Проект «Чудесная мастерская» для детей дошкольного возраста с глубокими нарушениями зрения

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Актуальность проекта: Данная разработка обусловлена объективными причинами: необходимостью удовлетворения особых образовательных потребностей ребенка с глубокими нарушениями зрения с учетом специфики структуры дефекта, степени выраженности первичного дефекта (только светоощущение); необходимостью адаптации содержания коррекционно-педагогической работы, ориентированной на детей с косоглазием и амблиопией, необходимостью подбора адекватных средств восприятия и познания окружающего мира под сохранные анализаторы тотально слепого ребенка (тактильно-двигательный, слуховой, вкусовой, обонятельный), нахождения “обходных путей”.

А также субъективными причинами: познавательным интересом ребенка, проявляемым к объектам окружающей действительности, о которых он слышит от окружающих взрослых и детей, может ощупать руками, попробовать на вкус или обоняние; желанием ребенка работать со взрослым не столько индивидуально, сколько включаясь в подгруппу детей-ровесников.

Цель проекта: создать условия для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с функциональными и глубокими нарушениями зрения.

Задачи.

1) Образовательные

  1. Формировать представлений о народных промыслах.
  2. Знакомить со способами деятельности – лепка из глины и теста игрушки, барельеф, скульптура.
  3. Формировать основы, умения создавать образы, работая с целым куском глины или теста; умения создавать образы из отдельных частей глины или теста.
  4. Развивать способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию.
  5. Обогащать знания об основах декоративно-прикладного искусства через лепку из теста, глины.
  6. Учить применять в дальнейшей жизни полученные знания и навыки.

2) Развивающие

  1. Развивать интерес к изучению народных промыслов.
  2. Развивать мелкую моторику, речь.
  3. Развивать творческие способности, воображение, нестандартное мышление, умение видеть и создавать красивое своими руками.

3) Воспитательные:

  1. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, последовательность в работе.
  2. Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
  3. Способствовать воспитанию уважительного отношения между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

Проект “Чудесная мастерская” разработан для детей 6-7 лет с функциональными и глубокими нарушениями зрения.

Сроки реализации проекта – 1 год.

Содержание непосредственно образовательной деятельности педагога по изобразительному искусству, организуемой с детьми старшего дошкольного возраста с функциональными и глубокими нарушениями зрения:

Октябрь – “Сказочная рыбка”, Роспись поделки “Сказочная рыбка”, “Ежик”, Роспись поделки “Ежик”.

Ноябрь – “Барашек”, Роспись поделки “Барашек”, “Собачка”, Роспись поделки “Собачка”.

Декабрь – “Ангелочки”, Роспись поделки “Ангелочки”, “Красивый букет”, Роспись поделки “Красивый букет”.

Январь – “Медведь с гармошкой”, Роспись поделки “Медведь с гармошкой”, “Индюк”, Роспись поделки “Индюк”.

Февраль - “Богатырь”, Роспись поделки “Богатырь”, “Эскадра кораблей”, Роспись поделки “Корабль”.

Март – “Барышня”, Роспись поделки “Барышня”, “Шкатулка”, Роспись поделки “Шкатулка”.

Апрель – “Птица с птенцами”, Роспись поделки “Птица с птенцами”, “Домик”, Роспись поделки “Нарядный домик”.

Май – “Бабочки и цветы”, Роспись поделки “Бабочки и цветы”, “Лепка по замыслу”, Роспись поделки, созданной по замыслу. (Приложение 1)

Ребенок с глубокими нарушениями зрения в процессе непосредственно образовательной деятельности по изобразительному искусству испытывает трудности. Из-за глубокого нарушения зрительного восприятия (наличие только светоощущения) у ребенка отсутствует способность визуально воспринимать: особенности народной игрушки; показываемые способы подготовки и деления материала (глины); способы создания лепных изображений (скульптурный, пластический, конструктивный), осуществление подбора изобразительно-выразительных средств; композиционное размещение частей, объектов; плоскопечатные таблицы, условные обозначения, отражающие специфику создания новых цветов и оттенков цвета, передающие колористические (цветосочетание) и композиционные особенности элементов народной (дымковской) росписи.

