Тип урока: урок закрепления и применения знаний, умений, навыков.
Класс: 6 класс.
Продолжительность урока: 45 минут.
Цели урока:
- Образовательные: формирование понятия координатной плоскости; отработка навыков нахождения точки по ее координатам и определения координат точки, заданной на координатной плоскости;
- развивающие: развитие познавательного интереса, логического мышления, интеллектуальных способностей; формирование математической речи, творческих способностей; расширять кругозор;
- воспитательные: формировать эстетические навыки при оформлении записей в тетради; аккуратность и внимательность в работе с чертежами; воспитывать самостоятельность и чувство взаимоуважения.
Организационный этап.
Девиз:
«Мыслю, значит существую»
Рене Декарт
Сегодня на уроке по теме «Координатная плоскость» мы вспомним основные понятия по данной теме, а так же повторим и закрепим построение точек на координатной плоскости.
1. Актуализация опорных знаний (устная работа)
Рассмотрим координатную плоскость.
- Под каким углом пересекаются координатные прямые, образующие систему координат?
- Как называется горизонтальная прямая?
- Как называется вертикальная прямая?
- Как называется точка пересечения этих прямых?
- Как называют пару чисел, определяющих положение точки на плоскости?
- Как называют первую координату?
- Как называют вторую координату?
- На сколько частей делят плоскость координатные прямые?
- Какие знаки имеют координаты точек в этих четвертях?
- В какой четверти находится точка с соответствующими координатами:
А(- 4; 2), В(6;6), С(8;-2), Д(-1; -1) ?
- Какие координаты имеют точки, лежащие на осях координат?
- Найдите координаты точек (рисунок из приложения 1).
2. Решение задач на построение точек по координатам
Задача. С помощью координат зашифровано слово.
1)
а) (-9; -2), (-9; -1); (-5; -1); (-5; -2);
б) (-8; -1), (-6; 5); ( -6; -1).
2)
а) (-2; 4), (-4; 4); (-4; -1), (-2; -1); б) (-3; 2), ( -4; 2).
3)
а) (-1; 4), ( -1; -1),
б) (1;4), (-1; 2), (1;-1).
4) а) (2; -1), (4; 4), (4; -1), б) ( 3;1), (4;1)
5) (5; -1), (5; 4), (7; 2), (5; 1)
6)
а) (8; 4), (10; 4),
б) ( 9; 4), (9; -1).
Построим данные точки на координатной плоскости. У нас получилось: ДЕКАРТ.
Рене Декарт (1596-1650) - французский математик, философ, физик. Именно он в 1637 г. первый предложил использовать прямоугольную систему координат, которой пользуются во всем мире. В честь Рене Декарта прямоугольную систему координат называют «Декартовой системой координат». В математике Декарт ввел переменную величину, способ записи математических формул; в оптике открыл закон преломления света, объяснил явление радуги; в физиологии обратил внимание на важнейшее значение кровообращения. Его слова стали девизом нашего урока.
3. Немного истории
Но был ли Декарт первым, кто предложил использовать координаты? Вам необходимо было найти информацию о том, как и где появились координаты.
- Идея координат зародилась в древности в связи с потребностями астрономии, географии, живописи.
- Более чем за 100 лет до н.э. греческий ученый Гиппарх предложил опоясать на карте земной шар параллелями и меридианами и ввести географические координаты: широту и долготу и обозначать их числами.
- Древнегреческий астроном Клавдий Птолемей применил географические координаты ( долготу и широту) для определения местонахождения мореплавателей.
- Идеей координат пользовались в средние века для определения положения светил на небе, для определения места на поверхности Земли. Прямоугольной сеткой пользовались художники эпохи Возрождения для увеличения изображения.
- Термины «абсцисса» и «ордината» ввел в употребление Г.Лейбниц в 70-80 годы ХVIIвека.
4. Практическое применение координат
- Почтовые адреса, номера телефонов; в поезде номер вагона и номер места; в многоэтажном доме номер подъезда и номер этажа; номер ряда и места в зрительном зале; географические координаты; шахматы (вертикали обозначаются цифрами, горизонтали - буквами), игра «Морской бой». В профессии диспетчера, штурмана.
5. Самостоятельная работа
В компьютерах любое изображение строится с помощью координатной сетки.
Сейчас каждый из вас будет маленьким компьютером и создаст свой рисунок по заданным координатам. (Приложение 2)
1 вариант: 1. Построить фигуру по координатам:
1) (-2;3), (-2; -2), (6; -2), (6;3);
2) ( -3;3), (2;7), (7;3), (-3;3);
3) (1;1), (3;1); (3; -1), (1; -1), ( 1;1).
2 вариант: 1. Построить фигуру по координатам:
1) (-5;1), (7;1), (5; -2), (-4; -2), (-5; 1);
2) (-1; 1), (-1; 6), (2;6), (2;1);
3) (-1;5), (2;5), 4) ( -1; 4), ( 2;4);
4) ( 7;1), (7;5), (9;5), (9; 4) , ( 7;4).
Проверить выполнение задания (самопроверка с помощью слайда). Поставить оценку.
6. Домашнее задание (Введение в проект)
Задача. Построить по координатам: ( -11; 5), ( -6;6), ( -2; 5); (2; 4); ( 4;1); (8;2), (8;7), (2;4).
Проверим наше построение - это ковш. У каждого в тетрадке поселилось созвездие Большой Медведицы. Эти семь звезд можно наблюдать на небе. А с каждым созвездием связано много легенд. Звезды советуют «Дерзайте и будущее будет вашим. Звезды всегда на стороне веселых и находчивых». На звездном небе есть созвездия, имеющие отношение к математике. Найдите их на звездном атласе, постройте по координатам. Найдите сказку, легенду, миф, стихотворение об этих созвездиях. И расскажите своим одноклассникам.
7. Итог урока
Продолжите фразу:
- Сегодня на уроке я узнал…..
- Сегодня на уроке я научился …
- Сегодня на уроке я познакомился …
- Сегодня на уроке я повторил…
- Сегодня на уроке я закрепил…
Спасибо за урок.