыбка”, “Ежик”, Роспись поделки “Ежик”.
Ноябрь – “Барашек”, Роспись поделки “Барашек”, “Собачка”, Роспись поделки “Собачка”.
Декабрь – “Ангелочки”, Роспись поделки “Ангелочки”, “Красивый букет”, Роспись поделки “Красивый букет”.
Январь – “Медведь с гармошкой”, Роспись поделки “Медведь с гармошкой”, “Индюк”, Роспись поделки “Индюк”.
Февраль - “Богатырь”, Роспись поделки “Богатырь”, “Эскадра кораблей”, Роспись поделки “Корабль”.
Март – “Барышня”, Роспись поделки “Барышня”, “Шкатулка”, Роспись поделки “Шкатулка”.
Апрель – “Птица с птенцами”, Роспись поделки “Птица с птенцами”, “Домик”, Роспись поделки “Нарядный домик”.
Май – “Бабочки и цветы”, Роспись поделки “Бабочки и цветы”, “Лепка по замыслу”, Роспись поделки, созданной по замыслу. (Приложение 1)
Ребенок с глубокими нарушениями зрения в процессе непосредственно образовательной деятельности по изобразительному искусству испытывает трудности. Из-за глубокого нарушения зрительного восприятия (наличие только светоощущения) у ребенка отсутствует способность визуально воспринимать: особенности народной игрушки; показываемые способы подготовки и деления материала (глины); способы создания лепных изображений (скульптурный, пластический, конструктивный), осуществление подбора изобразительно-выразительных средств; композиционное размещение частей, объектов; плоскопечатные таблицы, условные обозначения, отражающие специфику создания новых цветов и оттенков цвета, передающие колористические (цветосочетание) и композиционные особенности элементов народной (дымковской) росписи.
В связи с этим были определены “обходные пути” для включения ребенка с глубоким нарушением зрения в подгрупповые НОД с детьми с функциональными нарушениями зрения:
1. Пропедевтическая работа учителя-дефектолога (тифлопедагога) по подготовке ребенка с глубокими нарушениями зрения к включению в непосредственно образовательную деятельность, организуемую педагогом по изобразительному искусству: тактильно-двигательное обследование игрушки, объемной модели того или иного объекта (рыбы, ежа, барана, собаки, птицы, бабочки; бутонов натуральных цветов, листьев, стеблей; декоративной фигурки ангела, богатыря/воина; шкатулки, домика), народных дымковских игрушек (“Медведь с гармошкой”, “Индюк”, “Барышня”) с целью выделения основных частей (их формы, величины), дополнительных деталей, пропорциональных соотношений частей в определенном объекте, пропорциональных соотношений внутри композиции; тактильно-двигательное обследование тактильной картинки с целью выделения фактуры того или иного объекта, предмета (“чешуя”, “иголки”, “шерсть”, “колечки из шерсти” и т.п.).
2. Парная работа педагогов:
Ведущий педагог (педагог по изобразительной деятельности) работает со всеми детьми:
- осуществляет объяснение нового материала,
- показ новых способов создания лепных образов,
- активизирует использование уже знакомых детям способов создания лепных поделок,
- стимулирует поиск изобразительно-выразительных средств.
Ассистирующий педагог (тьютор - учитель-дефектолог, тифлопедагог), который работает непосредственно с ребенком, имеющим глубокое нарушение зрения.
3. Формы организации деятельности детей - подгрупповая (в зависимости от степени включенности ребенка с глубоким нарушением зрения во взаимодействие с детьми, имеющими функциональные нарушения зрения):
- Подгрупповая работа “рядом” - ведущий педагог работает с подгруппой детей, имеющий одинаковый уровень сформированности технических навыков работы с глиной и одинаковый темп работы - при объяснении нового материала или отработке определенного технологического приема;
ассистирующий педагог (тифлопедагог) выполняет приемы создания лепной поделки совместными действиями с ребенком, имеющим глубокое нарушение зрения
- Эпизодическое подключение ребенка с более высокой остротой зрения и более высоким темпом выполнения деятельности – работа проводится с подгруппой детей (5-6 человек), в которой один из детей обладает более высоким темпом работы. Данного ребенка привлекают к отдельным совместным действиям, выполняемым с ребенком с глубоким нарушением зрения (при участии и под контролем ассистирующего педагога – учителя-дефектолога) в процессе и по окончании создания лепного образа - деление материала на нужное количество частей разной величины; ощупывание уже готовой поделки друг друга и т.д.
- Работа в вариативной паре (на разных занятиях ребенок с глубоким нарушением зрения работает с разными партнерами-сверстниками) с ребенком с более высокой остротой зрения: дети обсуждают совместный замысел, расположение частей лепной композиции на миниплоскости; поэтапно осуществляют лепку составных частей общей композиции (учитель-дефектолог совместными действиями с ребенком с глубокими нарушениями зрения); оба ребенка совместными действиями ощупывают поделки друг друга, поочередно располагают элементы композиции в микропространстве листа.
- Коллективная работа ребенка с глубоким нарушением зрения с детьми с более высокой остротой зрения: обсуждают замысел, распределяют обязанности, поэтапно осуществляют лепку персонажей/объектов, составляющих композицию (учитель-дефектолог - совместными действиями с ребенком с глубокими нарушениями зрения); совместными действиями ощупывают поделки друг друга, дети помогают акцентировать внимание на дополнительных элементах; дети оказывают помощь по лепке дополнительные элементов и украшают поделку; поочередно располагают элементы композиции в микропространстве листа.