В связи с этим были определены “обходные пути” для включения ребенка с глубоким нарушением зрения в подгрупповые НОД с детьми с функциональными нарушениями зрения:

1. Пропедевтическая работа учителя-дефектолога (тифлопедагога) по подготовке ребенка с глубокими нарушениями зрения к включению в непосредственно образовательную деятельность, организуемую педагогом по изобразительному искусству: тактильно-двигательное обследование игрушки, объемной модели того или иного объекта (рыбы, ежа, барана, собаки, птицы, бабочки; бутонов натуральных цветов, листьев, стеблей; декоративной фигурки ангела, богатыря/воина; шкатулки, домика), народных дымковских игрушек (“Медведь с гармошкой”, “Индюк”, “Барышня”) с целью выделения основных частей (их формы, величины), дополнительных деталей, пропорциональных соотношений частей в определенном объекте, пропорциональных соотношений внутри композиции; тактильно-двигательное обследование тактильной картинки с целью выделения фактуры того или иного объекта, предмета (“чешуя”, “иголки”, “шерсть”, “колечки из шерсти” и т.п.).

2. Парная работа педагогов:

Ведущий педагог (педагог по изобразительной деятельности) работает со всеми детьми:

  • осуществляет объяснение нового материала,
  • показ новых способов создания лепных образов,
  • активизирует использование уже знакомых детям способов создания лепных поделок,
  • стимулирует поиск изобразительно-выразительных средств.

Ассистирующий педагог (тьютор - учитель-дефектолог, тифлопедагог), который работает непосредственно с ребенком, имеющим глубокое нарушение зрения.

3. Формы организации деятельности детей - подгрупповая (в зависимости от степени включенности ребенка с глубоким нарушением зрения во взаимодействие с детьми, имеющими функциональные нарушения зрения):

- Подгрупповая работа “рядом” - ведущий педагог работает с подгруппой детей, имеющий одинаковый уровень сформированности технических навыков работы с глиной и одинаковый темп работы - при объяснении нового материала или отработке определенного технологического приема;

ассистирующий педагог (тифлопедагог) выполняет приемы создания лепной поделки совместными действиями с ребенком, имеющим глубокое нарушение зрения

- Эпизодическое подключение ребенка с более высокой остротой зрения и более высоким темпом выполнения деятельности – работа проводится с подгруппой детей (5-6 человек), в которой один из детей обладает более высоким темпом работы. Данного ребенка привлекают к отдельным совместным действиям, выполняемым с ребенком с глубоким нарушением зрения (при участии и под контролем ассистирующего педагога – учителя-дефектолога) в процессе и по окончании создания лепного образа - деление материала на нужное количество частей разной величины; ощупывание уже готовой поделки друг друга и т.д.

- Работа в вариативной паре (на разных занятиях ребенок с глубоким нарушением зрения работает с разными партнерами-сверстниками) с ребенком с более высокой остротой зрения: дети обсуждают совместный замысел, расположение частей лепной композиции на миниплоскости; поэтапно осуществляют лепку составных частей общей композиции (учитель-дефектолог совместными действиями с ребенком с глубокими нарушениями зрения); оба ребенка совместными действиями ощупывают поделки друг друга, поочередно располагают элементы композиции в микропространстве листа.

- Коллективная работа ребенка с глубоким нарушением зрения с детьми с более высокой остротой зрения: обсуждают замысел, распределяют обязанности, поэтапно осуществляют лепку персонажей/объектов, составляющих композицию (учитель-дефектолог - совместными действиями с ребенком с глубокими нарушениями зрения); совместными действиями ощупывают поделки друг друга, дети помогают акцентировать внимание на дополнительных элементах; дети оказывают помощь по лепке дополнительные элементов и украшают поделку; поочередно располагают элементы композиции в микропространстве листа.

4. Вспомогательные средства для передачи цвета объекта (цель: создание ассоциативной связи между цветом и тактильным ощущением)

В основе лежат экспериментальные данные А.С. Новомейского о феномене кожного “зрения” (кожно-оптическом чувстве) – способности кожных покровов реагировать на световые и цветовые раздражители. Совокупность возникающих ощущений специфична для каждого цветового тона, благодаря чему происходит их различение.

По ощущениям, возникающим при различной силе притяжения цветовые тона делятся на:

Гладкие, скользкие – голубой, желтый.

Вязкие, притягивающие, цепляющиеся – красный, зеленый, синий.

Шероховатые, тормозящие – оранжевый, фиолетовый.

Белый – наиболее гладкий.

Черный – наиболее тормозной.

Под каждую баночку с краской подкладывается тактильная табличка, формирующая ассоциативную связь между цветом и осязательным ощущением.

Красный цвет - красная шерстяная ткань, движение производится против нитей для создания цепляющегося тактильного ощущения.

