Индивидуальные траектории учащихся по профессиям «повар» и «кондитер»

Разделы: Технология


Введение

Система обучения на основе построения индивидуальных траекторий – это композиция взаимосвязанных подсистем анализа и оценки, прогнозирования, планирования, учета, контроля и стимулирования, построенных на единой взаимоувязанной нормативно-методической базе. Построение и реализация образовательных траекторий базируется на принципах субъективности, свободы выбора, открытости, неповторимости, творческого характера. При этом особую важность при построении и реализации индивидуальных образовательных технологий представляет характер взаимодействия между учителем и учащимся. Наиболее успешным считается психолого - педагогическое сопровождение, т.е. система индивидуальной поддержки в личностном и профессиональном становлении, а также консультировании. Сопровождение решает три основные задачи: отслеживание особенностей психического развития, создание условий для полноценного развития каждого ученика в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей, создание специальных условий для оказания помощи учащимся, испытывающим какие-либо трудности. Все это позволяет педагогу наиболее эффективно подобрать методы и приемы педагогического и психологического взаимодействия с учащимися в целях развития личности.

Проектирование индивидуальных образовательных технологий – это один из дидактических принципов, предусматривающих такой подход к организации учебного процесса, при котором учитываются личностные особенности учащихся, их социальный опыт, уровень интеллектуального развития, познавательные интересы. Комплексный механизм обучения на основе формирования индивидуальных траекторий должен обеспечить достижение основной цели – обеспечение заданного качества обучения.

Критерием качества выступает прогнозируемый уровень компетентности выпускника.

Основными характеристиками, необходимыми для построения индивидуальных образовательных траекторий в профессиональном обучении являются:

  • характер мотивации, включающий познавательный интерес к профессии и потребности учащихся;
  • специфика учебной деятельности;
  • особенности познавательных функций и свойств учащихся – устойчивость внимания, развитие памяти, сформированность и особенности мыслительных операций, коэффициент интеллектуального развития;
  • уровень обученности (исходный уровень сформированности знаний, умений и навыков по профессии).

Преподаватель желающий видеть и развивать в каждом ученике уникальную личность, становится перед сложной педагогической задачей одновременного обучения всех по-разному.

Поэтому организация обучения по индивидуальной образовательной траектории требует особой технологии взаимодействия участников образовательного процесса. В современной дидактике решение данной проблемы предлагается двумя способами.

Первый способ, который наиболее распространен в современных образовательных учреждениях, состоит в дифференциации обучения, согласно которой к каждому обучающемуся предлагается подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый материал по степени сложности.

Второй способ исходит из того, что каждому учащемуся предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории.

Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.

Индивидуальная образовательная траектория обучающегося состоит из обязательной, вариативной, коррекционной и организационной частей.

Обязательная часть включает основные для изучения модули, которые соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и составляют основную, инвариантную часть индивидуальной образовательной траектории обучающихся.

Вариативная часть включает набор модулей и предлагает выбор учащимися интересующих их направлений для дальнейшего изучения.

Обязательная и вариативная части индивидуальной образовательной траектории обучающегося направлены на определение содержания изучаемого материала.

Коррекционная часть предусматривает оказание помощи обучающимся в выборе модулей из вариативной части с учетом их индивидуальных особенностей, а также определение организационной части.

В организационную часть входят следующие компоненты методической системы: формы, методы, технологии, средства, контроль изучения выбранного содержания. Контроль и оценка осуществляются не только за результатом, но и за процессом учения.

В настоящее время наметился переход к личностно-ориентированным стандартам образования, в которых учитываются индивидуальные особенности и личностные качества обучающихся.

Глава 1.

“Построение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся группы повар, кондитер”

Педагогическая деятельность отличается исключительной сложностью и многообразием приемов воздействия. Мастер производственного обучения и преподаватель специальных дисциплин всегда считался центральной фигурой в системе профессионального образования. Именно он постоянно соприкасается с духовным миром подростков, передавая ему секреты избранной профессии.

Одним из важных моментов на уроках производственного и теоретического обучения, является формирование у учащихся положительных мотивов учебно-производственной деятельности.

