Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе.
Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам можно назвать создание мультимедийных презентаций.
Презентация (от английского “presentation” – представление) – это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему. На каждом слайде можно поместить произвольную текстовую и графическую информацию. Она сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов – это основа любой современной презентации. Показать слайды можно средствами “главного” приложения – PowerPoint.
Использование мультимедийных презентаций позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в определенном порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.
В процессе создания презентаций учитель может проявить себя и как сценарист, и как режиссер, и как художник, и как исполнитель, что дает возможность:
– конструировать урок, изменяя порядок показа
слайдов, их количество (скрыть материал для
углубленного изучения материала), дифференцируя
материал в зависимости от уровня
подготовленности учащихся даже по ходу его
проведения;
– снабдить каждый слайд дополнительными
визуальными эффектами (построение слайда,
переход слайда и др.), что позволяет оживить слайд
при демонстрации;
– снабдить слайд (слайды) дополнительными
свойствами (скрыть, установка порядка и времени
демонстрации и др.).
Возможность нескольких режимов демонстрации (смена слайдов вручную – в прямом и обратном направлении – сопровождая каждый кадр пояснениями, автоматический показ) позволяет учителю вернуться к материалу урока на любом его этапе.
Использование презентаций открывает более широкие возможности для творческого преподавания технологии, обеспечивает дифференцированный и личностно-ориентированный (при проведении урока в кабинете информатики) подходы в обучении.
Учитель демонстрирует на экране тот или иной слайд и задает контрольные вопросы.. Поскольку учебная презентация может содержать материал разной степени сложности, появляется возможность дифференцировать учебный материал, задания в зависимости от подготовленности той или иной группы учащихся, полнее учитывать возможности каждого ученика. Это отвечает требованиям современного личностно-ориентированного подхода в обучении.
Программа Microsoft Power Point дает возможность учителю технологии подготовить:
- самопрезентацию в различных видах деятельности,
- информационный материал для урока,
- инструкционную карту в виде слайдов для практической работы учащихся.
Специфика подготовки урока-презентации безусловно определяется типом урока.
В своей практике использую:
Уроки-лекции, уроки изучения нового материала
Информационно-коммуникационные технологии на этих уроках активизируют работу класса. Презентация позволяет упорядочить наглядный материал. На большом экране можно иллюстрацию показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки. Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции.
Л.С.Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: "Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика".
Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Обобщающие и комбинированные уроки
Задача такого типа уроков – собрать все
наблюдения, в единую систему целостного
восприятия темы, но уже на уровне более глубокого
понимания, выйти за пределы уже затронутых
проблем, эмоционально охватить всю тему. Схемы,
таблицы, тезисное расположение материала
позволяют сэкономить время и, самое главное,
представить изученный материал целостно. Кроме
того, выводы и схемы могут появляться постепенно,
после обсуждения или опроса учащихся. Учитель
благодаря презентации может все время
контролировать работу класса.
Использование виртуальных экскурсий
значительно расширяет кругозор ребенка и
облегчает понимание сути происходящего на
производстве.
В перечисленных типах уроков презентации
созданы учителем, однако, ученик тоже может
участвовать в создании презентации, которая
становится его итоговой работой по теме или
курсу, творческим отчетом о результатах
исследовательской работы.
ИКТ в сочетании с методом проектов
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где обучающийся может быть самостоятельным при принятии решения и ответственным за свой выбор, результат труда.
Если презентация – творческая работа учащегося или группы учеников, то необходимо как можно более точно сформулировать цель работы, определить контекст работы в структуре урока, обсудить содержание и форму презентации, время на ее защиту.
Преимущества для учащихся:
- делает занятия интересными и развивает мотивацию;
- предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
- учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
- позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;
- учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения.
Влияние использования информационно-коммуникационных технологий на учителя
ИКТ дают:
- экономию времени на уроке;
- глубину погружения в материал;
- повышенную мотивацию обучения;
- интегративный подход в обучении;
- возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа-материалов;
- возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;
- привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.
Анализ занятий с применением презентаций показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.
Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности (принцип фасциации). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, активно высказывают свое мнение. Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использования учителем в ходе урока мультимедийной презентации.
Компьютеры и информационные технологии вообще – удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю задачу подготовки к занятиям.