Желтый цвет - желтый нагретый шелк, атласная лента для создания эффекта гладкости, скользкости.

Зеленый цвет - зеленая вязкая масса для лепки, нанесенная на табличку (эффект вязкости).

Синий цвет - синий охлажденный гофрированный металлизированный картон (для создания эффекта цепляния).

Белый цвет - белый пластик (ощущение наибольшей гладкости).

Черный цвет - черная наждачная бумага (наиболее тормозной эффект).

5. Вспомогательные средства для росписи лепной поделки ребенком с глубокими нарушениями зрения:

  • использование тактильных таблиц, передающих элементы дымковской росписи (круги, пятна, точки, прямые линии и штрихи, выполненные из бархатной бумаги или материала, передающего ассоциативную связь между цветом элемента и тактильным ощущением);
  • использование совместных действий (пассивных), пассивно-активных действий педагога и ребенка (действие начинается совместно, далее ребенок заканчивает действие самостоятельно – совместно-раздельное действие) для покрытия глиняной лепной поделки локальным (одним) цветом, для украшения элементами декоративной росписи;
  • использование осязательных движений ребенка для определения частей поделки, покрытых/непокрытых краской; для определения нанесенных объемных элементов декоративной росписи на лепную поделку (после высыхания; поделка принадлежит ребенку либо сверстнику);
  • добавление манной крупы в гуашь для передачи объемности элементов росписи при нанесении краски на лепную поделку;
  • применение ватных палочек разного диаметра для нанесения элементов декоративной росписи (круги, пятна, точки, прямые линии и штрихи);
  • использование внутренних трафаретов (выполнены из толстого картона, позволяющего пальцу не соскальзывать, не выходить за пределы трафарета) с изображениями геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник); на первоначальном этапе ребенок наносить краску пальцем внутри трафарета, затем использует ватную палочку; производятся совместные действия с педагогом (пассивные: рука педагога над рукой ребенка, управляет движением), затем совместно-раздельные действия (пассивно-активные).

Таким образом, данные “обходные пути”, учитывая объективные и субъективные причины, способствуют эффективному включению ребенка с глубоким нарушением зрения в непосредственно образовательную деятельность педагога по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения.

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Бутамбаев М. Гончарное ремесло. 1 и 2 часть. Ростов-на-Дону, 2001.
  2. Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. 1998.
  3. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М.Б.Халезовой-Зацепиной, 2008.
  4. Долорс Рос. Керамика. Москва, АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003.
  5. Кард В. Сказки из пластилина. Санкт-Петербург, Свинкс.
  6. Колякина В. И. Методика организации уроков коллективного творчества. Москва, ВЛАДОС, 2002.
  7. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. Москва, 1985.
  8. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих / А.Г. Литвак. С-Пб., 2006. С.192-193.
  9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. ООО “Карапуз”, 2007.
  10. Лыкова И. А. Лепим, фантазируем, играем. Москва, 2001.
  11. Марина З. Лепим из пластилина. Санкт-Петербург, Кристалл, 1997.
  12. Морозова О. А. Волшебный пластилин. Москва, Мозаика-Синтез, 1998.
  13. Мясникова Л.В. Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения.- Саратов: Центр реабилитации и помощи детям с нарушением зрения, 2006.
  14. Осипова Л.Б. Развитие осязания и мелкой моторики как средство компенсации зрительной недостаточности у младших дошкольников с нарушением зрения. Дисс…канд.пед.наук. М., 2010.
  15. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения. М., 2008.
  16. Рубцова Е.В. Фантазии из соленого теста. 2008.
  17. Синеглазова М.О. Удивительное соленое тесто, 2006.
  18. Силаева К. Соленое тесто. Москва, 2004.
  19. Сумарокова И.Г., Мясникова Л.В., Куракина Е.А., Боголюбова Н.В. и др. Развитие навыков осязания у незрячих детей. Нижний Новгород, Нижегородская региональная общественная организация родителей детей-инвалидов по зрению “Перспектива”, 2008.
  20. Федотов Г. Послушная глина. Москва, АСТ-Пресс, 1993.
  21. Хананова И. Соленое тесто. 2007.
  22. Хоаким Чаварра. Ручная лепка. Москва, Астрель АСТ, 2003.
  23. Хоаким Чаварра. Техника работы на гончарном круге. Москва, Астрель АСТ, 2003.
  24. Чаянова Г. Соленое тесто. Москва, Дрофа-Плюс, 2005.

Приложение