В должности мастера производственного обучения по профессии повар, кондитер я работаю в государственном бюджетном учреждении для детей, нуждающихся в психолого – педагогической и медико-социальной помощи Центр “Ариадна”. Возраст воспитанников, с которыми я работаю в ГБОУ МО Центр “Ариадна” от 14 до 18 лет, поэтому при выборе форм подачи образовательного материала, в-первую очередь, я применяю технологию уровней дифференциации обучения, при которой учитываются возрастные особенности воспитанников, уровень развития учащихся, личностно-психологические особенности подростка с девиантным поведением. С целью вовлечения несовершеннолетних, злоупотребляющих ПАВ, в мир познания, поиска, пополнения и расширения знаний, развития творческого мышления, формирования практических умений и навыков, стимуляции внимания, активизации восприятия учебного материала на уроках, применяю тщательно продуманную и организованную совместную работу педагога и воспитанников.

В работе занимаясь сферой обучения, я вношу в учебный процесс свои новаторские идеи и педагогические наработки, которые помогают добиться положительных результатов в освоении профессии, а учащиеся, изучая преподаваемый материал, находят свои индивидуальные методы, которые помогают им осваивать изучаемый материал.

При построении индивидуальных траекторий в профессиональном обучении использую следующие технологии: личностно-ориентированные, технологии развивающего обучения, сотрудничество, технологии проектного обучения. В начале каждого учебного года создаю учебный процесс к каждому ученику индивидуально. В середине учебного года учащихся группы по профессии повар, кондитер по знаниям, умениям и навыкам условно разбиваю на три подгруппы.

В “успешную и сильную” группу входят ребята, которые учатся отлично. Ребята с интересом изучают спец. предметы по профессии, проявляют не только активность на производственном обучении, но и творческие способности, фантазию при приготовление блюд.

К условно “средней группе” входят ребята, которые малоактивны не только в теоретическом, но и на производственном обучении. Учащиеся частично проявляют творческое отношение к профессии.

К “слабой группе” относятся слабые ребята. В профессиональном обучении создаются специальные условия для оказания помощи этим ребятам, которые постоянно испытывают трудности и в теоретическом обучение и на практике.

В учебном году формирую траекторию для учащихся не только в рамках одного занятие и на конкретное задание по конкретной теме, но и перспективно на каждого ученика, понимая, что доступно сильному, не доступно слабому ученику. Поэтому невозможно давать одинаковые задания, надо учитывать разные стартовые возможности учащихся.

На теоретическом обучении иногда появляются такие новшества, как работа в парах, работа в группах и “погружения” учеников в учебный материал, иногда воспитанник занимается в одиночестве. Способ работы и время работы должен выбирать сам ученик. На уроках учитель становится помощником ученика в деле преодоления трудностей, возникающих при самостоятельном изучении нового материала. Ученик может в любое время урока обратиться за помощью и к учителю, и к любому ученику класса.

Анализируя развивающие возможности технологии проектного обучения для учащихся, хочу отметить, что: практико-ориентированный тип проекта, направлен на проведение конкретного дела, что будет способствовать развитию деятельностной компетентности.

Проект формирует у учащихся группы не только деятельностную компетенцию, но следующие универсальные компетенции: информационную и коммуникативную.

Несмотря на все сложности в профессиональном обучении ставится прогнозируемый результат для всех – обеспечить высокий уровень успеваемости и формирования компонентов профессиональной подготовленности и повысить качество профессиональной компетентности выпускника.

Выводы по первой главе

При использовании индивидуальных траекторий обучения у учащихся формируются и развиваются общеучебные умения; рефлексивные и поисковые (исследовательские); навыки оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве, а также способности, достойно представить и защитить свой проект. На уроках повышается познавательный интерес учащихся, создаются условия для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся; приобретается опыт публичного выступления. У преподавателя появляется возможность помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, реализуются желания сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Работа в проектах дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Метод проектов развивает познавательные навыки учащихся; умение самостоятельно конструировать свои знания; умение ориентироваться в информационном пространстве; для развития критического и творческого мышления.

Для реализации познавательной и творческой активности учащихся в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания.

Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Глава 2.

“Приоритетность задач по формированию и сохранению физического и психологического здоровья учащихся”

Недостаточная двигательная активность, несбалансированное и нерегулярное питание, избыток различного вида информации, ухудшение экологического состояния, психоэмоциональные стрессы - все это приводит к нарушению полноценного развития подростка. Влияние социальных условий приводит к разобщенности, конфликтам, утрачиваются традиции, культурные и эстетические ценности многих народов. Вследствие этого происходят серьезные нарушения психического и физического здоровья подростка.

С увеличением роста заболеваемости снижается и продолжительность жизни. Продолжается рост суицида среди молодых людей.

Резко увеличивается количество людей употребляющих токсические и наркотические вещества, наблюдается раннее употребление алкоголя и пристрастие к курению. Продолжается рост ранней подростковой беременности, искусственных абортов, заболеваний передающихся половым путем.

