Модернизация экономики и оборонной системы в 1930-е гг.

Разделы: История и обществознание, Презентация к уроку


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (27 МБ)


Педагогические цели: создать условия для формирования представления о причинах и ходе модернизации конца 20-х – 30-х гг. XX века, специфики процессов, происходящих в экономической и духовной сферах жизни общества. Содействовать развитию умения работать с различными источниками информации, применять полученные знания, развивая умение работать с тестами.
Тип и вид урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.
Планируемые результаты:

  • Предметные:
  • знать: даты, цели модернизации, место данной модернизации в истории страны, ход модернизации, успехи и неудачи индустриализации, коллективизации и культурной революции;  смысл понятий и терминов : модернизация, коллективизация, раскулачивание, колхоз, двадцатипятитысячники, МТС, трудодни, индустриализация, стахановцы, пятилетка, культурная революция, ликбез. 
  • уметь: использовать современные источники информации; работать с иллюстративным материалом.
  • Личностные: развитие сотрудничества при работе в группах; воспитание чувства само и взаимоуважения; оценка собственной учебной деятельности;  способность адекватно судить о причинах своего успеха (неуспеха), связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием; уважение к соотечественникам – участникам сложных и неоднозначных исторических  процессов.
  • Метапредметные: формирование умения обобщать факты и понятия; умение работать с разными видами информации, планирование целей и способов взаимодействия; учет ориентиров, данных учителем, при усвоении этого учебного материала;  умение работать с обучающими интерактивными программами, представление результатов индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в виде развернутых ответов.

УУД:

  • личностные УУД: развитие мотивации к  учебной деятельности; формирование гражданской идентичности.
  • регулятивные УУД: умение планировать и регулировать свою деятельность и пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения проблемных задач, умение соотносить свои цели с планируемыми результатами и корректировать свою деятельность; готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей; осознанность рефлексии.
  • коммуникативные УУД: умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность c партнерами,  умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию; использовать разные источники информации для решения проблемы.
  • познавательные УУД: развивать широкие познавательные интересы и мотивы; выбирать  наиболее эффективных способов решения задач; давать определения понятиям; дополнять и расширять знания о личностях  – участниках данного исторического события.

Формы работы, приемы, методы: основной дидактический метод – словесный, репродуктивный (воспроизведение),  продуктивный (выдвижение собственных идей, гипотезы), объяснительно-иллюстративный. Частные методы и приемы: диалог, беседа, демонстрация слайдов, дискуссия; работа с документами и интерактивными тестами.

Используемые технологии: в основе урока лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает развитие способностей ученика, системы ценностей и мотивационных установок.  Этот подход обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирование готовности к саморазвитию. Система заданий позволяет совершенствовать умения работать со всеми типами информации: терминами, иллюстрациями, портретами, что позволяет говорить о развитии метапредметных навыков. Элементы модерации, проблемного обучения, технология проблемного диалога.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, исторические документы,  учебник Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров  История Отечества  М. «Русское слово» 2011

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности Проверяет готовность обучающихся к уроку, подводит учащихся к формулированию цели урока (беседа) Проверяет готовность обучающихся к уроку Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности;
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
2. Актуализация знаний

 

 

 

 

 

Презентация Слайд №1

Слайд №2

Слайд №3

Беседа по теме: «НЭП и хлебозаготовительный кризис» Организует подготовку учащихся к восприятию нового знания.
1) Какая экономическая политика была принята ВКП(б) после окончания Гражданской войны?
2) Назовите меры НЭПа.
3) Как НЭП изменил экономическую ситуацию в стране?
4) Почему НЭП не смог решить всех экономических проблем и обеспечить стабильное развитие?
5) Объясните понятие  «хлебозаготовительный кризис».
6) Как внешнеполитическая ситуация повлияла на изменение экономического курса партии?
7) Какая экономическая политика была принята в конце 20-х гг. ВКП(б)?
8) Что такое «модернизация»?
9) Вспомните, когда и кем в истории России ставился вопрос о модернизации?
Участвуют в обсуждении экономического курса партии на основе освоенного материала, фиксируют индивидуальные затруднения в выполнении учебных действий по анализу, синтезу и обобщению знаний. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; подведение под понятие (НЭП, хлебозаготовительный кризис).
Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; использование критериев для обоснования своего суждения; применение правил делового сотрудничества – умение выслушать товарища.
3. Изучение нового материала

