Педагогические цели: создать
условия для формирования представления о
причинах и ходе модернизации конца 20-х – 30-х гг. XX
века, специфики процессов, происходящих в
экономической и духовной сферах жизни общества.
Содействовать развитию умения работать с
различными источниками информации, применять
полученные знания, развивая умение работать с
тестами.
Тип и вид урока: изучения и первичного
закрепления новых знаний.
Планируемые результаты:
- Предметные:
- знать: даты, цели модернизации, место данной модернизации в истории страны, ход модернизации, успехи и неудачи индустриализации, коллективизации и культурной революции; смысл понятий и терминов : модернизация, коллективизация, раскулачивание, колхоз, двадцатипятитысячники, МТС, трудодни, индустриализация, стахановцы, пятилетка, культурная революция, ликбез.
- уметь: использовать современные источники информации; работать с иллюстративным материалом.
- Личностные: развитие сотрудничества при работе в группах; воспитание чувства само и взаимоуважения; оценка собственной учебной деятельности; способность адекватно судить о причинах своего успеха (неуспеха), связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием; уважение к соотечественникам – участникам сложных и неоднозначных исторических процессов.
- Метапредметные: формирование умения обобщать факты и понятия; умение работать с разными видами информации, планирование целей и способов взаимодействия; учет ориентиров, данных учителем, при усвоении этого учебного материала; умение работать с обучающими интерактивными программами, представление результатов индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в виде развернутых ответов.
УУД:
- личностные УУД: развитие мотивации к учебной деятельности; формирование гражданской идентичности.
- регулятивные УУД: умение планировать и регулировать свою деятельность и пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения проблемных задач, умение соотносить свои цели с планируемыми результатами и корректировать свою деятельность; готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей; осознанность рефлексии.
- коммуникативные УУД: умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность c партнерами, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию; использовать разные источники информации для решения проблемы.
- познавательные УУД: развивать широкие познавательные интересы и мотивы; выбирать наиболее эффективных способов решения задач; давать определения понятиям; дополнять и расширять знания о личностях – участниках данного исторического события.
Формы работы, приемы, методы: основной дидактический метод – словесный, репродуктивный (воспроизведение), продуктивный (выдвижение собственных идей, гипотезы), объяснительно-иллюстративный. Частные методы и приемы: диалог, беседа, демонстрация слайдов, дискуссия; работа с документами и интерактивными тестами.
Используемые технологии: в основе урока лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает развитие способностей ученика, системы ценностей и мотивационных установок. Этот подход обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирование готовности к саморазвитию. Система заданий позволяет совершенствовать умения работать со всеми типами информации: терминами, иллюстрациями, портретами, что позволяет говорить о развитии метапредметных навыков. Элементы модерации, проблемного обучения, технология проблемного диалога.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, исторические документы, учебник Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров История Отечества М. «Русское слово» 2011
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности | Проверяет готовность обучающихся к уроку, подводит учащихся к формулированию цели урока (беседа) | Проверяет готовность обучающихся к уроку | Личностные: проявляют положительное
отношение к учебной деятельности; Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний
Презентация Слайд №1 Слайд №2 Слайд №3 |
Беседа по теме: «НЭП и
хлебозаготовительный кризис» Организует
подготовку учащихся к восприятию нового знания. 1) Какая экономическая политика была принята ВКП(б) после окончания Гражданской войны? 2) Назовите меры НЭПа. 3) Как НЭП изменил экономическую ситуацию в стране? 4) Почему НЭП не смог решить всех экономических проблем и обеспечить стабильное развитие? 5) Объясните понятие «хлебозаготовительный кризис». 6) Как внешнеполитическая ситуация повлияла на изменение экономического курса партии? 7) Какая экономическая политика была принята в конце 20-х гг. ВКП(б)? 8) Что такое «модернизация»? 9) Вспомните, когда и кем в истории России ставился вопрос о модернизации? |