Особую значимость в этих условиях приобретает система образования, которая вынуждена взять на себя большую часть сложившихся проблем по формированию физически и психически здорового человека, то есть, по формированию здорового образа жизни.

Перед Центром “Ариадна” стоит задача воспитывать у молодых людей устойчивую жизненную позицию и здоровый образ жизни.

Применение и использование в педагогическом процессе здоровьесберегающих технологий дают учащимся возможность осознать здоровье как личностную и общественную ценность и значительно его повысить. Создание благоприятных условий, а также систематическое диагностирование и коррекция состояния физического, психологического и нравственного здоровья учащихся позволяют достигнуть высокого уровня сформированности здорового образа жизни. В числе технологий, направленных на создание здоровьесберегающей среды, мы разработали совокупность средств и методов по организации оптимального режима учебной деятельности, соблюдения санитарно-гигиенических требований, питания, двигательной активности и др. Гуманные отношения между членами коллектива, благоприятный психологический климат, последовательность в реализации мер по сохранению и укреплению здоровья подростков, систематическое диагностирование влияния образовательной среды на физическое, психическое и нравственное здоровье участников педагогического процесса - все это дает нам основание отнести совокупность средств и методов по оздоровлению образовательной среды к здоровьесберегающим технологиям.

Выводы по второй главе

Обеспечение психического здоровья учащихся (учет особенностей группы, создание благоприятного психологического фона на уроках, создание условий для самовыражения учащихся, инициация разнообразных видов деятельности) приводит к предотвращению усталости и утомляемости, повышению мотивации к учебной деятельности, прирост учебных достижений. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока (проведение эмоциональной разрядки, соблюдение учащимися правильной осанки, позы, соответствие вида работ и чередование в течение урока) в основном зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности. Наблюдается снижение показателей заболеваемости учащихся, утомляемости; повышается уровень концентрации внимания; улучшается психологический климат в коллективе.

Заключение

Центр “Ариадна” оказывает индивидуально ориентированную и разностороннюю помощь несовершеннолетним, имеющим наркотическую, токсическую, алкогольную зависимость. Реабилитация несовершеннолетних, злоупотребляющих ПАВ, рассматривается как система воспитательных, психологических, образовательных, медицинских, социальных мер, направленных на отказ ПАВ, с формированием устойчивой антинаркотической установки личности. Психологи и педагоги, несомненно, не могут в корне изменить семейные и социальные условия, которые негативно сказываются на формировании личности ребенка, делая его жестоким, агрессивным, циничным, но могут попытаться внести свою лепту в процесс формирования гуманной толерантной личности при помощи специальных технологий. Формирование такой личности возможно через отработку жизненно необходимых социальных навыков, позволяющих ребенку и подростку осваивать трудное искусство жить в мире и согласии с собой и другими.

Реабилитационная программа Центра включает в себя не только психологический реабилитационный процесс и медицинские мероприятия, направленные на улучшение здоровья и состояния воспитанника, но и профессиональное обучение, построенный с учетом возрастных и психологических особенностей подростка.

Главной задачей профессионального обучения Центра является создание необходимых условий для мотивации воспитанников в получении начального профессионального образования, приобретения трудовых навыков и получении профессии. Необходимо воспитывать у учащихся в процессе профессионального обучения следующие качества:

  • самостоятельное планирование предстоящей работы (возможно на первых порах обучения помощь мастера производственного обучения, преподавателя);
  • правильная организация рабочего места;
  • проявление усидчивости, действенного интереса к избранной профессии, новой технике, технологии, организации труда;
  • выполнение заданий с элементами новизны и постоянное стремление решать поставленные задачи творческого характера;
  • готовность оказать помощь товарищу;
  • добросовестное выполнение поручений преподавателя, мастера;
  • точное выполнение требований трудовой дисциплины.

Анализируя теоретическое и производственное обучение можно отметить следующие изменения ребят. Учащиеся стали ответственными, вырос интерес к профессии, могут самостоятельно планировать предстоящую работу, сформировалось умение контролировать процесс и результаты своего труда.

Список литературы

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии, М., - “Педагогика”, 2010 г.
  2. Капуслен Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы, М., - 2012 г.
  3. Границкая А.С. Научить думать и действовать, М. – Просвещение, 2013 г.
  4. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., 2000. 
  5. Горчакова – Сибирская М.П. Инновации в профессиональном образовании: педагогические технологии: Учеб. Пособие. – М., 2001.