Применение компьютера на разных этапах обучения позволяет довести время активной работы учеников на уроке до 75-80% времени урока, вместо обычных 15-20%. Для более содержательных, красочных и более интересных презентаций требуются дополнительные материальные средства:
1. Всемирная сеть Интернет
2. Цифровой фотоаппарат
3. Цифровая видеокамера
4. Медиатека.
Методика использования мультимедиа технологий на уроке
Мультимедиа – это представление
объектов и процессов не традиционным текстовым
описанием, но с помощью фото, видео, графики,
анимации, звука, то есть во всех известных
сегодня формах. Здесь мы имеем два основных
преимущества – качественное и количественное.
Качественно новые возможности очевидны, если
сравнить словесные описания с непосредственным
аудиовизуальным представлением.
Количественные преимущества выражаются в том,
что мультимедиа среда много выше по
информационной плотности. Действительно, одна
страница текста, как известно, содержит около 2
Кбайт информации. Преподаватель произносит этот
текст примерно в течении 1-2 минут. За ту же минуту
полноэкранное видео приносит порядка 1,2 Гбайт
информации. Вот почему «лучше один раз увидеть,
чем миллион раз услышать».
Методика использования мультимедиа технологий предполагает:
- совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
- усиление мотивации учения;
- улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;
- повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
- демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры.
Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
- усвоить базовые знания по предмету;
- систематизировать усвоенные знания;
- сформировать навыки самоконтроля;
- сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности;
- оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно (исследования института «Евролингвист», Голландия), что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%.
Мультимедиа программы представляют
информацию в различных формах и тем самым делают
процесс обучения более эффективным. Экономия
времени, необходимого для изучения конкретного
материала, в среднем составляет 30%, а
приобретенные знания сохраняются в памяти
значительно дольше.
При использовании на уроке мультимедийных
технологий структура урока принципиально не
изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все
основные этапы, изменятся, возможно, только их
временные характеристики.
Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.
Структурная компоновка мультимедийной презентации, с применением гипертекстовых ссылок развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.
Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока.
Образовательный аспект: восприятие
учащимися учебного материала, осмысливание
связей и отношений в объектах изучения.
Развивающий аспект: развитие
познавательного интереса у учащихся, умения
обобщать, анализировать, сравнивать, активизация
творческой деятельности учащихся.
Воспитательный аспект: воспитание научного
мировоззрения, умения четко организовать
самостоятельную и групповую работу, воспитание
чувства товарищества, взаимопомощи.
Мультимедийные технологии могут быть использованы:
– для анонсирования темы.
– как сопровождение объяснения учителя.
– какинформационно-обучающеепособие.
Наличие мультимедийного обеспечения позволяет компенсировать недостаточность лабораторной базы, благодаря возможности моделирования процессов и явлений природы, что особенно актуально для проведения уроков по теме «Задача. Модель. Компьютер» .Использование компьютера на этом этапе имеет, помимо плюсов (индивидуальный темп работы с программой, большой объем информации по теме, наличие мультимедиа), и минусы: отсутствие контакта с учителем, восприятие текстовой информации с экрана монитора ).
Рекомендации по разработке мультимедийных презентаций
Мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и, таким образом, на эффективность учебного процесса в целом.
На этапе создания мультимедийной презентации необходимо учитывать следующие моменты:
- психологические особенности учащихся данного класса,
- цели и результаты обучения,
- структуру познавательного пространства,
- местоположение учащихся,
- выбор наиболее эффективных элементов компьютерных технологий для решения конкретных задач конкретного урока,
- цветовую гамму оформления учебного материала.
При работе с мультимедийными презентациями на уроках необходимо прежде всего учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации с экрана компьютера, телевизора, проекционного экрана. Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, т. к. при длительной работе вызывает утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами.
При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований:
Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.
- Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста. Лаконичность — одно из исходных требований при разработке учебных программ.
- Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации.
- Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт.
- Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз.
- Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный равномерно заполнять все экранное поле.
- Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.
- На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее 2-3 мин.), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради.
- Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.
Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:
- избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;
- ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п.
- дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся;
- учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти.
Современные школьники быстрее и с интересом
усваивают информацию с экрана компьютера, чем со
слов учителя, но в последнее время тенденция все
же меняется, детям не хватает общения...
Очень важно не останавливаться на месте, ставить
новые цели и стремиться к их достижению – это
основной механизм развития личности как ученика,
так и учителя.