Участвуют в обсуждении экономического курса партии на основе освоенного материала, фиксируют индивидуальные затруднения в выполнении учебных действий по анализу, синтезу и обобщению знаний. | Познавательные: осознанное и
произвольное построение речевого высказывания;
подведение под понятие (НЭП,
хлебозаготовительный кризис). Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; использование критериев для обоснования своего суждения; применение правил делового сотрудничества – умение выслушать товарища. |
3. Изучение нового материала Слайд №4 Слайд №5
Слайд №6
Приложение 1, Слайд №7 Приложение 4, Слайд №9 + скрытые слайды №8 и 10 Слайд №11 Слайд №12 Слайд № 13 |
Подводит к формулированию противоречия
экономического развития, задач модернизации в
СССР в 1920-30-е гг. и выделению проблемы. Итак, какие же задачи ставились перед советским народом в ходе модернизации? Формулирует задания, определяет группы учащихся. Подводит учащихся к формулировке темы урока: «Модернизация 1930-х гг. » Организует изучение темы. 1) Каковы цели этой индустриализации? 2) Каковы направления модернизации? Последовательно рассмотрим реализацию каждого из этих направлений. 3) Организует анализ документов в группах и отчеты групп по вопросам документов. 4) Нацеливает учащихся на самостоятельную работу в парах с текстом учебника по пункту «Индустриализация», конкретизирует вопросы, на которые необходимо найти ответы (назвать достижения I и II пятилеток.) Организует просмотр видеоматериала, встроенного в слайд презентации. 5) Коллективизация. Организует работу с документами в группах. Комментирует информацию презентации. Организует работу с терминами (по слайду) и понятиями. 5) Знакомит с темой модернизация армии по слайду 6) Знакомит с основными направлениями культурой революции по слайду. Вывод – определим результаты модернизации 1930-х гг. (по слайду) |
1) Формулируют тему и записывают ее в
тетрадь Формулируют проблему
2) Знакомятся с документами и анализируют
его, отвечают на вопросы письменно в тетрадях. Работа в группах, отчет групп по вопросам. В ходе просмотра презентации и анализа текста учебника и документов делают записи в тетрадях. |
Познавательные: анализ и синтез,
сравнение, обобщение; определение основной и
второстепенной информации. Ориентируются в
учебнике; осуществляют поиск необходимой
информации для выполнения задания с
использованием учебной литературы; дополняют
и расширяют имеющиеся знания и представления о
модернизации 30-х гг. Постановка проблемы;
структурирование знаний. Коммуникативные: выражают свои мысли, с достаточной полнотой и точностью; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе, отличную от своей; вступают в коллективное учебное сотрудничество. Регулятивные: планируют промежуточные цели с учетом конечного результата; оценивают качество и уровень усвоенного материала |
4. Первичное осмысление и закрепление
изученного Слайды №14,15,16 |
Организует работу с тестовыми заданиями с помощью интерактивной доски. | Выполняют тестовые задания | Личностные: развивают способности к
самооценке. Познавательные: осуществляют поиск и выделение информации, строят логическую цепочку рассуждений Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других. |
5. Итоги урока. Рефлексия Слайд №17 |
– Что в новом материале вас
заинтересовало? – Какие вопросы вызвали у вас затруднения? – Каким образом вы их преодолели? – Как вы оцениваете свою работу на уроке, используя метод шкалирования? |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Личностные: оценивают собственную
учебную деятельность. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
6 Домашнее задание Слайд №18 |
Конкретизирует домашнее задание: § 17 – 18 1 уровень: вопрос 4 (составьте тезисы ответа по теме «Достижения и издержки модернизации в СССР») 2 уровень: доклады и презентации по темам: Стаханов и стахановское движение, Голод в СССР 30-х гг., Судьба кулаков, Гулаг 3 уровень: Провести социологическое исследование «Что знают мои родные и знакомые о сталинской модернизации». (результаты оформить по плану проекта). |
Записывают домашнее задание | Регулятивные: принимают учебную задачу. |