4. Вспомогательные средства для передачи цвета объекта (цель: создание ассоциативной связи между цветом и тактильным ощущением)
В основе лежат экспериментальные данные А.С. Новомейского о феномене кожного “зрения” (кожно-оптическом чувстве) – способности кожных покровов реагировать на световые и цветовые раздражители. Совокупность возникающих ощущений специфична для каждого цветового тона, благодаря чему происходит их различение.
По ощущениям, возникающим при различной силе притяжения цветовые тона делятся на:
Гладкие, скользкие – голубой, желтый.
Вязкие, притягивающие, цепляющиеся – красный, зеленый, синий.
Шероховатые, тормозящие – оранжевый, фиолетовый.
Белый – наиболее гладкий.
Черный – наиболее тормозной.
Под каждую баночку с краской подкладывается тактильная табличка, формирующая ассоциативную связь между цветом и осязательным ощущением.
Красный цвет - красная шерстяная ткань, движение производится против нитей для создания цепляющегося тактильного ощущения.
Желтый цвет - желтый нагретый шелк, атласная лента для создания эффекта гладкости, скользкости.
Зеленый цвет - зеленая вязкая масса для лепки, нанесенная на табличку (эффект вязкости).
Синий цвет - синий охлажденный гофрированный металлизированный картон (для создания эффекта цепляния).
Белый цвет - белый пластик (ощущение наибольшей гладкости).
Черный цвет - черная наждачная бумага (наиболее тормозной эффект).
5. Вспомогательные средства для росписи лепной поделки ребенком с глубокими нарушениями зрения:
- использование тактильных таблиц, передающих элементы дымковской росписи (круги, пятна, точки, прямые линии и штрихи, выполненные из бархатной бумаги или материала, передающего ассоциативную связь между цветом элемента и тактильным ощущением);
- использование совместных действий (пассивных), пассивно-активных действий педагога и ребенка (действие начинается совместно, далее ребенок заканчивает действие самостоятельно – совместно-раздельное действие) для покрытия глиняной лепной поделки локальным (одним) цветом, для украшения элементами декоративной росписи;
- использование осязательных движений ребенка для определения частей поделки, покрытых/непокрытых краской; для определения нанесенных объемных элементов декоративной росписи на лепную поделку (после высыхания; поделка принадлежит ребенку либо сверстнику);
- добавление манной крупы в гуашь для передачи объемности элементов росписи при нанесении краски на лепную поделку;
- применение ватных палочек разного диаметра для нанесения элементов декоративной росписи (круги, пятна, точки, прямые линии и штрихи);
- использование внутренних трафаретов (выполнены из толстого картона, позволяющего пальцу не соскальзывать, не выходить за пределы трафарета) с изображениями геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник); на первоначальном этапе ребенок наносить краску пальцем внутри трафарета, затем использует ватную палочку; производятся совместные действия с педагогом (пассивные: рука педагога над рукой ребенка, управляет движением), затем совместно-раздельные действия (пассивно-активные).
Таким образом, данные “обходные пути”, учитывая объективные и субъективные причины, способствуют эффективному включению ребенка с глубоким нарушением зрения в непосредственно образовательную деятельность педагога по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения.
Список использованной и рекомендуемой литературы
- Бутамбаев М. Гончарное ремесло. 1 и 2 часть. Ростов-на-Дону, 2001.
- Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. 1998.
- Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М.Б.Халезовой-Зацепиной, 2008.
- Долорс Рос. Керамика. Москва, АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003.
- Кард В. Сказки из пластилина. Санкт-Петербург, Свинкс.
- Колякина В. И. Методика организации уроков коллективного творчества. Москва, ВЛАДОС, 2002.
- Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. Москва, 1985.
- Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих / А.Г. Литвак. С-Пб., 2006. С.192-193.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. ООО “Карапуз”, 2007.
- Лыкова И. А. Лепим, фантазируем, играем. Москва, 2001.
- Марина З. Лепим из пластилина. Санкт-Петербург, Кристалл, 1997.
- Морозова О. А. Волшебный пластилин. Москва, Мозаика-Синтез, 1998.
- Мясникова Л.В. Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения.- Саратов: Центр реабилитации и помощи детям с нарушением зрения, 2006.
- Осипова Л.Б. Развитие осязания и мелкой моторики как средство компенсации зрительной недостаточности у младших дошкольников с нарушением зрения. Дисс…канд.пед.наук. М., 2010.
- Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения. М., 2008.
- Рубцова Е.В. Фантазии из соленого теста. 2008.
- Синеглазова М.О. Удивительное соленое тесто, 2006.
- Силаева К. Соленое тесто. Москва, 2004.
- Сумарокова И.Г., Мясникова Л.В., Куракина Е.А., Боголюбова Н.В. и др. Развитие навыков осязания у незрячих детей. Нижний Новгород, Нижегородская региональная общественная организация родителей детей-инвалидов по зрению “Перспектива”, 2008.
- Федотов Г. Послушная глина. Москва, АСТ-Пресс, 1993.
- Хананова И. Соленое тесто. 2007.
- Хоаким Чаварра. Ручная лепка. Москва, Астрель АСТ, 2003.
- Хоаким Чаварра. Техника работы на гончарном круге. Москва, Астрель АСТ, 2003.
- Чаянова Г. Соленое тесто. Москва, Дрофа-Плюс, 2005.