Слайд №4

Слайд №5

 

Слайд №6

 

Приложение 1,
Приложение 2,
Приложение 3

Слайд №7

Приложение 4,
Приложение 5,
Приложение 6

Слайд №9 + скрытые слайды №8 и 10

Слайд №11

Слайд №12

Слайд № 13

Подводит к формулированию противоречия экономического развития, задач модернизации в СССР в 1920-30-е гг. и выделению проблемы.
Итак, какие же задачи ставились перед советским народом  в ходе модернизации?
Формулирует задания, определяет группы учащихся. Подводит учащихся к формулировке темы урока: «Модернизация 1930-х гг. »
Организует изучение темы.
1) Каковы цели этой индустриализации?
2) Каковы направления модернизации?
Последовательно рассмотрим реализацию каждого из этих направлений.
3) Организует анализ документов в группах и отчеты групп по вопросам документов.
4) Нацеливает учащихся на самостоятельную работу  в парах с текстом учебника по пункту «Индустриализация», конкретизирует вопросы, на которые необходимо найти ответы (назвать достижения I и II  пятилеток.)
Организует просмотр видеоматериала, встроенного в слайд презентации.
5) Коллективизация.
Организует работу с документами в группах.
Комментирует информацию презентации. Организует работу с терминами (по слайду) и понятиями.
5) Знакомит с темой модернизация армии по слайду
6) Знакомит с основными направлениями культурой революции по слайду.
Вывод
– определим  результаты модернизации 1930-х гг. (по слайду)
1) Формулируют тему и записывают ее в тетрадь

Формулируют проблему

 

 

2) Знакомятся с документами и анализируют его,  отвечают на вопросы письменно в тетрадях.
3) Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задания.   
Формулируют ответы на поставленные вопросы,
сверяют свои записи с текстом слайда.
Называют источники индустриализации по слайду.

Работа в группах, отчет групп по вопросам.
Знакомство с материалами презентации по датам и терминам.

В ходе просмотра презентации и анализа текста учебника и документов делают записи в тетрадях.

Познавательные: анализ и синтез, сравнение, обобщение; определение основной и второстепенной информации. Ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы;  дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о модернизации 30-х гг. Постановка проблемы; структурирование знаний.
Коммуникативные: выражают свои мысли, с достаточной полнотой и точностью; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе, отличную от своей; вступают в коллективное учебное сотрудничество.
Регулятивные: планируют промежуточные цели с учетом конечного результата; оценивают качество и уровень усвоенного материала
4. Первичное осмысление и закрепление изученного

Слайды №14,15,16

Организует работу с тестовыми заданиями с помощью интерактивной доски. Выполняют тестовые задания Личностные: развивают способности к самооценке.
Познавательные: осуществляют поиск и выделение информации,
строят логическую цепочку рассуждений
Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других.
5. Итоги урока. Рефлексия
Слайд №17
– Что в новом материале вас заинтересовало?
– Какие вопросы вызвали у вас затруднения?
– Каким образом вы их преодолели?
– Как вы оцениваете свою работу на уроке, используя метод шкалирования?
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Личностные: оценивают собственную учебную деятельность.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
6 Домашнее задание
Слайд №18
Конкретизирует домашнее задание:
§ 17 – 18
1 уровень:  вопрос 4 (составьте тезисы ответа по теме «Достижения и издержки модернизации в СССР»)
2 уровень: доклады и презентации по темам:  Стаханов и стахановское движение, Голод в СССР 30-х гг., Судьба кулаков, Гулаг
3 уровень:  Провести социологическое исследование «Что знают мои родные и знакомые о сталинской модернизации». (результаты оформить по плану проекта).
Записывают домашнее задание Регулятивные: принимают учебную задачу.