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: история, ИЗО, физика, химия.
Цели урока.
- Образовательная: ознакомить учащихся с технологией изготовления изделий из солёного теста, научить изготавливать простые изделия.
- Развивающая: развивать: умение применять инструменты и приспособления для изготовления изделий; интерес к ручной работе.
- Воспитательная: воспитывать самостоятельность и чувство ответственности за выполняемую работу, аккуратность и культуру труда при выполнении работы.
Прогнозируемый результат.
- Знать основные этапы изготовления изделий из солёного теста.
- Уметь изготавливать несложные изделия из солёного теста в соответствии с правилами охраны труда и санитарно-гигиеническими требованиями.
- Продолжать работу с солёным тестом, самостоятельно выполнять более сложные и разнообразные изделия.
Оборудование.
- персональный компьютер,
- мультимедийный проектор,
- экран,
- Презентация Microsoft Office Power Point,
- рабочий стол,
- инструменты и приспособления для лепки изделий из солёного теста.
ХОД УРОКА
I. Организационная часть
Приветствие.
Контроль посещаемости.
Проверка готовности к уроку и наличия рабочей
одежды.
II. Теоретическая часть
1. Повторение пройденного материала:
– проверка домашнего задания,
– проверка знания материала прошлого занятия.
2. Изложение нового материала.
– Активизация познавательной деятельности - вопросы к классу:
«Знаете ли вы, что такое тесто и из каких продуктов оно состоит?»
«Что из теста делают?»
– Сообщение познавательных сведений.
Всем известно, что из теста пекут хлеб, пироги,
вкусное печенье и пряники. Сегодня на уроке вы
познакомитесь с технологией изготовления
изделий из солёного теста. Это тесто, которое не
едят, а из которого лепят (слайд №1).
Солёное тесто в последние годы стало очень
популярным материалом для лепки: оно эластично,
его легко обрабатывать, изделия из него
долговечны, а робота с ним доставляет
удовольствие и радость детям и многим взрослым.
Настенные украшения, забавные игрушки, сувениры -
всё это можно сделать из соленого теста.
Вы научитесь (слайд №2):
- делать солёное тесто и несложные поделки из него;
- использовать различные инструменты и приспособления;
- правильно организовывать рабочее место;
- аккуратно выполнять свою работу с учётом правил безопасности.
Немного из истории
Поделки из теста - очень древняя традиция (слайд №3)
Последовательность изготовления изделий из солёного теста (слайд №4).
Ученики записывают в тетрадь.
Рецепт приготовления солёного теста (слайд №5)
Учитель характеризует каждый ингредиент, затем ученики записывают в тетрадь.
Приготовление солёного теста (слайд №6)
Учитель показывает основные приёмы работы с тестом.
Окрашивание теста (слайд №7)
Учитель показывает краски, используемые для окрашивания теста, и приёмы смешения краски и теста.
Рабочее место, инструменты, приспособления и оборудование
Учитель показывает правильную организацию рабочего места, используемые инструменты и приспособления; напоминает безопасные приёмы работы ножом, отдельно останавливается на правилах безопасности при работе с духовым шкафом.
Лепка
Работа с солёным тестом похожа на работу с
пластилином, приёмы работы те же самые.
Учитель напоминает, как делать шарик, каплю,
лепёшку, колбаску и т.д.
Сушка и обжиг (слайд №8)
Учитель рассказывает об условиях воздушной сушки и обжига в духовом шкафу и ещё раз напоминает о правилах безопасности. Ученики записывают в тетрадь условия обжига.
Раскраска и лакировка (слайд №9)
Учитель рассказывает об особенностях раскрашивания изделий и покрытия их лаком. Ученики записывают текст со слайда в тетрадь.
Новогодние украшения, сувениры и подарки (слайд №10)
Так как занятие проводится перед Новым годом, то целесообразно поговорить о подарках и украшениях для ёлки. Ученики рассматривают картинки на слайде и готовые работы учеников нашей школы.
III. Практическая часть
Изготовление игрушки-сувенира мышки (слайд №11).
Ученики быстро зарисовывают рисунок мышки и приступают к практической работе, внимательно изучив её последовательность на слайде.
IV. Подведение итогов урока
V. Поощрение учащихся
VI. Домашнее задание